Нарушение журналистом любого из выше приведенных пунктов и есть нарушение сферы действия авторских прав
Обладатели исключительных авторского права и смежных прав вправе требовать от нарушителя:
а) признания этих прав;
б) восстановления положения, существовавшего до нарушения прав;
в) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
г) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
д) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
е) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 минимальных заработных плат, определяемой судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
Отношения с автором
Вот почему столь важно систематизировать представления, которые сложились в журналистской практике и хранятся в профессиональном сознании журналистского содружества как ориентиры для грамотных решений в подобных проблемных ситуациях. Эти представления образуют особый ряд профессионально-нравственных норм:
Ø строить отношения с авторами на основе взаимного уважения,ориентируясь на добровольность сотрудничества, терпеливо добиваясь взаимопонимания и обязательности, избегая «заавторства»;
Ø ценить самобытность автора, при редактировании материала стремиться сохранить его авторское своеобразие как в мыслях, так и в лексико-стилистическом решении,не допуская «вкусовой правки» – вмешательства в произведение, продиктованного не объективной необходимостью, а вкусом редактирующего;
Ø согласовывать с автором все изменения в его произведении, вплоть до стилистических поправок,а в случаях, когда это невозможно (например, сокращение материала в момент верстки или монтажа), обязательно объяснять после публикации причины самовольного журналистского вмешательства в произведение, принося при необходимости извинения;
Ø самым тщательным образом аргументировать автору отказ в публикации его произведения, когда это неизбежно,стараясь не нанести обиды, не ранить авторского самолюбия;
Ø беречь свою профессиональную репутацию,не позволяя себе заимствовать из авторских материалов идеи или факты и навязывать создателю произведения соавторство (за исключением случаев, когда такое соавторство необходимо в интересах дела).
Фотоинформация в контексте вопросов профессиональной этики.
Фотоинформация играет в журналистике очень важную роль. На помогает оазаться на месте события рядом с журналистом, “испытать мгновение”, сделать материал более точным и доказательным.
Нарушения:
- Недопустимость “фотоподтасовки” кадров
- - фотомонтаж
- Несоотвестствие текстовки-подписи или текста материала изображению
- Фотоподтасовка методом обратного ракурса
Этический аспект фотоинформации. Нельзя публиковать:
- Последствия аварий и несчастных случаев
- Жертв насилия
- Похороны
- Медицинские репортажи
- Социальный негатив (валяющихся алкоголиков, например)
Оскорбительные и унизительные снимки
Например, неудачные фотографии, публикуемые с каким-то подтеекстом
Этические табу:
- Снимки осужденных и вправонарушениях
- Жертв преступности
- Погибших
Пример, во время трагедии 11 сентября в Америке было сделано огромное количество сенсационных снимков погибших людей. Например, в первые часы в Интернете были выложены фото людей, которые выпрыгивали из окон небосреба спасаясь от гибели. Вскоре эти фото были изъяты с сайтов и не появились в газетах. Хотя за их публикацию можно было получить ограмные деньги.
Чрезмерное вмешательство.
Разрешение – это самый важный фактор, в ситуациях чрезмерного вмешательства или публичного освещения личных фактов. В принципе, можно фотографировать все, что доступно глазу в общественных местах. Фотографии на территории частной собственности требуют разрешения. Фотограф должен убедиться, что человек, который дает разрешения, уполномочен это делать.