Правовое, социальное государство и гражданское общество. Основные черты и принципы.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;четка социальная налоговая политика;принудительное социальное страхование отдельных групп населения.Основные признаки правового государства: Верховенство закона во всех сферах жизни общества; Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; Взаимная ответственность личности и государства; Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность; Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций,течений, взглядов; Стабильность законности и правопорядка в обществе.Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействует свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.
18.Политические партии, их признаки, функции и типы.Полит партия — сплоченное (на основе идеологии и программы), организационно упорядоченное общественное объединение,стремящееся к завоеванию и использ гос власти для реализации полит интересов поддерживающих его соц групп.Признаки политической партии:организационная упорядоченность (ее структуры функционируют как единый организм на национальном и региональном уровнях);наличие устава, политической идеологии и программы деятельности;систематичность,долговременность и соц эффективность полит деятельности;общественная поддержка.Функции политических партий.Функции партий,их численность и содержание зависят от типов полит систем, уровня соц-эк,полит-го и культурного разв той или иной страны.Партии при тоталитарных режимах выполняют две осн функции: осуществляют руководящую и направляющую роль в обществе и формируют народное единомыслие.В демократических обществах полит партии имеют больше функций. Важнейшие из них — управленческая (если партия находится у власти); функция формирования общественного мнения; влияния на избирателей; информационная; воспитательная; социальной интеграции; подготовки и поддержки полит лидеров.
19.Характеристика партийных систем.Партийная система--это иерархическая совокупность всех политических партий, существующих в данном государстве. В политической литературе обычно различают три типа партийных систем: однопартийные, двухпартийные (бипартизм) и многопартийные (мультипартизм) системы.Соврем полит наука, исследуя партийные системы различных стран, делает акцент на типах полит систем. Партийные системы в каждой отдельной стране формируется постепенно и зависит от многих факторов:исторические традиции;уровень экономического развития страны;национальный состав населения;менталитет;культура.
Существуют след партийные системы:1.однопартийные (монополия на власть 1 партии; нет полит конкуренции; хар-на для Европейских стран после II МВ (Чехия и тд), с тоталитарным и авторитарным режимом; неэффективная, ненормальная, т к ведет отчуждение народа от пол-ки; нет взаимосвязи народа и политики; происходит субъективизм и волюнтаризм в политике (Заир, Конго).). 2.многопартийная (существуют 7-8 партий; в политике отсутствуют явные полит фавориты, т е монополия на власть; партийная коалиция – союз равноправных партий на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов; партийный блок – объединение на принципах соподчинения партий. 3.двухпартийная (преобладают 2 наиболее влиятельных партии, кот периодически сменяют друг друга у власти (Великобритания, США); обладает преимуществом перед другими в плане стабильного права; при резкой смене партий резко меняется курс всей страны – это недостаток).
Вывод: Многопартийная система – институт демократии.
20.Общественные организации н движения: цели, признаки. Функции. Общ организация –добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющие относительно устойчивую организационную структуру, оформленное коллективное или индивидуальное членство.
Бывают: профсоюзы;союзы предпринимателей;научн общ-ва;союз писателей и тд. Для них характерно: наличие устава; управленческий аппарат; относительная стабильность состава (массовость, добровольность, интерес).Общ движение –совместная деят-ть граждан, приследующих опред общие цели, но не имеющих четкой организационной стр-ры и фиксированного членства.
Типы:1.по целям и сферам деят-ти:антивоенные;эк-ие;женские религиозные. 2.По отношению к существующему строю: революционные; контрреволюционные; реформистские; реакционные.3.по способу и методу действия: насильственные; ненасильственные.Для них характерно: массовость; широкая соц база; аморфность (неравномерность); нестабильность состава; стихийность; спонтанность.
Функции общ объединений: 1)функция защиты интересов и их представительство. С помощью общ объединений может заявить в кругу правительства о тех или иных проблемах.2)функция объединения граждан: помогает гражданину приобрести сторонников и единомышленников. С помощью объед-ий общество приобретает четкую стр-ру. 3)функция мобилизации действий по решению тех или иных проблем6 выдвижение своих вариантов решения тех или иных проблем.4)Функция обеспечения обратной связи между гражданами и властью: через общ объединения граждане выражают согласие или несогласие с проводимой пол-ой.Вывод: объединения явл необходимым условием для развития полит процессов; показателями развитости граждан общества; создают защитный слой, кот не позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан, что дает возможность гражданам цивилизованно, в рамках закона общаться с властью.Группы давления –относ-но немногочисленные общ-ые объед-ия, добивающиеся удовлетвор своих интересов посредством давления на институты гос власти.
21 Общественные и политические объединения Республики Беларусь.По данным Министерства юстиции на 1 января 2008 года в Беларуси было зарегестировано 2255 общ.объединений, в том числе 19 союзов ( ассоциаций) общ.объединений и 64 фонда. При одинаковом юридическом статусе общ.объединения могут действовать как клубы по интересам, как группы давления, в кач. Партийных структур и др.В РБ согл. Законодательству могут созд. 3 вида общ.объединений:Республиканские, деят. Которых распростроняется на территорию всей РБ; Международные-деят. Которых распростр. На территорию РБ и территорию одного или нескольких иностр. Государств, имеющие соотв. Общ. объединения; Местные-деят. Которых распростр на территорию одной или нескольких администр.-территориальных едениц. Особое место заним. Профсоюзы-объедин. Работников, созд ими для защиты своих интересов прежде всего для улучшения условий и повышения оплаты труда. Оппозиция –один из основных субъект, выполняющий функцию контроля за властью со стороны общества.
22.Сущность и структура политич процесса, его стадии. Некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).Полит процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, где исключается какая-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений, характеризует ее переход от одного состояния к другому, он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает технологию осуществления власти. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д).В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К примеру явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания.Первый - это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти.Второй режим протекания политических процессов - это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.
23.Политическое поведение– форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.Политическое действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы – это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные – это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т.п.Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т.п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие – это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности ее субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.Политическое бездействие – это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.Политическое поведение по своей субъектности может быть индивидуально-личностным и коллективным, каждый тип которого свидетельствует о разнообразии форм активности людей, не сводимых только к действию или бездействию.В политической жизни порой трудно однозначно определить мотивацию политического поведения субъектов, в результате чего формы последнего могут смешиваться, взаимоисключаться и т.п.Формами политического поведения личности является роль избирателя, члена партии, партийного функционера, политического активиста, профессионального политика. Для большинства населения характерен тип пассивного потребителя политической информации, результатом которого выступают разговоры в тесном кругу друзей, соратников по работе «о политике и политиках» не выходящие на сферу активных политических действий.
24.Полит социализация. Чаще всего в теории указываются следующие причины включения индивида в политику:- те или иные состояния сознания человека (например ощущение угрозы своему общественному положению - Ласуэлл;- рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса - Лэйн;- желание жизненного успеха и общественного признания - Доунс;- понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за самосохранение в общественной системе и т.д.); - достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов. Политическое участие раскрывает процесс включения индивида (групп граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:-совершенно пассивные формы политического поведения граждан;- участие людей только в выборах представительных органов;- вовлеченность индивидов только в решение местных проблем;- политическое поведение активных участников предвыборных кампаний;- поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;- участие как форма профессиональной деятельности политика.Существенной характеристикой является степень интенсивности политического участия. Основной и оптимальной формой политического участия для большинства населения являются выборы в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства очерчивает ясные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для проявления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, обладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологических нагрузок. Характеризуя наиболее распространенные формы политического участия, следует сказать, что они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти. С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах политического участия (характеризующих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур). В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.Особым значением для политической системы, действующего режима правления обладают формы и способы политического участия, выражающие политический протест населения. Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов.В качестве незаконных форм политического протеста мбзапрещенные властями антиконституционные демонстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, политический терроризм, а также самые разрушительные для общества формы политического участия - революции.
25.Полит элита: осн теории, типология, функции.Элита (с французского – лучшее, избранное). Термин элита получил распространение в начале 19 века (Сорель, Парето). Современная концепция элит связана с именами Моска, Парето и Михельса. Моско считал:Важнейший критерий вхождения в элиту – способность к управлению другими людьми, а также выделение элиты из основной части общества (материальное и интеллектуально превосходство).
Это класс подвержен постепенным изменениям. Обобщая некоторые теории элит, можно определить общие признаки:Особое качество элиты. Связано с природными дарованиями и воспитанием , и проявлением её способности к управлению либо борьбе за власть; Групповая сплочённость элиты. Сплочённость группы, объединённой не только обязанностью профессионального статуса, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.Признаки элитарности любого общества заключаются в том, что они неизбежно разделяются наПривилегированное и властвующее большинство; Пассивное и нетворческое меньшинство.Политическая элита – этот составляющее меньшинство общества, внутренне дифференцированное, неоднородное, но относительно интегрированная группа лиц, обладающая качествами лидерства и подготовленная к исполнения политических функций, занимающаяся руководством позиций в общественных институтах и валяющих на принятие решений в обществе.Существование элиты обусловлено основными факторами:1)Психологическим и социальным неравенством людей, неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2)Закон о разделении труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, как условием его эффективности; 3)Высокой общественной значимостью управленческого труда и, соответственно, стимулированию; 4)Широкими возможностями использования управленческой деятельностью для получения социальных привилегий; 5)Политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых находятся вне политики.Сама политическая элита неоднородна и существенно различается на разных исторических этапах и в разных странах в зависимости от влияния политические элиты делятся на: Следственные; Ценностные; Властные (обладающие властью); Функциональные (профессионалы, имеющие необходимую квалификацию для руководства). В свою очередь среди элит различают:Правящую (обладающую государственной властью); Оппозиционную (контр элита); Открытую (набираемую из общества); Закрытую (воспроизводящуюся из собственной среды). Содержательная классификация политической элиты – выделение элиты в зависимости от степени развитости, соотношения социальной представительности и внутригрупповой сплочённости.Выделяют четыре типа элиты: 1)Стабильная элита – характеризуется высокой представительностью от общества; 2)Плюралистическая элита – характеризуется высокой представительностью и низкой групповой интеграцией; 3)Властная элита – характеризуется низкой представительностью и высокой групповой интеграцией; 4)Дезинтегрированная элита – характеризуется низкой представительностью и низкой групповой интеграцией.Оптимальным для общества является стабильнаядемократическая элита, сочетающая тесную связь с народом в высокой интеграции и позволяющую понимать политические компоненты и находящую компромиссные решения.
26.Полит лидерство: природа, типы, функции. Подходы: 1)Лидерство – разновидность власти, специфика которой есть разновидность; 2)Лидерство – управленческий статус, связанный с принятием решений, это руководящая должность; 3)Лидерство – влияние на других людей, но не любое влияние, а такое, для которого характерны следующие особенности:Необходимо, чтобы влияние было непостоянным;Руководящее воздействие лидерство должно осуществлять на всё общество; Влияние лидера опирается на авторитет.;Лидерство – особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивает свои программы на руководящие должности.Лидер — этосимвол общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.Понятие политического лидерства включает два аспекта:формально- должностной статус, связанный с обладанием властью, исубъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли: Первый аспект, предполагая минимальную активность, имеет ключевое значение для оценки политического лидера; Второй аспект - личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности.Вструктуре лидерства выделяют три компонента:индивидуальные черты лидера;ресурсы или инструменты, которыми он располагает;ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории:1)Теория черт.Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека; 2)Факторно-аналитическая концепция.Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей;3)Психологические концепции. Обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и тому подобное.Существуют различныеклассификации феномена лидерства:еление всех лидеровна обычных и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»);Деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненныхна авторитарное и демократическое; Деление политических лидеров по способу легитимации своей власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных, рационально-легальных и харизматических.При характеристике лидеров можно выделитьтри общих функции,которые они выполняют в любом обществе: Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;Мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.Болееконкретными функциями лидера, можно считать следующие:1)Интеграция общества, объединение масс; 2)Нахождение и принятие оптимальных политических решений; 3)Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания; 4)Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи, предотвращение отчуждения граждан от власти; 5)Инициирование обновления и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей; 6)Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах.
27.Роль выборов в политичсист общ-ва. Избирательное право, его принципы. Выборы – процесс дилигирования своих полномочий избирателями своим представителям. Выборы делают власть легитимной и легальной.Функции выборов:Смена власти мирным путём;Легитимация и совершенствование политической системы общества;Коммуникация граждан с властью посредством выборов; Политическая социализация граждан (приобщение индивида к политике);Рекрутирование политической элиты.Избирательное право – право избирать и быть избранным. Избирательное право может быть пассивным и активным.Активное избирательное право – гражданин может избирать, отзывать депутатов, участвовать в референдуме.Пассивное избирательно право – гражданин может быть избран в какой-либо представительный орган.Принципы демократичности выборов:1)Всеобщность избирательного права – практически все могут быть избраны, правда, бывают исключения, которые выражаются в цензах – дополнительные требования, предъявляемые тем, кого избирают и кто избирает либо ограничение всеобщности права.Цензы:Возрастной ценз; Ценз гражданства (Канада и Австралия исключение); Ценз оседлость (ограничивает права иммигрантов по времени проживания в стране);Имущественный ценз;Ценз образования;Ценз пола;Моральный ценз.2)Принцип равенства – каждый избиратель обладает одинаковым количеством голосов (чаще одним голосом, но может и двумя), каждый кандидат – равными возможностями в предвыборной кампании. Исключение: выборы по избирательным куриям.Курия – совокупность граждан, принадлежащих какой-либо одной группе по национальному, религиозному, имущественному, расовому и другим признакам, которая получает возможность избирать своих представителей в особом порядке, то есть в выборных органах им предоставляют определённое количество гарантированных мест.3)Принцип тайного голосования – каждый голосует лично, голосует в скрытом от чужих глаз помещении.4)Принцип свободных выборов – избиратель принимает решение: идти на выборы или нет.5)Принцип прямых выборов – граждане голосуют непосредственно за того или иного кандидата. 5)Принцип косвенных выборов – граждане выбирают одних представителей, из которых затем выбираются представители в другие органы – таким образом, граждане косвенно участвуют в выборе второго ряда представителей.
29.Избирательная система РБ. Референдум. Всенародное голосование по вопросам, связанным с изменениями конституции, с принятием некоторых законов и по вопросам, от решения которых зависит дальнейшее развитие страны – референдум.Референдум может носить как обязательный, так и консультативный характер. Референдум – это элемент прямой демократии. Родиной референдума является Швейцария. В марте 1991 года проводился референдум по вопросу сохранения СССР.В соответствии с Конституцией Республики Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы. На республиканские референдумы выносятся важнейшие вопросы, касающиеся всего государства и общества. На местный референдум – имеющие значение для населения посёлка, города, района либо области. Республиканские референдумы в Республике Беларусь проводились 14 мая 1995 года, 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года.Республиканский референдум назначается Президентом Республики Беларусь, при этом он принимает решения либо по собственной инициативе, либо по предложения двух палат Парламента, либо по предложению не менее 450 тысяч человек, причём от каждой области и от города Минска должно быть не менее 30 тысяч подписей. Местные референдумы назначаются уполномоченным на то местным Советом. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены только референдумом.
30.Понятие полит идеологии, её уровни и функции. Идеология возникла в эпоху нового времени толчком для этого послужили события 16-17 веков такие, как реформация, промышленный переворот, буржуазные революции.Французский учёный Дестюд де Траси в 18 веке ввёл понятие идеологии.
Карл Маркс видел в идеологии, прежде всего понятие ложного сознания, то есть такое сознание, когда знание об обществе преломляется сквозь призму классовых интересов. Маркс и Энгельс не считали своё учение идеологией. Марксизм характеризовался ими как метод познания действительности.
Ленин говорил что марксизм тоже идеология, но идеология пролетариата. Он ввёл термин «научная идеология», под которой понимался марксизм.Политическая идеология в общем смысле – относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, которых различные субъекты политических отношений (индивиды, классы, нации) осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и убеждения и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Функции политических идеологий:Познавательная (когнитивная) – идеология помогает разобраться людям в политических процессах; Мобилизационная – сплочает людей вокруг определённой идеи на определённые действия; Легитимирующая – пытается оправдать текущую власть; Нормативная – нормы, цели, которые должно принять общество; Интеграционная – заключается в формировании определённого обобщающего подхода к понимаю различных общественных явлений.
Уровни функционирования политических идеологий:Теоретико-концептуальный уровень – уровень, на котором формируются основные положения, теории, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса; Программно-политических уровень – уровень, на котором формируются социально-философские принципы, идеалы переводятся в политические программы, лозунги; Актуализированный уровень – характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Общие черты политических идеологий:Спекулятивность – отрыв составляющих идеологию идей от действительности; Догматичность – предание идеям самодостаточного значения, фанатичная верность последователей идеологическим доктринам; Ритуализация – наличие определённых символов, гимнов , ритуалов; Авторитарность – непринятие других идей; Апологетичность – слабая подверженность изменениям.
Стадии эволюции идеологических систем:17-18 века – характеризуются появлением идеологии как выражения классовых интересов; 19-20 века – конфронтация идеологий; 60-е годы 20-ого века – достигнуть либерально-консервативный консенсус в западных странах; 70-80-е годы 20-ого века – консервативная волна; 90-е годы 20-ого века – фрагментация идеологических концепций и доктрин, усиление роли неклассических идеологий; Рубеж 20-21-ого веков – реидеологизация: активизация идеологий и идеологических составляющих в развитии общества. Интерес к идеологии государства.
31.Осн принципы полит идеологий: либерализм, консерватизм, социализм. Либерализм. Либерализм как идеологическое течение сформировался на политической философии Локка, Гоббса, Смита (конец 17-18 веков в эпоху буржуазных революций).Черты либерализма:Равенство всех перед законом; Соблюдение прав и свобод человека; Разделение властей; Наличие чётких границ деятельности государства в обществе, его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений; Приоритет гражданского общества над государством; Индивидуализм – каждый сам за себя; Убеждённость в необходимости изменений в обществе.В 30-е годы 20-ого века появилось учение английского экономиста Кейнса, который высказался о несостоятельности концепции саморегулирующейся экономики – неолиберализм или идеология либерального реформизма.Консерватизм. Консерватизм – это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных исторически сложившихся устоев общества, приверженность незыблемым политическим ценностям, которые выдержали испытание временем. Наиболее явные идеологи: Деместр, Бональд, Бёрк.
32.Политическая культура: ее структура и функции. Полит культура–сис-ма исторически сложившихся полит представлений, убеждений, ценностей.Норм.Способов,методов полит поведения всех субъектов полит процесса.Структура:когнетивный (позновательный) – это знание о полит сис-ме, режиме, власти; эмоционно-психологичекий – это чувства, переживания, кот испытывает чел. Напр.Фанатичность, нетерпимость, страстность; нравственно-оценочный – это ценности, нормы, кот присутствуют в обществе; поведенческий – мотивы, стимулы, кот мотивируютнаше поведение; полит символика – предметное выражение культуры (герб,флаг,свастика). Функции политической культуры:
Познавательная: предполагает усвоение знаний о политике и политической власти, о политических системах и режимах, явлениях политической жизни. Формирует в сознании людей политические установки и ориентации, определяет их политическое поведение.
Коммуникативная: передает из поколения в поколение политический опыт, традиции, осуществляется взаимодействии различных социальных групп и политических институтов.
Интегративная: направлена на достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей, согласование интересов различных групп.
Нормативно-регулятивная: обеспечивает регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей. Воспитательная функция проявляется в целенаправленном воздействии на политическое сознание и поведение граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов.