Зарубежная политическая мысль XVIII - начала XX века
В начале ХIХ века в качестве господствующей идеологии утвердился либерализм (от лат. liberalis – свободный). Он стал влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Социальная база либерализма – промышленные и торговые круги, интеллигенция.
Ведущую роль в становлении либерализма как течения политико-правовой мысли сыграли теоретики Англии и Франции. Среди них признанными авторитетами считаются Иеремия Бентам (1748-1832) и Бенжамен Констан (1767-1830).
Иеремия Бентам явился родоначальником теории утилитаризма. Отметим четыре постулата, лежащих в их основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.
Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т.д. Его политико-юридические взгляды изложены в «Принципах законодательства», во «Фрагменте о правительстве», в «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств» и т.д.
Обеспечить индивидуальную свободу всеми правомерными средствами для ее полнокровного осуществления и прочной защиты стремился Алексис де Токвиль (1805-1859). Две яркие работы Токвиля «О демократии в Америке» и «Старый режим и революция» создали ему авторитетное имя в науке о политике и государстве.
Суть политической философии Токвиля в следующем. Залогом свободы является свобода выбора. Сама суть конституционного строя заключается в ограниченной власти правительства. Децентрализация – еще один залог свободы [10].
3. Социалистическая мысль ХIХ века
Идея социализма зародилась в античном мире как представление о счастливом детстве человечества в условиях существовавшего в прошлом золотого века. Эти идеи появились в период возникновения классов, приведшего к дифференциации общества, появления эксплуататоров и эксплуатируемых. Но только с ХVI-ХVII веков социалистические идеи заняли видное место в философии права и политики.
Одним из ранних социалистов-утопистов был итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639). Его основная работа – «Город солнца», в которой изложены взгляды автора на справедливое устройство человеческого общества. Город Солнца – несуществующая страна, в которую во время своих странствий попадает путешественник. Здесь он находит порядок, резко отличающийся от тех, которые бытовали в то время в Европе. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд.
Каждый гражданин получает от общества все, что ему необходимо для удовлетворения своих потребностей, но в пределах разумного. Семьи в государстве Солнца нет, половые отношения регулируются властями в целях появления здорового поколения.
Особое место среди социалистов-утопистов Франции занимают Сен-Симон и Шарль Фурье, которые вместе с английским ученым Робертом Оуэном вошли в историю как великие критические утописты, учение которых, несмотря на его не всегда социалистическую атрибутику, стало одним из идейных источников возникновения марксизма. Это было обусловлено тем, что к вопросу переустройства общества они подходили всесторонне, предлагали пути и методы разрешения противоречий на основе анализа экономических, политических, социальных и духовных процессов [5].
Шарль Фурье (1772-1837) – автор сочинений: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Теория всемирного единства» и др. Общество, согласно его учению, проходит в своем развитии ряд ступеней, последнюю из которых он назвал строем цивилизации. Особое внимание при этом он уделяет тому, как будут реализовываться на деле, а не на словах, для подавляющего большинства населения истинные права и свободы, прежде всего, право на труд, «без которого ничего не стоят все другие права».
Чрезвычайно много сделал для разработки экономической стороны проблемы Роберт Оуэн (1771-1858). В своей практической деятельности он даже предпринял попытку реализовать ее. Разумная общественно-политическая система, полагал он, должна быть основана на законах природы, а не на порочных человеческих законах, которые зачастую есть результат заблуждения и эмпиризма. Частная собственность – плод насилия и несправедливости.
4. Политическая мысль в ХХ веке
Во второй половине ХIХ века продолжалось развитие и укрепление гражданского общества в странах Запада. Внедрявшиеся в жизнь демократические институты обеспечивали включение в политический процесс все более широких слоев населения.
Капиталистическая экономика постепенно вступала в полосу монополизации, а наемные работники создавали организации, способные противостоять эгоизму предпринимателей. Почти во всех странах возникли профессиональные союзы. В ряде стран были созданы социал-демократические партии.
Политические и правовые учения того периода в основном продолжали развитие идей либерализма первой половины ХIХ века. Общей методологической базой продолжал оставаться философский позитивизм. Однако наметилась тенденция перехода от фактографии к широкому использованию философии, социологии и психологии [7].
В целом марксизм как направление общественной мысли проявился в самых различных областях гуманитарного знания – экономической теории, социологии, философии, в том числе в науке о государстве и праве. Основоположниками данного направления были немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
В позитивном плане для марксизма как политико-социологической доктрины характерны следующие особенности. Во-первых, он критически переработал в материалистическом духе гегелевскую диалектику и максимально использовал ее возможности для анализа политических и государственно-правовых проблем общества. Во-вторых, марксизм диалектико-материалистически осмыслил бытие политических и государственно-правовых явлений. В-третьих, марксизм по-новому подошел к анализу государственной бюрократии, а также ее места и роли в жизни общества. В-четвертых, марксизм выработал и опробовал на опыте ряда революций новые критерии социального измерения политики [2].
Особый и весьма существенный вклад в развитие политико-социологической традиции внесли такие представители классической социологической мысли, как М. Вебер, В. Парето, Р. Михельс и др.
М. Вебер (1864-1920) широко известен в развитых странах прежде всего как автор теории государственной бюрократии. Значение этой теории состоит в том, что она служит хорошей основой для совершенствования всего механизма политического, и в первую очередь государственного, управления современным обществом [3; 5].
Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфредо Парето (1848-1923), в особенности его четырехтомный «Трактат по общей социологии». С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть.
Существенные изменения в американской политологии происходят в период между двумя мировыми войнами. Сциентистское направление связано с именами таких американских политологов, как Ч. Мерриам, У. Манро и Дж. Кэтлин. Характерно для данного направления то, что оно рассматривалось как наука предсказани [9]..
Чарльз Мерриам (1874-1953) был не только одним из основателей американской науки, но и отцом бихевиористского направления в ней. Заслуга Мерриама перед американской политической наукой состоит в том, что он, во-первых, настойчиво доказывал необходимость укрепления ее связи с практикой, с реальной жизнью. Во-вторых, Мерриам активно настаивал на внедрении в политические исследования новых методов анализа, в том числе и особенно количественных. И наконец, в-третьих, он фанатически верил в американскую демократию, рассматривая ее как такую форму политического правления, которая в наибольшей степени соответствует естественной природе человека.
Учеником и последователем Ч. Мерриама был Гарольд Лассуэлл (1902-1979), являвшийся самым известным специалистом в области американской политической науки и оказавший наибольшее влияние на ее развитие по сравнению с другими американскими политологами.
Значение работ Лассуэлла для американской политической науки состоит прежде всего в том, что в них большое внимание уделяется методологическим проблемам исследования политики. Излагая эти проблемы, Лассуэлл использовал фрейдистский подход, сформулировав на его основе теорию политического психоанализа. Суть теории политического психоанализа состоит в том, что важнейшим фактором, обусловливающим отношение индивида к политике, объявляется психологический механизм его личности [3].