Политология как наука, её предмет, объект, методы, функции.
Политология как наука, её предмет, объект, методы, функции.
Политология — единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом;
— общая политическая наука о государстве и демократии (государствоведение);
— система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;
— отрасль научных знаний, изучающая политическую власть, политические отношения и политические системы;
— учение, изучающее политическую систему общества, закономерности политического поведения;
— относительно самостоятельная область гуманитарного знания, весь комплекс знаний о политике, вырабатываемых всеми общественными науками.
Точного определения этой науки нет в связи с чрезвычайной многозначностью термина "политика" и дискуссионностью представлений о предмете политологии.
Предмет и объект политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.
Политологи считают, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.
Итак, объектом политологии является - "политическая реальность".
Предметполитологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.
Поэтому в определении предмета политологии существует несколько точек зрения. Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Методы политологии
1. Обще-логический метод, являющийся самым распространенным в любом научном исследовании. Он включает в себя различные элементы: индукцию и дедукцию, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию, мысленный эксперимент.
2. Сравнительный метод один из важнейших методов в политологии, т.к. наиболее строгий политический анализ и выводы науки могут быть достигнуты лишь путем сравнения различных политических систем, различных форм правления, различных методов и способов реализации власти и т.д. Сравнительный метод может и должен использоваться политической наукой с точки зрения выявления методологии самой науки, используемой различными школами и направлениями мировой науки.
3. Социологический метод в политической науке может носить двоякий характер. Во-первых, это теоретические аспекты рассмотрения с точки зрения общей социологии политики. А во-вторых, это разработка конкретных социологических исследований. Как правило, это связано с прикладными исследованиями, разработкой социологических методик как для анализа конкретных политических явлений (например, рейтинг политических лидеров или партий) так и для политического менеджмента и маркетинга.
4. Исторический метод в политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного государства, его традиций и обычаев, стереотипов политического сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.
5. Системный метод в политической науке рассматривает любое политическое событие с точки зрения анализа общественно - политической системы. Целью этого анализа является выявление взаимосвязей и взаимозависимости отдельных элементов объекта исследования, будь то политический строй, конституция, государство или что-то иное.
6. Психологический метод в политической науке имеет целью исследования:
а) политическое поведение отдельных личностей и политических лидеров в конкретной ситуации, называется бихевиористическим методом;
б) политическое поведение групп, движений, партий в моделируемой политической ситуации, что получило название бихевиорального подхода;
в) поведение политической системы в условиях воздействия на нее неблагоприятных факторов и возможных вариантов ее трансформации в последующем развитии, что получило название пост - бихевиорического анализа;
г) политическое сознание и его стереотипы у разных слоев населения, выявление политических мотивов и их социальной обусловленности, выявление привычных связей, характерного поведения, процесса политической социализации, политических взрывов общественного сознания и их обусловленность, способы тушения политической активности и т.д., что получило название социально-психологического подхода в политической науке.
7. Институциональный метод политической науки занимается непосредственно изучением всего спектра государственных институтов, политических и правовых норм развития, парламентской деятельности государства, регламента, разделения властей на различные ветви и уточнение их функциональной нагрузки и т.д., что, можно назвать одним словом - государствоведение.
Функции политологии
Выделим первую группу - “классических теоретических функций”. В нее входят:
1) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос “что и как делается? ”;
2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос “почему делается так, а не иначе? ”;
3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.
Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе.
Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:
1) методологически оценивающая. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований;
2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и “соседа”.
Третья группа функций - реализуемые за пределами науки:
1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - “как и почему? ”
2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - “для чего? ” Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий.
Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.
Избирательные системы
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д.
В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.
Либеральные идеи Дж.Локка
Либерализм - социальная философия и политическая концепция (идеология), которая провозглашает, что инициативная (активная), свободная, то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником продвижения в общественной жизни.
К теоретикам аристократического либерализма засчитывают Дж. Локка, Дж. Веко, П. Монтескъе, Д. Дидро, П. Гольбаха, И. Канта, Бы. Констана, А. Токвилля.
Почти все они опирались на концепции естественного права и общественного договора, не выходили за пределы конституционного монархизма, парламентаризма, права и законности, права на частную собственность, ее неприкосновенность, настаивали на политических свободах и свободной конкуренции.
Автор социально-политической концепции либерализма и понятия "гражданское общество" Джон Локк (1632-1704) рассматривал соответствующие проблемы в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690).
По его мнению, лишь народ является полным носителем власти, которой он передает лишь те права, которые связаны с деятельностью правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и отношений с другими государствами. Отсюда и распределение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связки).
Политическую власть Дж. Локк истолковывал, как право людей создавать законы для регуляции и сохранения собственности, а основной целью объединения граждан в общество считал охрану собственности этих граждан.
Отсюда и мысль о том, что государство, политическая власть возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у людей появляется потребность в создании государства. Кстати, утверждение Дж. Локка, что ни для одного человека, который живет в гражданском обществе, не могут быть исключений относительно выполнения законов этого общества, актуальное и сегодня.
Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его "Два трактата о правлении" (в 1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической воли как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной волей, которая включает волю совести.
Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную волю и на частную собственность, которая появилась предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, в соответствии с которым они отказываются от своих властных полномочий в интересах правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял волю совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Однако, ряд положений его учебы легли в основу идеологии американской и французской революций.
Классовый компромисс буржуазии с дворянством, который вошел в историю под названием "славной революции" в 1688 г., становление в Англии конституционной монархии нашли свое теоретическое обоснование в политическом учении выдающегося английского философа Джона Локка (1632-1704), в первую очередь в его труде "Два трактата о правлении" (1690).
Политическое учение Дж. Локка было самым полным проявлением идеологии буржуазных революций, которая составила основу классического либерализма, как одного из основных течений общественно-политической мысли.
Дж. Локк:
- воспринял и обогатил идеи естественного права - общественного договора - народного суверенитета - неотъемлемых свобод лица - законности сопротивления тирану - интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм.
За Дж. Локком, к возникновению государства люди находились в естественном состоянии, где не было "войны всех против всех". Люди свободно распоряжались собой и своей собственностью. Однако в естественном состоянии не было органов, которые бы
- бесстрастно решали споры между людьми - осуществляли надлежащее наказание винных в нарушении естественных законов.
С целью надлежащего обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты лица и собственности, люди согласились образовать государство. Государство является совокупностью людей, которые объединились в единственное целое под защитой ими же установленного общего закона и создали судебную инстанцию, уполномоченную устраивать конфликты между ними и карать преступников.
От других форм объединений людей государство отличается тем, что воплощает политическую власть, то есть право создавать законы с целью регуляции отношений собственности
- применять силу объединения для выполнения данных законов и защиты государства от внешнего нападения.
Образовывая государство добровольно, люди передают ей лишь часть своих естественных прав и свобод, оставляя за собой
1. право на жизнь 2. владение имуществом 3. свободу 4. равенство.
Это неотъемлемые естественные права человека, которые не могут быть отчуждены ни на чью пользу.
Государство получает от людей ровно столько властей, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического содружества - создания условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, в первую очередь относительно жизни, свободы и собственности.
Средствами обеспечения достижения государством этой цели Локк считал
- законность - разделение власти - оптимальную форму правления - право народа на сопротивление своеволию власти но др.
В законе мыслитель видел первый государственно созидательный признак. Под законом он понимал не любое предписание государства, а лишь тот акт, который указывает гражданину такое поведение, которое отвечает его собственным интересам и служит общему благу. Признаками закона является
- стабильность
- продолжительность действия.
Законы лишь тогда способствуют достижению главной цели государства, когда их все знают и все выполняют, закон является обязательным для всех.
Реализация главной цели политического содружества, обеспечения свободы и соблюдения законности, по мнению Дж. Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между разными государственными органами. Он различает
- законодательную - исполнительную - союзную власть.
Законодательная власть должна принадлежать лишь общенациональному представительскому органу - парламенту, который периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение.
Исполнительная власть должна принадлежать королю, который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц.
Союзная, или федеральная, власть ведает вопросами войны, мира и отношений, с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров.
Во избежание узурпации кем-нибудь всей полноты государственной власти, Дж. Локк определяет иерархию видов власти и принципы их взаимодействия.
Первое место он отводит законодательной власти как наивысшей в стране. Другие виды власти подчиняются ей, но и сами оказывают на нее значительное влияние. Да, король наделен правом роспуска парламента, может налагать вето на законы и тому подобное. По сути дела, Дж. Локк заложил основы механизма сдерживаний и противовесов разных ветвей власти, который после последующей теоретической разработки был внедрен в конституциях США и других стран.
Дж. Локк негативно относился к абсолютной монархии, в которой монарх зарится на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав. Симпатии мыслителя склонялись к конституционной монархии, которая сформировалась в Англии после 1688 г. Для Дж. Локка было важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора, добровольного согласия людей, охраняла их естественные права и свободы и заботилась об общем благо.
Заслугой Дж. Локка есть также обоснование им законности сопротивления народа власти, если и зарится на его естественные права и свободы.
Суверенитет народа он считал выше от суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решают положить конец своеволию правителей, которые нарушили общественный договор, то вооруженное народное восстание с целью повернуть государство на путь свободы и закона будет полностью правомерным.
Идея свободы - одна из главных в философии Дж. Локка. Ею пропитано все элементы его философской системы. И это не удивительно, ведь Локк вполне справедливо считается одним из представителей классического европейского либерализма, даже одним из зачинателей либеральной философии в новой Европе.
Политические идеи Ж.Ж.Руссо
Жан Жак Руссо (1712 — 1778) (родился в Женеве; принадлежал к мелкой буржуазии; не окончил школу; обучение у ремесленника; перебирается в Савойское княжество; занялся самообразованием; перебирается в Лион, а затем в Париж; сближается с просветителями.
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».
«Об общественном договоре, или Принципы политического права».
«Исповедь савойского викария».
«Эмиль» (трактат о воспитании, в ребенке нужно культивировать естественные наклонности, прежде чем их вытравит цивилизация).
Происхождение государства.
Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях.
Две фазы догосударственного, естественного состояния:
1) состояние дикости (люди жили поодиночке, контакты случайны, постоянно общение с природой; образ жизни — бродяжничество; разум спит, языка нет, нравственность неизвестна);
2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей (семейная жизнь; зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям); первые столкновения, конфликты; расширение умственных и эмоциональных горизонтов).
Возникают обработка земли, скотоводство, появляются металлы (возникновение частной собственности приводит к разладу в обществе и бедствиям; человечество подошло к порогу гражданского общества (государства).
Частная собственность побуждает людей жить за счет других (оправдана только при соблюдении равенства и допустима только в размерах, необходимых человеку-труженику) (Руссо — эгалитарист (он за равное, справедливое распределение частной собственности).
Создание гражданского общества (государства) (необходимо, чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью; не считал, что общественный договор отвечает интересам всех его заключивших (богатые навязали большинству договор, превращавший бедных из их противников в защитников, а правила, благоприятные для них, возводил в ранг закона; нормы естественного право попраны, так как противоречили их интересам)).
Государство, начало которому положил общественный договор — результат обмана (дает четкие социальные характеристики, рассматривая государство как форму и средство господства богатых и угнетения бедных — предмарксистские мотивы).
Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу (его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы; но тирания не вечна, гнев народа должен обрушиться на деспота).
Характеристика государства (определение государства).
Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, в жертву диктатуре общей воли (общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами; суверен не должен отягощать одного подданного более другого) (общая воля всегда права).
Абсолютная власть государства распространяется на действия и мысли граждан (подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях).
Отношение к религии (вера в верховное существо; возражает против религиозного фатализма, догматики, его идеал — вдохновенная религия, которая должна быть подчинена интересам государства).
Христианство проповедует лишь рабство и зависимость, дух его слишком выгоден для тирании (истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами, это их не смущает (земная жизнь для них малоценна).
Государство, заинтересованное в том, чтобы каждый гражданин имел религию, заставлявшую его любить свои обязанности, имеет право установить статьи гражданского символа веры (гражданская вера предполагает существование предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, счастье для справедливых, святость общественного договора и законов; исключает нетерпимость) (идеал государственной религии).
Народный суверенитет (сувереном всегда является только народ; всякое правительство получает власть от народа; суверенитет народа — суть общественного договора; форма управления зависит от воли народа).
Формы государства (идеальное государство).
«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (справедливое общественное устройство; как добиться того, чтобы при заключении общественного договора народ не утратил, а приобрел власть и свободу).
Это возможно, только если верховная власть принадлежит совокупному народу (объединившись в государство люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый имеет равную долю; в общей воле выражено органическое единство государства; создав в результате объединения новый организм, люди подчиняются его воле, выражающей их интересы).
Общая воля (не тождественна воле всех; не всегда предполагает единодушное согласие; кроме первоначального общественного договора решение большинства обязывает всех остальных; общая воля выявляется путем голосования; все участники договора об ассоциации должны выражать свое мнение непосредственно).
Не абсолютизирует принцип равенства (степень власти и богатства не должна быть одинаковой у всех, но должна быть ограничена).
Пытается реально обеспечить народный суверенитет на основе свободы и равенства (оберегает суверенитет высшей законодательной власти от посягательств власти исполнительной; учреждение правительства — установление сувереном закона, создающего правительственный орган, и назначение должностных лиц, исполняющих его функции).
Суверенитет не отчуждаем (заключается в общей воле, а воля не может быть представлена) (функции народа-законодателя не должны передаваться его представителям).
Средство от узурпации (периодические собрания граждан, решающие среди прочих вопросы о сохранении существующей формы правительства и об оставлении власти в руках тех, на кого она возложена).
Защита прав личности (ограничивается софистическими аргументами, что подчинение общей воле не означает ограничения свободы; закон не может быть несправедлив (нельзя быть несправедливым к самому себе)).
Демократия (непрактична — невозможно держать народ постоянно в сборе (противник представительной демократии)).
Монархия (сильная, но легче всего поддается частным желаниям).
Предпочтение отдает (демократической форме государства и аристократической форме правительства).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Закон сочетает всеобщность воли с всеобщностью объекта (предмет, относительно которого делается постановление, так же всеобщ, как и воля, которая постановляет; не может быть общей воли, направленной на частный объект).
Закон понимается как норма, распространяемая на всех граждан (придает логическую убедительность утверждению о том, что нельзя быть несправедливым по отношению к себе).
Допущения возможности злоупотребления суверенитетом не препятствуют полной неограниченности верховной власти (нет такого закона, который суверен не мог бы нарушить, который бы связывал его волю).
Особенности теории.
Радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции (идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании).
Влияние теории велико (сделал шаг от просветительства к революции, к массовым действиям, к свержению тирании посредством народного восстания; провозгласил суверенитет народа на основе полного равенства; призвал к открытому сопротивлению тирании).
Многие социалистические школы выросли из представлений Руссо о собственности как основе неравенства и конфликтов.
Отдает приоритет интересам целого над правами человека, над личностью.
Понятие и сущность власти
Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.[1] Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.[2]
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.[3]
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
Сущность власти
Слово "Власть" может употребляться в нескольких значениях:
1. Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
2. Политическое господство над людьми;
3. Система государственных органов;
4. Лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Традиционное лидерство
Одним из обобщающих критериев типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.
Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип политических лидеров.
Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, например, относится Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений.
Революционерыставят целью переход к принципиально иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае - большая редкость. “Архитипичным” революционным политическим лидером Такер называет Карла Маркса.
Другая система дифференциация политических лидеров основана на определении корней лидерства, того основания, которое позволило тот или иной личности стать политическим лидером. Т.е. речь идет о том, на чем основана легитимность, или законность, власти. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства.
Первый тип - традиционное лидерство. Это получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Например, в государствах-монархиях политическая власть передается наследнику престола. Следует отметить, что носитель такого рода политической власти может и не стать политическим лидером. Более того, исторический материал свидетельствует, что ради тех, кто получает политическую власть “раз и навсегда”, политических лидеров сравнительно немного.
Харизматическое лидерство
Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя - вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из других людей (например, пророческий дар). Это один из широко распространенных типов политических лидеров. Данная классификация предложена Максом Вебером. В качестве примеров он назвал Будду, Магомета, Соломона, Цезаря, Наполеона и др.
Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей. Примерами таких лидеров могут служить: Магомет, Цезарь, Наполеон и др., из лидеров
ХХ в. – В. Ленин (Россия), Ф. Кастро (Куба), Д. Неру (Индия),
М. Горбачев (СССР), Б. Ельцин (Россия).
Черты харизматического лидера:
способность заряжать энергией окружающих;
завораживающая внешность (образ, вызывающий симпатию);
риторические способности, артистизм, коммуникативные способности;
состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;
достойная и уверенная манера держаться или имидж сильного человека, способного добиваться любых целей.
Стиль руководства
Данная типология политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер взаимодействия лидера и членов группы позволяет выделить три типа лидерства:
Демократический политический лидер общителен, уважает достоинство людей, стимулирует достижение людьми максимальных возможностей. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов.
демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных.
Авторитарный политический лидер ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы. На авторитарном стиле построена деятельность практически всех диктаторов, тиранов и деспотов.
авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний;
Либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек;
Партии и партийные системы
Политические партии во всех демократических системах – один из важнейших субъектов политического процесса. Они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, а также выражают интересы граждан в сфере государственной жизни.
Политическая партия представляет собой разновидность социальной организации, которая создаётся на определённой идейно-политической платформе. Политические партии представляют интересы конкретных социальных групп и слоёв общества. Поиск общественной поддержки является существенным признаком политической партии.
Политические партии – это добровольные организации с общими политическими интересами, целями, идеологией, стремящиеся к государственной власти.
Политические партии в современном понимании этого термина являются относительно молодыми институтами в общественной жизни. Однако задолго до формирования современных политических партий термин этот означал группы, соперничающие друг с другом в сфере власти или влияния на власть.
Функции политических партий:
1. Артикуляция и агрегация общественных интересов – это выявление и выражение сходных интересов граждан, социальных групп с целью объединения в политический интерес.
2.Политическая организация граждан – это включение индивида в политическую жизнь через систему политического просвещения.
3.Властная функция – это практическое участие партии в борьбе за распределение власти, её осуществление, в принятии политических решений и в контроле за их исполнением.
4.Идеологическая – это идеалы, ценности и цели, лежащие в основе деятельности партии.
5.Организаторская – это формы взаимодействия с органами государственной власти.
Таким образом, партия является связующим звеном между государственной властью и населением. Она превращает стихийные формы политического поведения масс в организованные действия.
В политологической литературе существуют различные методики классификации партийных систем. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий: многопартийная, двухпартийная и однопартийная.
Партийная система – это совокупность отношений между политическими партиями, их отношений с государством и другими политическими институтами.
Партийная система складывается из таких компонентов, как социальный статус политических партий, их положение в структуре общества и характер взаимодействия между ними.
В зависимости от количества партий в государстве партийные системы делятся на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартийные) и многопартийные.
Однопартийная система – закрепляет правящую роль монопольно руководящей обществом партии, при отсутствии свободных выборов. Характерна для стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. (Примеры: СССР, Заир, Китай, Куба, Лаос, и др.).
Двухпартийная система – это наличие 2-х сильных политических партий, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать своё прав<