Групповые влияния на индивидуальное поведение. Проблема лидерства в малых группах

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано на наличных качествах лидера и соииально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Лидерство – это руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией. Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера:

- организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

- выработка и поддержание групповых норм;

- внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

- принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности группы – деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (инструментальное лидерство) и лидерство в эмоциональной сфере(экспрессивное лидерство). Одно лицо может совмещать эти виды лидерства, но часто они распределяются между разными членами группы. По степени направленности группы на ту или иную сферу жизнедеятельности можно выделять разные типы лидеров – ориентированных на решение групповых задач, на общение и взаимоотношения в группе и универсальных лидеров.

Основными факторами, определяющими феномен лидерства, являются:

- психологические качества личности самого лидера;

- социально-психологические характеристики членов группы (групповая композиция);

- специфика социальной ситуации, в которой функционирует группа;

- содержание решаемых задач.

Лидером, вероятнее всего, может стать человек, обладающий такими личными качествами, как: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.

Вероятностные теория лидерства. Данная теория классифицирует лидеров как мотивированных, главным образом, потребностью выполнения предписанных заданий или развития близких, поддерживающих отношений в группе. Ситуации классифицируются по уровню власти, влияния и контроля (высокого, среднего или низкого) над активностью группы со стороны лидера. Ситуационный контроль означает, по существу, вероятную способность выполнить задание. Соответствующие исследования показали, что лидеры, ориентированные на выполнение задания, лучше функционируют в ситуациях с высоким и низким уровнями контроля, в то время как лидеры, ориентированные на взаимоотношения, более эффективны в ситуациях с умеренным уровнем контроля.

Теория следования цели основывается на положении взаимодействия поведения и ситуации. Из этой теории следует, что лидер должен мотивировать подчиненных, делая акцент на взаимосвязи между собственными потребностями подчиненных и целями организации и способствуя выработке или пониманию способа, который позволит удовлетворить как собственные потребности работников, так и достигнуть организационных целей. Теория предполагает, что структурирующее поведение будет иметь положительный, когда работа не совсем ясна; уважительно-предупредительное поведение будет успешным, когда работа монотонна, скучна или вызывает отвращение.

Транзактная теория.Теория описывает способы взаимодействия лидеров с подчиненными. Статус лидера повышается пропорционально его вкладу в достижение групповой цели. Лидеры должны доказывать свою ценность, проявляя компетентность и приверженность групповым ценностям. Так они получают «внутренний кредит» от своих подчиненных. Этот «кредит» позволяет лидеру отходить от принятых групповых норм и стандартов, независимо изменять направление деятельности, ему не вменяются в вину мелкие нарушения групповых норм и правил.

В целом в современных исследованиях лидерства как сложного, многофакторного явления во все большей степени проявляется тенденция к изучению влияния параметров групповых задач, целей и когнитивных компонентов процесса лидерства.

Лекция по теме №4

Наши рекомендации