Основные этапы развития мировой политической мысли.

Политические учения Древнего Востока
Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания; первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер; господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства.
Ведущие мыслители этого периода: Конфуций, Мо-Цзы, Шан-Ян, Будда и др.
Конфуций пропагандировал идеологию господствующего сословия, божественное происхождение власти императора, но отказывался от божественного происхождения государства. Он считал, что государство возникло из объединения семей (это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети). Шан Ян дал начало направлению, получившему название «легизм». Теоретические основы легизма: мораль и политика - противоположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль. Основное средство управления государством - принуждение (человек подчиняется закону, т.к. боится наказания).

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима
Характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их как относительно самостоятельной части философии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.
Ведущие мыслители этого периода: Гомер, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон и др. Платон. Идеи: государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку; залог стабильности государства - разделение труда по склонности души; управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства. Аристотель, выдвинул предположение о естественном происхождении государства; назвал человека политическим существом; классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; выделил: правильные формы государственного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона.

Политические учения Средневековья:
Особенности политических учений этого этапа: перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, к проблемам религии, безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретали форму законов; социальнополитическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей; обоснование теологической теории появления государства и политической власти.

Ведущие мыслители этого периода: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и др. Августин Блаженный заложил основы христианской политической теории. Резко противопоставляя церковь и государство, Августин стремился обосновать верховенство церкви над светской властью. Государство рассматривалось Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство - это множество людей, объединенных общественными связями. Фома Аквинский. Его воззрения базировались на следующих посылках: сущность власти устанавливается богом, поэтому в интересах общественного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым человеком своих обязанностей; государство также является божественным установлением; допущение, что могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение; государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

Политические учения эпохи Возрождения и Реформации:
Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобождение политической науки от теологии и стремление создать чисто светскую теорию; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни; обоснование революционных форм и методов переустройства общества.
Ведущие мыслители этого периода: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Компанелла, Ж.Боден, Т.Гоббс, Г.Гроций, Дж.Локк, Б.Спиноза и др.
Никколо Макиавелли первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; обосновал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.Томас Гоббс развил гражданскую трактовку политики, считал, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. «Без политики человеческая жизнь превратилась бы в войну всех против всех» Политика регулирует общественную жизнь, способствует договоренности.

Политические учения эпохи Просвещения и эпохи Нового времени:
Особенности и характерные черты этого периода: формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; характеристика правового государства; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина.
Ведущие мыслители этого периода: Ш.Монтескье, Ж- Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель и др. Шарль Монтескье обоновал теорию разделения властей. Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь взаимным сдерживанием и разделением властей на: законодательную, исполнительную и судебную власти. Георг Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Джон Локк: сформулировал идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам.

Современные политические учения:

Первый этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX вв.) характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ. В этот период увидели свет: теория заинтересованных групп (групп давления) (А.Бентли); теория элиты (Г.Моска, В.Парето); социологическая теория государства (три типа господства, (М.Вебер); психологическая теория власти (Г.Лассуэл).

Второй этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали: новая теория демократии (И.Шумпетер); плюралистическая теория демократии (Р.Даль); концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер).
Третий этап (середина 70-х гг. XX в. - н.в.) характерен разработкой и развитием новых парадигм политической науки. В этот период были разработаны: футурологическая концепция единого мирового государства (С.Кларк, К.Сон); концепция постиндустриального общества (Д.Белл, Р.Арон); концепция информационного общества (О.Тоффлер); концепция национального интереса (Г.Моргентау); теория элитарной демократии; силовая концепция власти.

Наши рекомендации