Класс пролетариев и партия пролетариев

ЦЕНТРАЛЬНАЯ

КЛНЬРОЛЬНО-РЕВИЗИЦИОННАЯ КОМИССИЯ КПРФ

СБОРНИК

ИНФОРИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Класс пролетариев и партия пролетариев - student2.ru

СТАЛИНСКАЯ

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

Год

ПРЕДНИСЛОВИЕ

В целях повышения боевитости КПРФ на пути к достижению программных целей партийному активу необходимо изучать победный опыт основоположников большевистской партии. В настоящий сборник включены четыре статьи И.В. Сталина, написанные им с целью обучения и воспитания партийного актива в разное время. Это статьи «Класс пролетариев и партия пролетариев», «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов», «Письмо к Д. Бедному», «О диалектическом и историческом материализме». Данные статьи очень актуальны для современной КПРФ, потому что демонстрируют не только железную логику и партийную принципиальность Сталина в его спорах с оппозицией, но и показывают, насколько глубоко познал И.В. Сталин диалектический метод познания и материалистическое учение Маркса. Сталин понял, что такие философские категории, как сознание и бытие, идея и материя, форма и содержание, это не только важнейшие стороны всякого явления. При правильном осмыслении эти категории для партийного руководителя могут стать теми «рычагами», ухватившись за которые можно направить развитие явления в нужную сторону, ускорить или затормозить его. Сталин умело использовал эти знания в социалистическом строительстве и в борьбе с догматиками, правыми и левыми уклонистами, с русофобами-троцкистами.

В настоящее время повышение авторитета КПРФ и её лидера в российском обществе встревожило власть и их зарубежных хозяев. Началась скоординированная атака на ЦК и ЦКРК КПРФ как со стороны внешних сил, так и со стороны оппозиционной группировки внутри партии. Противники превращения КПРФ в партию социального наступления, способную завоевать и удержать политическую власть, бьют с двух сторон в одну точку. Они внушают коммунистам, что Президиум ЦК в его нынешнем составе не в состоянии выполнять свои функции, что партия деградирует, в ней нет демократии, и пришла пора сменить лидера и все руководство. В статьях и письмах, распространяемых в СМИ и среди коммунистов от имени члена ЦК Е.К. Лигачева, удар наносится в основном по ЦКРК КПРФ и её председателю. В них утверждается, что в партии сложилось двоецентрие, а председатель ЦКРК отошел от марксизма-ленинизма. При активном участии члена ЦК Е.И. Копышева издаются и распространяются брошюры с названием «Правда о погроме Московской городской организации КПРФ». В них коммунистов призывают не выполнять решения вышестоящих органов партии и требовать проведения внеочередной конференции МГО и съезда партии. Оппозиционеры приступили к формированию в ряде регионов общественных объединений типа «Союз коммунистов» с целью отрыва от КПРФ части её членов. Эта оппозиционная деятельность находит судебную и иную поддержку со стороны властных структур, противников КПРФ на левом фланге и оперативно освещается Интернет-115 группировкой, возглавляемой исключенными из КПРФ за русофобию и антипартийную деятельность А. Барановым и С. Борзенко. Поскольку товарищи Лигачев Е.К., Копышев Е.И. – люди в КПРФ известные, а их обвинения в адрес ЦК и ЦКРК в отходе от принципов марксизма-ленинизма весьма серьезны, коммунистам для верных выводов необходимы знания теоретических основ.

Данному сборнику статей не случайно дано название «Сталинская наука побеждать». Сейчас КПРФ стала на победный путь, и всем попыткам нынешних оппозиционеров свернуть партию на путь догматизма, социал-демократизма, вульгарного материализма члены КПРФ должны давать теоретически осознанный отпор практическими действиями по укреплению партии и достижению программных целей.

Для достижения победы в борьбе с сильным и жестоким противником с мировым финансовым капиталом, фактически оккупировавшим Россию, КПРФ должна быть не скоплением бесконечно дискутирующих друг с другом одиночек, а боевой, сплоченной, централизованной партией, действующей под руководством ЦК как единое целое. Именно такое победное условие завещал нам И.В. Сталин в статье «Класс пролетариев и партия пролетариев». Он четко определил, что объединить членов партии в одну централизованную партию способно лишь единство программных, тактических и организационных взглядов. Рушится единство взглядов – рушится и партия. Сталин писал, что Программа партии – это ближайшие и конечные цели движения. Тактика – это способы борьбы. Организация – это форма объединения членов. Он особо подчеркивал, что «для единства партии единство организационных и тактических взглядов необходимо в той же мере, как и единство их программных взглядов... Те, кто отрицает это, пробивают брешь в крепости нашей партии». Таков сталинский ответ современным оппозиционерам из ЦК, Московского и Санкт-Петербургского 116 региональных отделений. Члены ЦК Копышев Е. И., Улас В. Д. пробивают брешь в крепости нашей партии, поддерживая и защищая тех, кто отрицает «способ борьбы», определенный в Программе КПРФ. В ней четко на 26-й странице записано, что «в нынешних условиях КПРФ видит свою задачу в том, чтобы соединить социально-классовое и национально- освободительное движения в единый народный фронт. При- дать ему целенаправленный характер». Этот способ борьбы избран партией, исходя из конкретных исторических условий. Сейчас Россия фактически превращена в колонию. Колонизаторы в лице финансового спекулятивного капитала ведут нашу страну к национальной катастрофе, к гибели нашей цивилизации. Поэтому Х съезд КПРФ четко определил тактическую очередность действий партии, записав в своем постановлении, что в современной России социалистическая революция возможна как результат национально-освободительной борьбы русского и других коренных народов России.

Оппозиционеры, ссылаясь на непонимание «русского во- проса», упорно саботируют выполнение данной программной установки и организуют борьбу против тех коммунистов, которые стремятся её реализовать. Оппозиционеры, вместо организации социально-классового движения, разжигают борьбу внутри партии. Это несовместимо с членством в КПРФ.

В статье «О диалектическом и историческом материализме метод познания и материалистическую теорию Маркса.Сталин обращает внимание на то, что «сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит в том, что он опирается в своей практической деятельности не на вульгарный материализм, отрицающий значение идеальной стороны и её воздействие на материальную сторону, а на диалектический материализм... Именно диалектический материализм – есть мировоззрение марксистско-ленинской партии». Нужно исходить из того, что жизнь едина и неделима. Она выражается в двух различных формах: идеальной и материальной. Главный тезис диамата – всё на свете меняется, всё в мире движется и все явления взаимосвязаны. Поэтому, чтобы понять суть природы и общественных явлений, нужно смотреть на них не однобоко, а всесторонне, и рассматривать не как что- то застывшее, а как постоянно изменяющееся. Коммунисты для получения истинного знания о явлении должны использовать все виды человеческого сознания: обыденное, научное и философское, религиозно-мифологическое и художественное, а также делать анализ и выводы, исходя из конкретной обстановки в данный исторический момент в данном месте.

Однако именно этого не понимают и не признают оппозиционеры как в сталинские времена, так и сейчас. Они оперируют заученными цитатами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина» И.В. Сталин дает отпор догматикам и тем, кто так и не понял диалектический

и называют это верностью марксизму, абсолютно не понимая, что время ушло вперед. Мир усложнился, изменились коренным образом производительные силы и производственные отношения, появились новые глобальные противоречия, на смену индустриальной эпохе пришла информационная эпоха. Вместе с этим появились качественно новые способы ведения войны и новое оружие массового поражения. Сейчас против России ведется война нового типа. В ней главным оружием является информационно-психологическое, а главным объектом уничтожения является духовность народа. В этой войне людей не только эксплуатируют и отнимают материальное богатство, но и лишают разума, искореняют дух народа, делают людей биороботами, лишают имени целые народы, чтобы сломить их волю к сопротивлению.

Сейчас в условиях информационной эпохи для нас особенно важен сталинский вывод о том, что духовная жизнь общества является отражением условий его материальной жизни, а также о диалектической взаимосвязи и взаимовлиянии материального и духовного мира. Сталин пишет: «Да, Маркс говорил, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание... Но из слов Маркса не следует, что общественные идеи, теории, политические учреждения не имеют значения в жизни общества, что они не производят обратного воздействия на общественное бытие, на развитие материальных условий жизни общества... Исторический материализм не только не отрицает, а, наоборот, подчеркивает их серьезную роль и значение в жизни общества... Общественные идеи, теории, политические учреждения, возникнув на базе назревших задач развития материальной жизни общества, сами воздействуют потом на общественное бытие, на материальную жизнь общества, создавая условия для её дальнейшего развития. Стихийный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей».

В 30-е годы Сталин на практике осуществил этот теоретический вывод и творчески развил марксизм-ленинизм. Исходя из законов диалектики, он понял, что в России наступил исторический момент, когда новые производственные отношения опередили развитие производительных сил. Они стали не фор- мой, а содержанием движения. Поэтому нужно использовать духовный мир народа, чтобы поднять на качественно новый уровень материальный мир, т.е. производительные силы. Опираясь на особые духовные силы русского народа, на его стремление к светлому идеалу и советской державности, Сталин поставил, казалось бы, невыполнимую задачу: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Итальянский исследователь Джузеппе Боффа в своей книге «История Советского Союза» отметил возросшее значение чисто русского мотива в рассуждениях Сталина в этот период. Данный вывод подтверждается в письме Сталина к поэту Демьяну Бедному, написанному в декабре 1930 года. В нем Сталин дал отпор приверженцам русофобской теории троцкистов.

Сталин сумел с помощью духовного подъема народа осуществить настоящий прорыв в экономике и вывел народное хозяйство СССР на качественно новый уровень, создав базу для победы во Второй мировой войне.

Сейчас Россия, так же как СССР в 30-е годы, стоит перед выбором: быть или не быть? Спасти её можно только на основе сплочения державообразующего народа вокруг традиционных духовных ценностей и его национально-освободительной и социально-классовой борьбы против оккупантов и эксплуататоров. К сожалению, вновь, как во времена Сталина, находятся люди, мешающие этому, препятствующие объединению всех русских по духу и миропониманию людей в движение «Русский Лад» для совместной борьбы и созидания. Таким оппозиционерам необходимо по-сталински принципиально давать отпор.

КПРФ как воздух необходимо творческое развитие марксизма-ленинизма, современная стратегия, тактика, современные формы борьбы и формы объединения масс, соответствующие данному моменту лозунги и действия партии. Как вести такой творческий поиск, И.В. Сталин практически показывает в своей статье «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов». Чтобы не допустить грубейших и пагубных ошибок в деле руководства рабочим движением, Сталин советует изучать объективные процессы движения и четко определиться в основных понятиях. Партийному активу контрольных и руководящих органов КПРФ будет полезно узнать сталинские формулировки стратегии, тактики, форм борьбы и организации масс.

Стратегия – это план организации решающего удара в том направлении, в котором удар скорее всего может дать максимум результатов.

Задача политической стратегии состоит, прежде всего, в том, чтобы исходя из данных теории и программы, учитывая опыт революционной борьбы, правильно определить 120 основное направление пролетарского движения данной страны для данного исторического периода.

Задача тактики состоит в том, чтобы, руководствуясь стратегией и учитывая практический опыт борьбы, определить формы и способы борьбы, более всего соответствующие конкретной обстановке борьбы в каждый данный момент.

Задача партии в выборе форм борьбы состоит в том, что- бы овладеть всеми формами борьбы, разумно сочетать их на поле битвы и умело заострить борьбу на тех её формах, которые целесообразны в данной обстановке.

Задача партии в выборе форм организации масс состоит в том, чтобы овладеть всеми формами организации масс (просветительными, профессиональными, кооперативными и парламентскими организациями, забастовочными комитетами, советами, общественными объединениями, самодеятельными творческими союзами), довести их до совершенства и умело сочетать их работу в каждый данный момент.

Партийному активу КПРФ надо осознать сталинское определение, что «лозунг – есть сжатая и ясная формулировка целей борьбы, данная партией с учетом движущих сил и особенностей момента. В зависимости от этапа борьбы есть лозунги пропаганды, лозунги агитации, лозунги действия и есть директивы. Смешивать лозунги с директивами, или лозунг агитации с лозунгом действия опасно. Задача партии состоит в том, чтобы умело и своевременно перевести лозунги агитации в лозунги действия, или лозунги действия в конкретные директивы...».

Теоретическое наследие И.В. Сталина подтверждает, что ЦК КПРФ, руководствуясь марксистско-ленинским учением и творчески развивая его, учитывает конкретные особенности исторического периода, своей страны – России и действует в полном соответствии с Программой и Уставом КПРФ.

В. С. Никитин

И. В. Сталин

Класс пролетариев и партия пролетариев

(По поводу первого пункта устава партии)

Прошло то время, когда смело провозглашали: “единая и неделимая Россия”. Теперь и ребенок знает, что “единой и неделимой” России не существует, что она давно разделилась на два противоположных класса: на буржуазию и пролетариат. Теперь ни для кого не является тайной, что борьба между этими двумя классами превратилась в ту ось, вокруг которой вращается наша современная жизнь.

Тем не менее до настоящего времени все это трудно было заметить, – и это потому, что до сих пор мы видели на арене борьбы лишь отдельные группы, ибо боролись лишь отдельные группы в отдельных городах и уголках, а пролетариата и буржуазии, как классов, не было видно, – их трудно было заметить, Но вот, объединились города и районы, различные группы пролетариата протянули друг другу руку, вспыхнули общие забастовки и демонстрации, – и перед нами открылась величественная картина борьбы между двумя Россиями, Россией буржуазной и Россией пролетарской. На арену борьбы выступили две большие армии: армия пролетариев и армия буржуа, и борьба между этими двумя армиями охватила всю нашу общественную жизнь.

Так как армия не может действовать без руководителей и так как каждая армия имеет свой передовой отряд, который идет впереди нее и освещает ей путь, – то ясно) что вместе с этими армиями должны были выступить и соответствующие группы руководителей, соответствующие партии, как говорят обычно.

Итак, картина приняла следующий вид: на одной стороне армия буржуа во главе с либеральной партией, а на другой – армия пролетариев во главе с социал-демократической партией, – каждой армией в ее классовой борьбе руководит собственная партия*i.

Мы коснулись всего этого для того, чтобы сравнить партию пролетариев с классом пролетариев и тем самым выяснить вкратце ее общую физиономию.

Сказанное в достаточной мере выяснило, что партия пролетариев, как боевая группа руководителей, во-первых, должна быть гораздо меньше класса пролетариев по количеству своих членов; во-вторых, должна стоять выше класса пролетариев по своей сознательности и своему опыту; и, в-третьих, должна представлять из себя сплоченную организацию.

Сказанное, по нашему мнению, не нуждается в доказательствах, так как само собой понятно, что пока существует капиталистический порядок, который неизменно сопровождается нищетой и отсталостью народных масс, – весь пролетариат не сможет подняться до желательной сознательности, что, стало быть, необходима группа сознательных руководителей, которая социалистически просвещает армию пролетариев, объединяет ее и руководит ею во время борьбы. Ясно также и то, что партия, которая поставила своей целью руководить борющимся пролетариатом, должна представлять не случайное скопление одиночек, а сплоченную централизованную организацию, чтобы можно было направлять ее работу по единому плану.

Такова, вкратце, общая физиономия нашей партии.

Запомним все это и перейдем к нашему главному вопросу: кого мы можем назвать членом партии? Первый пункт партийного устава, по поводу которого написана эта статья, касается именно этого вопроса.

Итак, рассмотрим этот вопрос.

Кого же, стало быть, мы можем назвать членом Российской соц.-дем. рабочей партии, т.е. каковы обязанности члена партии?

Партия наша – социал-демократическая. Это значит, что она имеет свою собственную программу (ближайшие и конечные цели движения), свою собственную тактику (способы борьбы) и свой собственный организационный принцип (форму объединения). Единство программных, тактических и организационных взглядов является той почвой, на которой строится наша партия. Лишь единство этих взглядов может объединить членов партии в одну централизованную партию. Рушится единство взглядов – рушится и партия. Следовательно, членом партии можно назвать лишь того, кто полностью принимает партийную программу, тактику и организационный принцип партии. Лишь тот, кто достаточно изучил и полностью принял программные, тактические и организационные взгляды нашей партии, может быть в рядах нашей партии и вместе с тем в рядах руководителей армии пролетариев.

Но достаточно ли для члена партии только принятия партийной программы, тактики и организационных взглядов? Можно ли назвать такого человека подлинным руководителем армии пролетариев? Конечно, нет! Во-первых, всем известно, что на свете существует немало болтунов, которые с удовольствием “примут” партийную программу, тактику и организационные взгляды, но ни на что, кроме болтовни, не способны. Было бы осквернением святая святых партии назвать такого болтуна членом партии (т.е. руководителем армии пролетариев)! Да к тому же, наша партия ведь не философская школа или религиозная секта. Разве наша партия не есть партия борьбы? И если это так, разве не ясно само собой, что нашу партию не удовлетворит платоническое принятие ее программы, тактики и организационных взглядов, что она несомненно потребует от своего члена осуществления принятых взглядов? Значит, кто хочет быть членом нашей партии, тот не может довольствоваться принятием программных, тактических и организационных взглядов нашей партии и должен взяться за осуществление этих взглядов, за проведение их в жизнь.

Но что значит для члена партии осуществление партийных взглядов? Когда он может осуществить эти взгляды? Лишь тогда, когда он борется, когда он вместе со всей партией идет впереди армии пролетариата. Возможна ли борьба в одиночку, вразброд? Конечно, нет! Наоборот, люди сначала объединяются, сначала организуются и потом уже идут в бой. Без этого бесплодна всякая борьба. Ясно, что и члены партии только тогда смогут бороться и, стало быть, осуществлять партийные взгляды, когда они объединятся в сплоченную организацию. Ясно также, что чем в более сплоченную организацию объединятся члены партии, тем лучше они будут бороться, стало быть, тем полнее осуществят программу, тактику и организационные взгляды партии. Недаром говорят, что наша партия есть организация руководителей, а не скопление одиночек. А если наша партия есть организация руководителей, то ясно, что членом этой партии, этой организации можно считать лишь того, кто работает в этой организации, кто, стало быть, считает своей обязанностью слить свои желания с желаниями партии и действовать вместе с партией.

Значит, для членства в партии необходимо осуществление программы, тактики и организационных взглядов партии; для осуществления взглядов партии необходима борьба за эти взгляды; для борьбы за эти взгляды необходима работа в партийной организации и работа вместе с партией. Ясно, что для членства в партии необходимо вступление в одну из партийных организаций. Лишь тогда, когда мы вступим в одну из партийных организаций и, таким образом, наши личные интересы сольем с интересами партии, – лишь тогда мы сможем стать членами партии и вместе с тем настоящими руководителями армии пролетариев.

Если наша партия является не скоплением одиночек-болтунов, а организацией руководителей, которая при посредстве Центрального Комитета достойно ведет вперед армию пролетариев, то тогда все сказанное выше ясно само собой.

Необходимо заметить еще вот что.

До сегодняшнего дня наша партия была похожа на гостеприимную патриархальную семью, которая готова принять всех сочувствующих. Но после того, как наша партия превратилась в централизованную организацию, она сбросила с себя патриархальный облик и полностью уподобилась крепости, двери которой открываются лишь для достойных. А это имеет для нас большое значение. В то время как самодержавие старается развратить классовое самосознание пролетариата “тред-юнионизмом”, национализмом, клерикализмом и т.п., когда, с другой стороны, либеральная интеллигенция упорно старается убить политическую самостоятельность пролетариата и добиться опеки над ним, – в это время мы должны быть крайне бдительными и не должны забывать, что наша партия есть крепость, двери которой открываются лишь для проверенных.

Мы выяснили два необходимых условия (принятие программы и работа в партийной организации) членства в партии. Если к этому прибавим и третье условие, которое обязывает члена партии оказывать ей материальную помощь, – тогда у нас будут налицо все те условия, которые дают право носить звание члена партии.

Значит, членом Российской социал-демократической рабочей партии может быть назван тот, кто принимает программу этой партии, оказывает партии материальную помощь и принимает участие в одной на партийных организаций.

Такова формулировка первого пункта партийного устава, данная тов. Лениным*.

Эта формулировка, как видите, всецело вытекает из того взгляда, по которому наша партия есть централизованная организация, а не скопление одиночек.

В этом величайшее достоинство этой формулировки.

Но вот нашлись некоторые товарищи, которые бракуют ленинскую формулировку как “узкую” и “неудобную” и предлагают свою формулировку, которая, надо думать, не будет ни “узкой”, ни “неудобной”. Мы говорим о формулировке Мартова, к разбору которой мы сейчас приступим.

По формулировке Мартова – “членом РСДРП считается всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций”. Как видите, в этой формулировке выпущено третье необходимое условие членства в партии, по которому члены партии обязаны участвовать в одной из партийных организаций. Это определенное и необходимое условие Мартов, оказывается, нашел излишним и взамен его внес в свою формулировку туманное и сомнительное “личное содействие под руководством одной из партийных организаций”. Выходит, что можно быть членом партии, не входя в какую-либо партийную организацию (вот так “партия”!) и не считая себя обязанным подчиняться воле партий (вот так “партийная дисциплина”!)! Ну, а как же партия может “регулярно” руководить теми лицами, которые не входят ни в одну партийную организацию и которые, следовательно, не считают себя безусловно обязанными подчиняться партийной дисциплине?

Вот вопрос, о который разбивается формулировка первого пункта партийного устава, данная Мартовым, и который получает мастерское разрешение в формулировке Ленина, поскольку она определенно признает участие в одной из партийных организаций, как третье и необходимое условие для членства в партии.

Нам остается лишь выбросить из формулировки Мартова его туманное и лишенное смысла “личное содействие под руководством одной из партийных организаций”. Без этого же условия в формулировке Мартова остаются лишь два условия (принятие программы и материальная помощь), которые сами по себе не имеют никакой цены, так как всякий болтун может “принять” партийную программу и оказать партии материальную помощь, что вовсе не дает ему права быть членом партии.

Вот вам и “удобная” формулировка!

Мы говорим, что настоящие члены партии ни в коем случае не должны довольствоваться лишь принятием партийной программы, что они обязательно должны стараться осуществить принятую программу. Мартов отвечает: крайне строго поступаете, так как для члена партии не так-то уж необходимо осуществление принятой программы, если он не отказывается от материальной помощи партии и тому подобное. Мартов как бы жалеет некоторых болтунов – “социал-демократов” и не хочет закрыть им двери в партию.

Мы говорим, далее, что так как для осуществления программы необходима борьба, а для борьбы – объединение, то поэтому обязанность будущего члена партии – войти в одну из организаций, слить свои желания с желаниями партии и вместе с партией руководить боевой армией пролетариев, т.е. организоваться в стройные отряды централизованной партии. Мартов отвечает: не так-то уж необходимо для членов партии организовываться в стройные отряды, объединяться в организации, можно обойтись и борьбой в одиночку.

Так что же такое наша партия? – спрашиваем мы. Случайное скопление одиночек или сплоченная организация руководителей? И если она – организация руководителей, можно ли членом этой организации считать того, кто в нее не входит, кто, стало быть, не считает своей необходимой обязанностью подчиниться ее дисциплине? Мартов отвечает, что партия не есть организация, или вернее, партия есть неорганизованная организация (вот вам и “централизм”!)!

Как видно, по мнению Мартова, наша партия есть не централизованная организация, а скопление местных организаций и “социал-демократических” одиночек, которые приняли нашу партийную программу и т.д. Но если наша партия не есть централизованная организация, то она не будет представлять крепости, двери которой могут открываться лишь для проверенных. И в самом деле, для Мартова, как это видно из его формулировки, партия – не крепость, а банкет, куда свободен доступ для всякого сочувствующего. Немножко знаний, столько же сочувствия, немного материальной помощи и дело в шляпе, вы имеете полное право числиться членом партии. Не слушайте, – подбадривает Мартов перепуганных “членов партии”, – не слушайте некоторых людей, по мнению которых член партии обязан войти в одну из партийных организаций и, таким образом, подчинить свои желания желаниям партии. Во-первых, трудно человеку согласиться на эти условия, ведь не шутка подчинить свои желания желаниям партии) А во-вторых, я уже отметил в своем разъяснении, что мнение этих некоторых людей ошибочно. Так милости просим, господа, пожалуйте… на банкет!

Мартов как бы жалеет некоторых профессоров и гимназистов, которые не решаются подчинить свои желания желаниям партии, и таким образом пробивает брешь в крепости нашей партии, через которую могут пролезть контрабандой в нашу партию эти уважаемые господа. Он открывает двери оппортунизму, и это в то время, когда на классовое самосознание пролетариата напирают тысячи врагов!

Но это не все. Дело в том, что благодаря сомнительной формулировке Мартова возможность оппортунизма в нашей партии возникает и с другой стороны.

В формулировке Мартова, как мы знаем, речь идет лишь о принятии программы, о тактике же и организации – ни звука, в то время как для единства партии единство организационных и тактических взглядов необходимо в такой же мере, как и единство их программных взглядов. Нам скажут, что об этом не говорится и в формулировке тов. Ленина. Правильно! Но ведь в формулировке тов. Ленина и нет надобности говорить об этом! Разве не ясно само собой, что тот, кто работает в одной из партийных организаций и, стало быть, борется вместе с партией и подчиняется партийной дисциплине, не может следовать какой-либо другой тактике и другим организационным принципам, кроме тактики партии и организационных принципов партии. Но что вы скажете о том “члене партии”, который принял партийную программу, но не состоит ни в одной партийной организации? Какая гарантия, что у этого “члена” тактика и организационные взгляды будут партийные, а не иные! Вот чего не может объяснить нам формулировка Мартова! И как результат формулировки Мартова, у нас в руках должна остаться странная “партия”, “члены” которой имеют одинаковую программу (это еще вопроси, а тактические и организационные взгляды – различные! Идеальное разнообразие! Чем же наша партия не будет походить на банкет?

Об одном лишь надо спросить: куда выбросить тот идейный и практический централизм, который завещал нам второй партийный съезд и которому в корне противоречит формулировка Мартова? Без сомнения, если дело дойдет до выбора, то правильнее было бы выбросить вон формулировку Мартова.

Вот какую нелепую формулировку преподносит нам Мартов в противовес формулировке тов. Ленина!

Мы считаем результатом недомыслия решение второго партийного съезда, который (съезд) принял формулировку Мартова, и выражаем надежду, что третий партийный съезд несомненно исправит ошибку второго и примет формулировку тов. Ленина.

Повторим вкратце сказанное. На арену борьбы выступила армия пролетариев. Если всякая армия нуждается в своем передовом отряде, то и этой армии должен был понадобиться такой отряд. Отсюда появление группы пролетарских руководителей – Российской социал-демократической рабочей партии. Как передовой отряд определенной армии, эта партия, во-первых, должна быть вооружена своей собственной программой, тактикой и организационным принципом и, во-вторых, должна представлять сплоченную организацию. Если спросим: кого мы должны назвать членом Российской социал-демократической рабочей партии, то эта партия может дать лишь один ответ: того, кто принимает программу партии, материально помогает партии и работает в одной из партийных организаций.

Эту именно очевидную истину и выразил тов. Ленин в своей замечательной формулировке.

Газета “Пролетариатис Брдзола”

(“Борьба Пролетариата”) № 8,

1 января 1905 г.

Статья без подписи. Перевод с грузинского

К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов51

Источник:

Сталин И.В.Сочинения. – Т. 5. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. С. 160–180.

Примечания 51–57:Там же.С. 414–415.

Основой настоящей статьи послужили лекции “О стратегии и тактике русских коммунистов”, читанные мною в разное время в рабочем клубе Пресненского района и во фракции коммунистов Свердловского университета52. Я решился выпустить ее в свет не только потому, что считаю себя обязанным пойти навстречу желанию пресненцев и свердловцев, но и потому, что сама статья кажется мне не бесполезной для нового поколения наших партийных работников. Считаю нужным, однако, оговориться, что статья эта не имеет претензии дать что-либо новое по существу в сравнении с тем, что уже сказано несколько раз в русской партийной прессе нашими руководящими товарищами. Настоящая статья должна быть рассматриваема как сжатое и схематическое изложение основных взглядов тов. Ленина.

Наши рекомендации