Политическая мысль Средневековья (теологическая концепция) эпохи Возрождения

Средневековье

Особенность политической мысли средневековья - ее богословская трактовка. Христианство, зародившееся в античном мире, восприняло его многие идеи: от идеалистического платонизма - убежденность о Превосходстве духовного мира над материальным, из учения Аристотеля - концепцию Бога как первопричины, из философии циников - равнодушие к земным вещам, из иудаизма - мессионизм и монотеизм.

Доминиканский монах Фома Аквинский (1225/26-1274) в своем богословском сочинении "Сумма теологии" разрабатывает также проблемы христианской политической теории. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Специфика томисткой онтологии (учение о бытии} - своеобразный индивидуализм: в мире Фомы постоянно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.

Опираясь на эти теолого-философские представления, Аквинский пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по его мнению - моральная ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях, а политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.

Как Аристотель и Цицерон, Ф. Аквинский идеальной формой правления считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, а народ служит гарантом мира и согласия.

И Августин и Аквинский обосновывали верховенство церкви над светской властью, призывая светскую власть безжалостно карать еретиков, выступающих против единства церкви. Таким образом гуманистическое в своей сущности учение великих философов-моралистов в социально - политическом плане стало теоретической базой для оправдания инквизиции.

Христианское правосознание поднимало политическую мысль на новый уровень: оно явилось источником индивидуальной морали, утверждая, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало его самоценность. Вместе с тем христианство учило воспринимать власть как великое бремя ответственности.

Политическая практика в средневековой Европе развивалась двумя путями. Первый связан с формированием авторитарной королевской власти государств - Франции, Англии, Испании и др.). Второй путь связан с формированием абсолютистских монархий (деспотий) восточного типа, которые возникали на территории восточных провинций бывшей Римской империи и прежде всего представлен феноменом Византии.

Эпоха Возрождения

В конце XV – начале XVI вв. в Западной Европе феодальные отношения начинают приходить в упадок. В недрах феодализма зарождаются новые общественные отношения, которые впоследствии получили название буржуазных или капиталистических. Предпринимателям, промышленникам мешала феодальная раздробленность, поэтому они выступали за создание централизованных государств. Такие государства начинают возникать первоначально в форме абсолютных монархий с сильной центральной властью.
В этих условиях получает развитие общественная мысль, а том числе мысль политическая. Идеологи молодой буржуазии выступили против засилья католической церкви, с идеями в защиту прав и достоинств человека. Проповедуется вера в могущество разума человека, его творческие силы. Это направление общественной мысли получило наименование гуманизма, а время – эпохи Возрождения, т.е. возрождения идеалов античного мира, использования их для новой, буржуазной идеологии.
Первым крупным мыслителем эпохи Возрождения явился итальянец Николо Макиавелли (1469 – 1527). Его жизнь и деятельность приходилась на беспокойное время. В Италии того времени существовала феодальная децентрализация, между многочисленными княжествами, герцогствами и королевствами шла ожесточенная борьба, страну опустошали иноземные войска. Макиавелли поставил перед собой задачу обосновать необходимость политической централизации в стране и устранения сил, препятствующих этому.
В своей политической теории Макиавеллистремится на основе обобщения многовекового опыта существования государства объяснить государственную политику, осмыслить движение силы развития политической жизни. В этом проявляется историзм исследования Макиавелли, его политичного учения, которое по своему содержанию резко отличалось от предшествовавших теологических учений о госу-дарстве.
Для политической теории Макиавелли характерно стремление проникнуть в суть закономерностей общественно-политических процессов и явлений, вскрыть причины смены одной формы государства другой, рассмотреть проблему соотношения власти правителя и народа, наилучших форм правления и др. Решение этих вопросов в духе потребностей времени придавало учению Макиавелли значение практической науки о политике. Он явился основоположником учения о политике как науке об управлении государством.
В своих работах «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия», Макиавелли сформировал свои собственные взгляды на политику и власть, в которых он стал активно проводил антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». При этом под «фортуной» у итальянского мыслителя имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, а под «доблестью» – личные способности и таланты государя при решении политических задач.
Макиавелли первым отделил сферу политики и власти от морали и религии, провозгласив первые автономной системой ценностей и сделав политическую деятельность объектом научного анализа. Этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани, и тем самым обедняется и искажается понимание сути политики,
До Макиавелли для обозначения государства в литературе широко использовались понятия «царство», «империя», «республика», «монар-хия», «тирания», «полис», «цивитас», «принципат», «доминат», «деспо-тия», «султанат» и другие. Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» для обозначения любого политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. Именно после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое итальянским писателем латинское «stato» («staat» – в немецком, «state» – в английском, «etat» – во французском, «estado» – в испанском, «stato» – в итальянском). Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью.
Сравнивая различные формы государства, предпочтение Макиавелли отдает республике. По его мнению, только в ней и могут развиваться способности человека, реализоваться равенство и свободы лю-дей. Республика, по мысли Макиавелли, более устойчивая, чем монархия. Она лучше обеспечивает единство и мощь государства, рождая у народа патриотизм. Вместе с тем, он подчеркивал, что республиканская форма государства показывает свои преимущества только в стабильных условиях. Для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса, лучшей формой государства становится монархия. Макиавелли страстно обличал тираническую форму, называя тиранов нечестивцами.
Создавая теорию управления государством, Макиавелли говорит, что ради достижения политических целей правитель не должен останавливаться перед обманом, грубой силой, изменой – все средства хороши в области политики. В трактате «Государь» проводимое Макиавелли «очищение» политики от морали превращается в проповедь аморализма в политике. С тех пор аморальная политика по принципу «цель оправдывает средства» получила название «макиавеллизма». Эта сторона Макиавелли была, видимо, ответом на те антигуманные, жестокие, коварные методы правления, которыми пользовались в его время феодальные правители и князья, и с которыми он призывал бороться такими же методами. Да и не это главное в учении этого великого мыслителя. Учение Макиавелли о государстве нельзя отождествлять с макиавеллизмом, который и поныне используют в своих целях нечистоплотные политики.
Наряду с политическими учениями, направленными на утверждение нового, буржуазного общественного строя, в XVI веке в Западной Европе, появляются учения, уже отрицающие этот строй, поскольку уже тогда он начал показывать свои пороки: жестокость в обращении с людьми труда, наживание богатства нечестным путем, усиление эксплуатации в период первоначального накопления капитала и другие. Возникает новое направление общественно-политической мысли, получившее название «утопического социализма», родоначальниками которого стали Т. Мор и Т. Кампанелла.
Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель и политический деятель, подверг критике существующий на его родине общественный политический строй. В своем произведении «Утопия» он нарисовал находящееся на неведомом острове Утопия идеальное государство, где нет частной собственности, где все люди равны по своему положению в обществе. Должностные лица государства избираются всем народом и отчитываются перед ним за свои действия. Важные дела обсуждаются всеми жителями острова. Во главе государства стоит правитель, избираемый всем народом. На острове существует всеобщая обязательность труда на общественных началах. Заметим, что это писал не какой-то бедняк, а аристократ, лорд-хранитель печати английского королевства.
Другим крупным представителем утопического социализма был доминиканский монах Томазо Кампанелла (1568 – 1639). В своем труде «Город Солнца» он рисует государство, основанное на всеобщем равенстве людей. Государственная власть организована на демократических принципах. Должность главы государства занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца.
Политические взгляды Мора и Кампанеллы, несмотря на всю их уто-пичность и историческую ограниченность, имели большое значение в тех условиях. Они выражали мечты народных низов о лучшем будущем.



Наши рекомендации