Способ утверждения лидерства в группах
Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.
Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.
Еще одна достаточно обширная типология предложена российским исследователем Г.А. Авциновой [28]. Так, например, по отношению к власти автор выделяет два типа политических лидеров: властвующий и оппозиционный. Оппозиционный делится на два подтипа – конфронтационно-оппозиционный (непримиримый противник существующей власти) и конструктивно-оппозиционный (критикует существующую власть, но не ориентирован на ее немедленное свержение). В тоталитарно-авторитарных политических системах преобладает конфронтационно-оппозиционный тип лидера. Его приход к власти, как правило, ведет к радикальным трансформациям политической системы.
В стабильной политической системе преобладает конструктивно-оппозиционный тип лидера, который приходит к власти с помощью легитимных средств и его приход не сопровождается резкими изменениями политического курса страны.
Властвующие лидеры также делятся на два подтипа – эгоцентрический и социоцентрический. Лидер эгоцентрического типа, в первую очередь, стремиться к самореализации с помощью власти. Такая направленность власти рассматривается как инструмент компенсации физической или психической неполноценности (например, Дж. Кеннеди с детства страдал от травмы позвоночника, а Сталин – от дефекта руки и маленького роста). Социоцентрический видит цель своей деятельности в выполнении общественного долга. Кроме того, эгоцентрические и социоцентрические мотивы совсем необязательно выступают взаимоисключающими.
Партии и партийные системы
Политические партии во всех демократических системах – один из важнейших субъектов политического процесса. Они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, а также выражают интересы граждан в сфере государственной жизни.
Политическая партия представляет собой разновидность социальной организации, которая создаётся на определённой идейно-политической платформе. Политические партии представляют интересы конкретных социальных групп и слоёв общества. Поиск общественной поддержки является существенным признаком политической партии.
Политические партии – это добровольные организации с общими политическими интересами, целями, идеологией, стремящиеся к государственной власти.
Политические партии в современном понимании этого термина являются относительно молодыми институтами в общественной жизни. Однако задолго до формирования современных политических партий термин этот означал группы, соперничающие друг с другом в сфере власти или влияния на власть.
Функции политических партий:
1. Артикуляция и агрегация общественных интересов – это выявление и выражение сходных интересов граждан, социальных групп с целью объединения в политический интерес.
2.Политическая организация граждан – это включение индивида в политическую жизнь через систему политического просвещения.
3.Властная функция – это практическое участие партии в борьбе за распределение власти, её осуществление, в принятии политических решений и в контроле за их исполнением.
4.Идеологическая – это идеалы, ценности и цели, лежащие в основе деятельности партии.
5.Организаторская – это формы взаимодействия с органами государственной власти.
Таким образом, партия является связующим звеном между государственной властью и населением. Она превращает стихийные формы политического поведения масс в организованные действия.
В политологической литературе существуют различные методики классификации партийных систем. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий: многопартийная, двухпартийная и однопартийная.
Партийная система – это совокупность отношений между политическими партиями, их отношений с государством и другими политическими институтами.
Партийная система складывается из таких компонентов, как социальный статус политических партий, их положение в структуре общества и характер взаимодействия между ними.
В зависимости от количества партий в государстве партийные системы делятся на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартийные) и многопартийные.
Однопартийная система – закрепляет правящую роль монопольно руководящей обществом партии, при отсутствии свободных выборов. Характерна для стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. (Примеры: СССР, Заир, Китай, Куба, Лаос, и др.).
Двухпартийная система – это наличие 2-х сильных политических партий, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать своё правительство. Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Также это Великобритания, Канада, Австралия.
Многопартийная система – в государстве существует 3 и более партий. Эта система наиболее типична для парламентской формы правления, и в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей, они участвуют в создании коалиционного правительства. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объёме: от 12 партий в Нидерландах, до 4 в странах Скандинавии, или 3 партий в Бельгии, ФРГ, Австрии. Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия, или Франция. В этих странах обычно формируются коалиционные правительства.
В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем.
Однопартийные системы исключают возможность существования каких других партий и предусматривают слияние партийного и государственного руководства. Подобная модель характерна для тоталитарных и частично авторитарных режимов.
"Мнимая" многопартийность (квазибагатопартийнисть) . Это означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий. Так, несмотря на то, что в Китае, кроме коммунистической партии, существует еще восемь партий, все они признают руководящую роль КПК. Другое название этой системы - "система с партией-гегемоном" .
Бипартизм или двухпартийная система (США, Великобритания). Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии. Партия, победившая на выборах (например, президентских в США и парламентских в Британии), получает право формировать свой кабинет министров. При этом возможно возникновение ситуации (такое часто наблюдается в США), когда исполнительную власть выражает одна партия, а парламентское большинство выражено другой партией. Сами американцы рассматривают эту ситуацию как дополнительный разделение властей.
Система "двух с половиной партий" . От предыдущей она отличается тем, что одна из двух ведущих партий страны, победив на выборах, может сформировать правительство, только блокируясь с третьей, менее сильной партией. Такая модель существует в Германии. Главными конкурентами на выборах являются Христианско-демократический союз и социалисты (СДПГ). Долгое время в качестве третьей партии выступали свободные демократы, которые объединялись то с СДПГ (1969-1982), то с ХДС (1982-1998). После 1998 г. Социалисты стали правящей партией, вступив в коалицию с "зелеными" ("Союз к зелени").