Вопрос №20: Понятие и признаки суверенитета государства.
Суверенитет государства – его свойство самостоятельно и независимо от других осуществлять как внутреннюю, так и внешнюю политику.
Гос. суверенитет или независимость характеризуется двумя сторонами:
a) верховенство гос. власти внутри страны – это способность гос. власти:
– издавать общеобязательные законы (законотворчество)
– обеспечивать единый правопорядок
– определять права и обязанности своих граждан
– выражается в наличии единой системы гос. органов.
b) независимость на международной арене: государство самостоятельно определяет свою внешнюю политику и никто не имеет права навязывать ему свою волю. *Однако страна может обладать ограниченным суверенитетом в двух случаях:
– добровольно (страны ЕЭС)
– принудительно (стана превращается в полуколонию)
Суверенитет РФ отражён в КРФ 1993г, как одна из основ конституционного строя (ст.4).
*Особое место в обеспечении суверенитета РФ занимала декларация «О государственном суверенитете РСФСР», принятая 12 июня 1990. Эта декларация легла в основу Конституции 1993г.
В российском гос. суверенитете отражены выше названные две стороны.
Вывод: РФ – суверенное государство, она самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику; выступает субъектом международного права и является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Вопрос №21: Народовластие и формы его осуществления.
Ст.3 провозглашает суверенитет народа и то, что он – единственный источник власти в стране. Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит власть в стране, и никто (никакая организация, часть людей или отдельное лицо) не может присваивать власть в РФ. Захват власти преследуется по специальному федеральному закону.
Народ осуществляет свою власть двумя путями:
1) прямая демократия (непосредственно)
2) представительная демократия (через систему своих выборных представителей).
Прямая демократия.
Это прямое волеизъявление народа. Её формы:
1) низшие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в гос. органы и народная правотворческая инициатива на уровне местного самоуправления. =>эти формы имеют совещательное и консультативное значение и вовсе не обязательны для выполнения гос. органами.
2) но существуют и высшие формы прямой демократии: их решения обязательны для выполнения гос. органами и не нуждаются в дополнительном подтверждении: это выборы и референдумы. В них должны принимать участие все дееспособные граждане.
Выборы: с их помощью, во-первых, избираютсяпредставительныезаконодательные органы:
– на общероссийском уровне это депутаты Гос. Думы
– на региональном уровне – законодательные органы субъектов РФ (например, в Вологодской области – Вологодское Областное Законодательное Собрание – председатель Тихомиров).
Также мы избираем органы местного самоуправления (но они не входят в систему гос. органов; например, Череповецкая Городская Дума).
А также мы выбираем целый ряд должностных лиц:
– на общероссийском уровне: президент РФ
– на региональном уровне: президентов республик (21) и глав областной администрации (например, губернатор Позгалёв)
– уровень какой-либо единицы местного самоуправления (например, в Череповце – мэр Ставровский).
Референдум (Вопрос №39). *У нас, в РФ принят специальный федеральный закон от октября 1995г «О референдуме РФ». Референдум – всенародное голосование дееспособных граждан по ключевым вопросам жизни страны:
– по законопроектам
– по уже действующему законодательству
– по вопросам гос. значимости.
Референдумы бывают трёх уровней:
1) федеральный (общероссийский). *У нас их уже было три:
– март 1991г – по вопросу о введении в России поста президента
– апрель 1993 – о доверии президенту; об одобрении его политики с 1992г; о досрочном выборе депутатов в новый парламент
– 12 декабря 1993г – о принятии новой Конституции.
2) региональный (т.е. уровень субъектов РФ). *В Вологодской области такого не было.
3) местный уровень (города и посёлка). *У нас, в Вологодской области, их не было.
I. Референдум общероссийского уровня.
Его решения являются обязательными и не нуждаются в дополнительных утверждениях. Граждане говорят либо «да», либо «нет».
По чьей же инициативе могут проводиться референдумы:
– по инициативе КонституционногоСобрания, когда он решит вынести на референдум проект новой Конституции.
– по инициативе не менее двух миллионов граждан РФ. Условия:
v в начале для сбора подписей создаётся инициативная группа; она же формулирует вопросы, выносимые на референдум
v на сбор подписей – не более трёх месяцев
v на один субъект РФ должно приходиться не более 10% подписей
v подписные листы сдаются в Центризбирком и она проверяет, не фальшивы ли они, и даёт заключение о подлинности подписей
v заключение отправляется президенту РФ и он его проверяет
v Конституционный Суд РФ проверяет весь этот процесс на предмет того, не была ли нарушена Конституция, и даёт своё заключение
v президент назначает референдум.
Граждане имеют право вести агитацию «за» или «против», которая должна быть прекращена в 00:00 часов в день референдума по местному времени.
Референдум признаётся состоявшимся, если в нём приняло участие более 50% граждан от числа тех, кто должен был прийти. Решение будет считаться принятым, если за него проголосует более 50% от явившихся на голосование (вопрос №39 закончен).
Помимо вышеперечисленных форм народовластия, огромную роль в его осуществлении играют гос. структуры:
– представительные (законодательные)
– исполнительные.
Гос. аппарат должен соблюдать КРФ и законы; только так можно обеспечить его подчинение воле народа + существуют каналы воздействия на него со стороны народа:
– выборы гос. органов и должностных лиц
– когда они уже выбраны и начали работать, они обязаны отчитываться перед избирателями (это и будет осуществлением представительной демократии).
Существует ещё одна форма осуществления народовластия – через органы местного самоуправления, которые отделены от государства.
И, наконец, народовластие осуществляется через политическую систему общества (гос. и общественные органы и организации, политические партии, профсоюзы, массовые движения и т.д.).