Краткие теоретические сведения. Тема 9: Деятельность таможенного ведомства Советского государства
Тема 9: Деятельность таможенного ведомства Советского государства
Цель занятия: ознакомиться с преобразованием таможенного ведомства СССР, борьбой с сокрытием валюты и наркотических средств, с работой Совета таможенного сотрудничества.
Краткие теоретические сведения
Внешнеполитические прорывы России на Запад и Восток, заключение договоров и соглашений с США, странами ЕЭС и Китаем, начавшееся совершенствование механизма взаимоотношений с другими странами открывали широкие возможности перестройки торговых связей.
Была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) в качестве постоянного органа Совета Министров СССР.
На ГВК возлагалось руководство деятельностью Министерства внешнеэкономических связей СССР, Внешэкономбанка СССР и Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (Государственного комитета по иностранному туризму).
Реформа органов внешнеэкономических связей СССР потребовала анализа жизнеспособности таможенной системы и ее соответствия новым условиям. Ведомственное подчинение Главного таможенного управления Министерству внешней торговли СССР не обеспечивало действенного Государственного контроля за внешнеторговыми операциями, досмотром пассажиров и борьбой с контрабандой. Решением Совета Министров от 12 февраля 1986 г. № 222 было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.
В общем комплексе мероприятий по перестройке таможенного дела важным фактором явилось введение с 1 сентября 1989 г. грузовой таможенной декларации.
С выходом в свет постановления Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191, которое фактически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу сформировать новую таможенную политику и современный механизм таможенного контроля, изменились функции таможенных органов.
Основными структурными единицами ГУ ГТК были управления и отделы. Наряду с функциональным принципом определенное значение в деятельности структурных подразделений имел и территориальный принцип.
Таможенные органы по их расположению делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения подразделялись на сухопутные, воздушные, морские (речные).
Были приняты меры, обеспечивающие обязательную регистрацию участников внешнеэкономической деятельности; представление к декларированию товаров и иного имущества, перемещаемого через таможенную границу.
На таможенные органы возлагалась обязанность подготовки следующих документов:
– временный порядок декларирования товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
– форма бланка декларации и инструкция по ее заполнению;
– порядок взимания пошлины и платы за таможенные процедуры при декларировании товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
– типовое положение о допуске организаций к осуществлению посреднических (брокерских) функций в декларировании товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, а также типовое соглашение органов государственного таможенного контроля с посреднической организацией, устанавливающее права и обязанности сторон.
8 января 1989 г. правительствами СССР и США был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Другим направлением работы таможенных органов по пресечению транзита наркотиков стал контроль за перемещением авиапассажиров через международные аэропорты СССР.
Огромное внимание придавалось развитию международных связей, прежде всего в рамках Совета таможенного сотрудничества и сотрудничества с подразделениями ООН. Были налажены более тесные отношения с Управлением таможни и акциза Великобритании, Таможенной службой и Администрацией по борьбе с наркотиками США.
Советский Союз являлся членом ряда международных организаций по борьбе с контрабандой наркотиков и психотропных веществ.
Коренное переустройство таможенного дела потребовало подготовки новых законопроектов Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе». Предполагалось, что их введение приведет к радикальным преобразованиям в таможенной системе.
В 1990 г. в высшие законодательные и исполнительные органы СССР был направлен пакет предложений, связанных с вопросами въезда и выезда из СССР, перемещения через государственную границу товаров и грузов.
Существенные изменения в организацию таможенного управления внесли положения Таможенного кодекса СССР и Закона «О таможенном тарифе», принятые в 1991 г.
Разработанное в период 1989 – 1991 гг. таможенное законодательство проложило начало и подготовило условия для создания законодательных и нормативных документов в последующие годы.
Активизировалась работа по развитию сотрудничества таможенных органов с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств в целях борьбы с контрабандой, с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По этим вопросам были подписаны межправительственные соглашения с США, ФРГ, Францией, Италией и Канадой.
Большое значение в борьбе с наркотиками имело использование таможенных компьютеров и подключение к международной компьютерной системе.
В условиях становления рыночных отношений контрабандная деятельность приобретала все более организованный характер.
Появились и новые ухищрения контрабандистов. Совместные предприятия, под «крышей» которых проходили операции, пытались вывезти товары как собственную продукцию, на которую не требовалась лицензия. Под видом отходов вывозились нефть и другие стратегические материалы.
Постоянно вывозились и советские деньги. Таможенники ежегодно задерживали несколько десятков миллионов рублей.
Появился новый вид контрабандистов – некоторые дипломаты, используя таможенные льготы, ввозили в страну целые партии дефицитных товаров.
Одним из сложных вопросов, которые решало правительство СССР по инициативе таможенной службы страны в конце 80-х – начале 90-х годов, явилось вступление в Совет таможенного сотрудничества (СТС).
В связи с распадом СССР в адрес генерального секретаря Совета таможенного сотрудничества посольством Российской Федерации было отправлено письмо, в котором руководство СТС ставилось в известность о том, что «Российская Федерация в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в Совете таможенного сотрудничества, включая финансовые обязательства».
Контрольные вопросы
1. Роль государственной внешнеэкономической комиссии, ее функции.
2. Положение и функции ГУ ГТКСССР.
3. Как пополнялись кадры для таможенной системы?
4. Когда была введена грузовая таможенная декларация, и какова ее роль?
5. Каковы приоритетные задачи, связанные с отказом от принципа государственной монополии?
6. Какие структурные единицы имело ГУ ГТК?
7. Какие документы готовили таможенные органы?
8. Когда и с кем был подписан Меморандум с оборотом наркотиков?
9. Как пресекался наркобизнес?
10. Что включала программа таможенной службы на 1990-1991 г.г.?
11. С какой целью проводилась унификация таможенной документации?
12. Какие координационные органы предусмотрены Законом «О таможенном тарифе»?
13. С какими странами были подписаны межправительственные соглашения в отношении контрабанды оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и каким образом осуществлялся контроль?
14. В чем особенность контрабанды 1990 годов?
15. Особенности контрабанды дефицитных товаров.
16. Когда СССР вступил в Совет таможенного сотрудничества?