Основные этапы развития политологии

Основные этапы развития политологии

исторически определенные периоды становления и развития знаний о политике, политической власти, государстве, политическом человеке и других вопросах политической жизни общества.

Возникновение политической мысли восходит к политическим учениям древности, к религиозно-мифологическим истокам, к учениям великих мыслителей - Конфуция, Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа и других.

Слово о политике в античности понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие ораторских способностей, практика законодательной деятельности, непосредственная, прямая демократия и др. <Естественность> политики для многих античных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, каковы формы, механизмы этого управления, и другие вопросы политического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала человека всю жизнь, ведя поиск оптимального политического строя.

В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Ф. Аквинского о божественном происхождении государства и власти, моральном характере правления и другие вопросы оказали заметное влияние на политологию.

В эпоху Возрождения, когда политическая мысль освобождалась от средневекового религиозного мировоззрения, усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и других мыслителей политическая отрасль знания получила новые методы познания политики, государства, общества, в первую очередь - метод конкретности анализа реальных политических событий и их обобщения. Так, Н. Макиавелли обосновал политику как опытную науку, стал <отцом> политической технологии властвования, и др.

Политические воззрения нового времени представлены учениями Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей, которые выразили идеи естественного права и общественного договора, выдвинули, обосновали принцип разделения властей (Локк и Монтескье), связь общественного неравенства с частной собственностью и государством (Руссо) и т. д.

Марксистско-ленинская концепция политики исходила из признания экономического базиса первоосновой политической надстройки, классовости политики, которую определяла как область отношений между большими массами людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти, обосновала ведущее место и роль пролетариата в политической и общественной жизни, его диктатуру и т. д.

На современное состояние политологии большое влияние оказывают труды ранее не издававшихся отечественных мыслителей - Н. Бердяева, А. Богданова, С. Булгакова, И. Ильина, П. Новгородцева, С. Франка и других, а также зарубежных ученых - Т. Адорно, 3. Бжезинского, М. Вебера, Е. Вятра, М. Дюверже, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса и многих других.

В российскую политическую мысль, которая начала активно самоопределяться с 60-х гг. XX в. усилиями Ф. Бурлацкого, А. Галкина, М. Марченко, В. Мшвениерадзе, Г. Шахназарова, А. Федосеева и других, сегодня заметный новаторский вклад вносят Г. Белов, И. Клямкин, В. Макаренко, А. Панарин, Д. Ольшанский, Е. Шестопал, Л. Шевцова и другие ученые. В работах российских ученых политология конституирована, развиваются междисциплинарные области знания (политическая философия, политическая социология, политическая психология и др.). Вместе с тем следует отметить, что политология как наука еще находится на начальной стадии своего становления.

Политическая власть и ее разновидности

Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики

Частные методы ПА: контент-анализ, матмоделирование, корреляционный анализ (измерение связи между зависимыми и независимыми переменными)

Стадии и режимы политического процесса

Политический центризм

«Единая Россия».

Партия «Справедливая Россия»

Председатель - Миронов С.М.

Ценности.

Равные для всех права и свободы. Человек должен быть защищен от насилия и унижений, опасностей и оскорблений, обмана и произвола власти. Человек должен иметь свободу политического выбора.

• Солидарность поколений. Мы стремимся к справедливому распределению доходов и расходов общества между поколениями, чтобы молодежь могла рассчитывать на помощь в начале жизненного пути, а пожилые люди имели обеспеченную старость.

• Патриотизм.Любовь к своей стране и гордость за свой народ. Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство. Вековая общность судьбы ее народов и многообразие культур — наше конкурентное преимущество.

• Ответственность государства за благополучие своих граждан и ответственность граждан за эффективность своего государства.

• Демократия участия.Поддержка массовогодемократического движения, свободного предпринимательства, общественных и профессиональных инициатив.

• Благополучие семьи.Укрепление института семьи должно быть последовательной и консолидирующей стратегией российской нации.

• Социальная безопасность.Уверенность каждого человека в том, что у него будет работа, возможность получить образование, обеспечить свою семью, воспитать здоровых детей и внуков.

Приоритеты и планы

ПЕНСИИ — НА УРОВЕНЬ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ!

Большинство российских пенсионеров по-прежнему считает каждую копейку. Сегодня, выйдя на пенсию, российские граждане получают 26% своего прежнего заработка. (Стандарт Международной организации труда — не менее 40%, стандарт стран ЕС — 60%). Пенсия — не социальная подачка! Нынешнее пенсионное законодательство — несправедливо и унижает человеческое достоинство.

Левый национал-патриотизм.

Партия «КПРФ»

Воспитательная.

Эта функция предусматривает:

формирование и развитие у людей политического сознания, умения осмысливать полученные знания;

привитие навыков практического участия в политической жизни;

формирование умений грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе;

формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к политическим лидерам, к политическим партиям.

Регулятивная. Обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ассоциации.

Коммуникативная. Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции.

Нормативно-ценностная. Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или подтверждена законами страны.

Интегративная. Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной, духовной сферах.

Защитная (охранная). Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа.

Прогностическая. Наличие политической культуры способствует определению возможных путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать будущее.

ТИПОЛОГИЯ:

Постепени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране интегрированная наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества (примером подобного типа является современная Россия)

Фрагментарная низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.

По базовым ценностям

культура высокой гражданственности –базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

Похарактеру поведения людей

подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;

гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

По использованию механизмов (рынок или государство):

рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;

бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Социально-классовая типология:

Демократическая

Авторитарная

Тоталитарная

Проживание в соответствующей культурно-цивилизационной среде:

Восточная политическая культура обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Западная политическая культура обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

УРОВНИ

Существуют четыре уровня проявления политической культуры. Первый — уровень системы в целом. Здесь рассматриваются вопросы о знаниях и представлениях индивида об истории, конституционных характеристиках, распределении властных ресурсов государства и политической системы. Вторым выступает уровень, условно говоря, «процессов на входе» системы в целом. Здесь находятся институты, организующие и канализирующие поток требований от общества к государству, инициирующих преобразование этих требований во властные действия. Этот уровень включает политические партии, профсоюзы, другие группы давления, а также средства массовой информации. Третий уровень включает «процессы на выходе» и охватывает деятельность бюрократии, судов и других институтов, входящих в процесс реализации властных решений. Четвертым является собственно индивидуальный уровень. Здесь рассматривается характер системы соотнесения личности с элементами политической структуры различного уровня.

Внешние функции государства

Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Способ легитимации власти

Традиционноелидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.

Рационально-легальноелидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.

Харизматическоелидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей. Примерами таких лидеров могут служить: Магомет, Цезарь, Наполеон и др., из лидеров
ХХ в. – В. Ленин (Россия), Ф. Кастро (Куба), Д. Неру (Индия),
М. Горбачев (СССР), Б. Ельцин (Россия).

Черты харизматического лидера:

способность заряжать энергией окружающих;

завораживающая внешность (образ, вызывающий симпатию);

риторические способности, артистизм, коммуникативные способности;

состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;

достойная и уверенная манера держаться или имидж сильного человека, способного добиваться любых целей.

Стиль руководства

Данная типология политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер взаимодействия лидера, членов группы позволяет выделить три типа лидерства:

авторитарное лидерстводирективное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний;

либеральное лидерство «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек;

демократическое лидерствоориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных.

Избирательные технологии

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за опре­деленного кандидата называется избирательной технологией. Главная особенность избирательных технологий – нацеленность их на включе­ние социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.

Вплоть до середины XX в. избирательные кампании проводились главным образом силами партийных активистов, друзей кандидатов, сочувствующих граждан, которые хотели бы помочь действующим политикам. В основе действий таких помощников кандидатов лежали личный энтузиазм, преданность идее или делу партии, чувство ответ­ственности, желание сделать все возможное для победы на выборах. Среди таких людей появлялись неплохие организаторы политических кампаний, но действовали они, опираясь скорее на интуицию, опыт, чем на научное знание особенностей электорального поведения и из­бирательных технологий.

Избирательные технологии в руках профессионалов становятся достаточно сильным оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения. Однако это ста­новится возможным только в том случае, если избирательные техно­логии используются комплексно, в соответствии с научно обосно­ванной стратегией избирательной кампании, если они учитывают поведение политических соперников, а также реальные процессы, происходящие в массовом сознании.

Опыт российских кампаний продемонстрировал несколько наиболее часто используемых моделей избирательных технологий выборной борьбы. Среди них можно выделить:

· рыночную (кандидат или избирательное объединение рассматриваются как товар, который консультанты и организаторы кампаний должны продать покупателям-избирателям, используя различные методы рекламы и пропаганды),

· административно-командную, (главный ресурс – реальная власть, поэтому пользователями такой модели могут стать лишь кандидаты или избирательные объединения, обладающие властно-распорядительными полномочиями, т.е. близкие к органам исполнительной власти)

· организационно-партийную (основной упор делается на работу региональных организационных структур того или иного избирательного блока или партии. Здесь главный ресурс избирательной кампании - организация),

· неструктурированную (были присущи начальному этапу демократизации в нашей стране, основной ресурс такой кампании - сам кандидат, который чаще всего и планирует и исполняет все агитационные акции).

Технология проведения избирательной кампании условно включает три стадии:

- предварительную,

- основную

- заключительную.

Основная стадия состоит из 3 этапов:

1. Выдвижение и регистрация кандидата. Эта процедура определяется региональными и федеральными законодательными актами по проведению выборов в регионе.

2. Анализ структуры электората и определение целевых групп.

3. Разработка предвыборной программы и платформы включает ряд этапов:


- Выявляются существующие в обществе, конкретном избирательном округе, проблемы.

- Определяются пути и методы решения этих проблем.

- Разрабатываются программы.

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Выделяются следующие типы государств: Рабовладельческое государство, Феодальное государство, Буржуазное государство, Социалистическое государство.

Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.)

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Классификация:

Информационные технологии

Информационное воздействие – это упорядоченная система мероприятий по блокированию процесса получения, обра­ботки и обмена информацией, частичному или комплексному внед­рению дезинформации.

Особенности информационно-политических технологий:

1. Во-первых, информационно-поли­тические технологии в своем воздействии всегда направлены на построение в созна­нии избирателя программируемых цик­лов надлежащего восприятия информа­ции и соответствующей деятельности как реакции на получаемые установки.

2. Во-вторых, в отличие от избирательных технологий, официально разрешенных к применению в процессе проведения пред­выборных кампаний, информационно-политические технологии применяются на протяжении всего процесса борьбы за власть, который, в свою очередь, не огра­ничивается хронологическими рамками периода подготовки и проведения выбо­ров.

3. В-третьих, основанием информацион­но-политических технологий является их функционирование в пространстве принятия решений.

4. В-четвертых, система информацион­но-политических технологий представ­ляет собой сложную структуру, которую составляют две основные подсистемы. К первой относятся конструктивные (сози­дательные, креативные) технологии; ко второй – деструктивные (разрушитель­ные).

Классификация:

• абсолютно недостоверная информа­ция;

• недостоверная информация с элемен­тами правдоподобия;

• правдоподобная информация;

• достоверная информация с элемента­ми неправдоподобия;

• абсолютно достоверная информация.

Информационно-политические тех­нологии и конструктивного, и деструк­тивного характера можно также класси­фицировать в соответствии с таким при­знаком, как интенсивность воздействия на сознание личности. Они разделяются на технологии высокой интенсивнос­ти, умеренной и низкой интенсивности информационно-психологического воз­действия.

Высокий уровень интенсив­ности воздействия информационных потоков, как правило, обусловлен низкой частотой повторяемости информации, то есть когда необходимый эффект требу­ется обеспечить в чрезвычайно короткие сроки. Умеренная интенсивность инфор­мационно-психологического воздейс­твия находит свое применение при обыч­ных условиях. Низкая интенсивность воздействия информационных потоков используется, как правило, при наличии длительного промежутка времени, пред­шествующего моменту, к которому необ­ходимо достичь нужного результата.

Политическое влияние СМИ в основ­ном заключается в том, что обычно они сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Поэтому нередко можно наблюдать явно предвзято скорректированную информа­цию, которую СМИ доводят до аудитории. Разумеется, средства массовой информа­ции используют ряд принципов, чтобы достичь привлечения внимания публи­ки: приоритетность и привлекательность темы для населения; неординарность (сенсационность) информации и новиз­на фактов . Именно средства массовой информации с помощью информацион­но-политических технологий трансфор­мируют и преломляют информационные потоки, преобразовывая сообщение и моделируя вариант его принятия, осмыс­ления и дальнейшую реакцию получателя информации.

Основные этапы развития политологии

исторически определенные периоды становления и развития знаний о политике, политической власти, государстве, политическом человеке и других вопросах политической жизни общества.

Возникновение политической мысли восходит к политическим учениям древности, к религиозно-мифологическим истокам, к учениям великих мыслителей - Конфуция, Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа и других.

Слово о политике в античности понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие ораторских способностей, практика законодательной деятельности, непосредственная, прямая демократия и др. <Естественность> политики для многих античных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, каковы формы, механизмы этого управления, и другие вопросы политического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала человека всю жизнь, ведя поиск оптимального политического строя.

В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Ф. Аквинского о божественном происхождении государства и власти, моральном характере правления и другие вопросы оказали заметное влияние на политологию.

В эпоху Возрождения, когда политическая мысль освобождалась от средневекового религиозного мировоззрения, усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и других мыслителей политическая отрасль знания получила новые методы познания политики, государства, общества, в первую очередь - метод конкретности анализа реальных политических событий и их обобщения. Так, Н. Макиавелли обосновал политику как опытную науку, стал <отцом> политической технологии властвования, и др.

Политические воззрения нового времени представлены учениями Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей, которые выразили идеи естественного права и общественного договора, выдвинули, обосновали принцип разделения властей (Локк и Монтескье), связь общественного неравенства с частной собственностью и государством (Руссо) и т. д.

Марксистско-ленинская концепция политики исходила из признания экономического базиса первоосновой политической надстройки, классовости политики, которую определяла как область отношений между большими массами людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти, обосновала ведущее место и роль пролетариата в политической и общественной жизни, его диктатуру и т. д.

На современное состояние политологии большое влияние оказывают труды ранее не издававшихся отечественных мыслителей - Н. Бердяева, А. Богданова, С. Булгакова, И. Ильина, П. Новгородцева, С. Франка и других, а также зарубежных ученых - Т. Адорно, 3. Бжезинского, М. Вебера, Е. Вятра, М. Дюверже, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса и многих других.

В российскую политическую мысль, которая начала активно самоопределяться с 60-х гг. XX в. усилиями Ф. Бурлацкого, А. Галкина, М. Марченко, В. Мшвениерадзе, Г. Шахназарова, А. Федосеева и других, сегодня заметный новаторский вклад вносят Г. Белов, И. Клямкин, В. Макаренко, А. Панарин, Д. Ольшанский, Е. Шестопал, Л. Шевцова и другие ученые. В работах российских ученых политология конституирована, развиваются междисциплинарные области знания (политическая философия, политическая социология, политическая психология и др.). Вместе с тем следует отметить, что политология как наука еще находится на начальной стадии своего становления.

Наши рекомендации