Русская политическая мысль: особенности, этапы и основные направления развития

Особенности русской политической мысли были обусловлены «промежуточным» положением России между западной и традиционной цивилизациями, запоздалостью ее политического развития, экономическим и «культурным» отставанием, духовно-нравственными и православно-религиозными ценностями и общинно-коллективистскими традициями.

Расцвет русской политической мыли приходится на XIX — начало XX в., когда проявилось наибольшее разнообразие ее основных направлений и течений. «Типологически» — это либерализм, консерватизм, революционный радикализм, религиозно-нравственная традиция, основные течения русского послеоктябрьского зарубежья.

Своеобразными русскими явлениями были полемика западников-славянофилов, народничество, неославянофильство и почвенничество, евразийство, теоретики которых осмысливали своеобразие культурно-исторического и социально-политического развития России в контексте Россия — Запад, Россия — Европа, Россия — Азия.

Изучение политической мысли России XIX — начала XX в. актуально как для сравнительного анализа истории западной и русской политологии, так и для национального самосознания, воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к свободе личности, праву, истории российского государства, духовному богатству русской культуры, для понимания политических и идеологических процессов в современном российском обществе.

Политическая мысль человечества, зародившись вместе возникновением государства, не знала длительных перерывов в своем движении. Она постоянно развивалась в рудах как прогрессивных, так и консервативных мыслителей. В зависимости от мировоззрения и ценностных риентации авторов политические теории способствовали социальному прогрессу или тормозили его. Научный уровень и социальная ценность политических теорий во все времена обусловливалась не только талантом мыслителей, но и исторической обстановкой в данной стране в данное время, материальными потребностями общества, национальными традициями.

Эти объективные факторы и выдвигали передовых мыслителей на историческую авансцену"

Познание исторического пути политических учений дает в руки современным политологам и политическим деятелям богатейший материал для сравнений, сопоставлений, аналогий при разработке политических теорий исходя из потребностей сегодняшнего дня и практической реализации их в общественной жизни.

В России политология в качестве самостоятельной академической дисциплины получила права гражданства в 90-х годах. Она стала преподаваться в вузах и средней школе как обязательный предмет. Ее востребованность обусловлена началом перехода российского общества к свободе, рыночной экономике, что заметно повысило интерес к политике у людей, ставших активными участниками социальных изменений. Политическая наука была призвана объяснить стремительные экономические, политические, психологические и культурные трансформации российского общества.

Кроме того, глубокое изучение политики важно для более широкого понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. Развитая способность анализировать и интерпретировать политические процессы вырабатывает у индивида умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы качестве он ни выступал: в качестве сознательного гражданина, кандидата на государственную должность, рационального избирателя и т. д.

10.Природа власти. объект, субъект, ресурсы. В политике центральное место занимает власть. Власть – форма отношений, когда один человек или группа людей влияет на другого человека или группу людей, для осуществления собственных целей. Власть возникает там, где присутствует неравенство людей. По силе, по уму, по богатству. Но неравенство не порождает власть. Власть порождает наличие у её субъекта определённой цели, которой он хочет достичь при помощи объекта.Субъект– человек или группа людей. Объект– тот, кто на кого производиться влияние. Ресурсы – то, что использует субъект для влияния на объект. 1)принудительные; 2)унитарные(материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей, властью для поощрения и для наказания: уменьшение зарплаты недобросовестным работникам и др.); 3)нормативные(объект подчиняется субъекту так как того требуют нормы и традиции,общество).


Вопрос №11.

Особенности полит. Власти. Легитимность. Легальность. К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.
Легитимность: признание власти народом, отношение к ней как к справедливой, наличие у неё авторитета.
Легальность: законное происхождение власти, управление народом при помощи системы законов, которым она и сама следует.
Таким образом легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта.

Вопрос 12

Природа власти - первоисточника власти. Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, есть власть. Она повсеместная и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, оставшееся власти, пронизанное хаосом.

В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся:

  • силовое , которое трактует власть как господство и принуждение к повиновению;
  • волевое , что понимает власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
  • власть как влияние . Суть влияния заключается в способности влиять на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: власть и над Б является способность добиваться того, чтобы Б "никогда не сделал бы без влияния А" (Д. Даль);
  • телеологическое , согласно которому власть - это достижение определенной цели;
  • инструменталистское , трактующей власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
  • конфликтное , сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
  • структуралистское , представляющее власть как особые отношения между руководителем и управляемым.

Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействие индивидов, в которых один индивид меняет поведение другого.

Этот подход представлен несколькими вариантами:

  • теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация различных степеней и форм сопротивления, а также основ власти. Вводится понятие "сила власти", понимаемого как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
  • теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишками уступают тем, у кого их нет, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает избытком ресурсов, занимает более высокое социальное положение;
  • теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос о асимметричности отношений власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, тот, кто нанимает, диктует время и место работы. Таким образом, в определенных ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем.

Системные теории власти рассматривают власть как безличную свойство любой социальной системы.

В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:

  • власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, добиваться поставленной цели;
  • мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается на непосредственную связь власти с организационной структурой;
  • микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять следует из статуса исполняющих субъектом ролей;
  • коммуникативный подход (Х. Арендт, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Действительный проявление власти заключается в способности прийти к определенной согласия и обеспечить интеграцию общества;
  • поструктуралистський подход , выраженный теориями М. Фуко и П. Бурдье. М. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти за проблемы насилия и соотношение ее субъекта и объекта. Власти бессубъектного, и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношения между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв по физике понятие "поле" и по экономике - "капитал", конструирует понятие "символической власти", которая является совокупностью капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позиций в "политическом поле". Сами позиции и капиталы субъектов могут меняться.

Вопрос № 13.

Политическая система.

Политическая система общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

*организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, (государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.)

*культурный компонент — политическое сознание (политическая культура, политические идеи/идеологии).

*нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы

*коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

*функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Функции:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);

4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;

7) разработка правил и законов поведения людей и групп

в обществе;

8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

Вопрос № 14.

Государство как основной институт политической системы.

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики .

признаками государства являются:

1) Территория, отмеченная границей, - также неотъемлемый атрибут государства. Она включает землю и ее недра, воздушное пространство.

2) Население, подчиняющееся органам власти.

3) Наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами;

4) Монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.

Дополнительными признаками государства являются: единый государственный язык, единая транспортная система, единая денежная единица, единая информационная система. К внутренним функциям (основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны) относятся:

1)Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, выработка стратегии экономического развития

2)Социальная функция. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе.

3)Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм

4)Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения

5)Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса

6)Экологическая функция.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации.

Вопрос №15

Основные теории (концепции) происхождения государства и права

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).

*патриархальная теория.государ­ство возникает по модели семьи (государство -"большая семья" из обычных семей).

- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

*естественно-правовая. люди "общественный договор",каждый отказывался от части интересов ради взаимного выживания;

*органическая теория.государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации и финансы - кровеносной системе, рабочие и крестьяне – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции а господствующие классы — внешние.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие на массы и подчинить их своей воле;

экономической основе:

? произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

? появились частная собственность и публичная власть.

Ирригационная. государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).

Вопрос №16.

Правовое государство:сущность,признаки,пути формирования.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Признаки:
1) Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках
2) Верховенство закона и права
3) Равенство всех перед законом
4) Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
5) Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации
6) Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться
К условиям становления правового государства, можно отнести следующее:
преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
выработка высокой политико-правовой грамотности;
появление действенной способности противостоять произволу;
разграничение партийных и государственных функций;
установление парламентской системы управления государством;
торжество политико-правового плюрализма;
выработка нового правового мышления и правовых традиций

Вопрос №17

Наши рекомендации