Основные типы политической культуры. субкультуры.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентации (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Политическая культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т. д.).

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т. д.).

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций и соответствующих форм поведения на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т. д.

В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политической системой.

В основании типологии политических культур могут лежать самые разнообразные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (Х. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных – Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр) и др. Г. Алмонд и С. Верба, положив в основу типологии политических культур определенное отношение населения к политике и сопоставив основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, выделили патриархальный тип политической культуры, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, подданнический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан, активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

Типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивидов – Э. Баталов).

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур

46) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Политическая деятельность -- понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре Д. п. выделяют, субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности. Всякая деятельность имеет в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.

Понятие "политическая деятельность" дает возможность в анализе политики сосредоточить внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте - разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной цели. Важнейшими чертами такой деятельности служат:

- сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

- рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;

- использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Для этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую. Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т. п.

Политические действия осуществляются всегда «здесь» и «сейчас», т.е в конкретной ситуации.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, отношения политических сил к действительности.

Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Революцию могут вызвать война, политический кризис, интервенция, тупики в решении социальных проблем, политическая коррупция и т.д.революции бывают антиимпериалистические, буржуазные, народные, народно-демократические, социальные. В результате господствующие классы и группы лишаются экономической и политической власти, появляется новая политическая элита, предлагающая обществу новый проект развития, управляющая на основе других ценностей и институтов. Революционные процессы являются насильственными. Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Открытое сопротивление народа законной власти может выражаться в мятежах, бунтах, крестьянских восстаниях.

Реформы ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Реформы не пытаются реорганизовать общество в целом на основе общего плана, но лишь устранить препятствия, препятствующие его нормальному функционированию.

Политические перевороты (государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор) ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия.

Кроме того, к политическим действиям относятся митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование шествия и т.п, а также выборы, референдумы, дипломатические переговоры и визиты.

51. Понятие, сущность и функции политической идеологии.

Политическая идеология представляет собой одну из ее видов и имеет свою специфику. Политическая идеология – относительно систематическая совокупность понятий, идей и представлений, в которой различные субъекты политических отношений, индивиды, группы, классы, нации осознают свое положение в системе общественных положений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощи государственной власти.

Политическая идеология – это система идей и представлений оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть с целью реализации.

Специфика политической идеологии: содержание той или иной идеологии зависит от интересов социального субъекта, от которого происходит данная идеология. В отличии от марксизма, в котором в качестве субъекта рассматриваются только классы, то ? представляются, что все субъекты выражают …

Анализ содержания любой идеологии содержит 2 плана:

- явный

- скрытый

Явный план представляется открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами.

Неявный план – чьи интересы защищает, выражает, оправдывает данная идеология.

Многие социальные субъекты пытаются представить свою идеологию как совокупность интересов всего общества, но не все говорят открыто чьи интересы они выражают.

На основе одной и той же идеологии могут возникнуть противоположные политические движения: социал-демократы и др.

Политическая идеология – выполняет следующие социальные функции:

- познавательная

- мобилизирующая

Познавательная функция выражается в том, что в процессе своего формирования и развития социально политической теории, доктрины и концепции выражают объективную реальность.

Мобилизирующая функция – вытекает из того, что это всегда есть система социально-значимых идей, выдвигаемых определенными классами, слоями.

Основное назначение идеологии – быть средством укрепления или усиления социально-политической действительности или быть руководством к действию.

Общее направление развития идеологии, формируя проблемы и прогнозируя картину жизни, играет мобилизирующую роль и способствует консолидации действия людей.

Специфика политической идеологии – ориентация на выражение интересов значимого социального субъекта. Это прежде всего интересы политические и экономические. Следовательно целью любой идеологии – экономическая заинтересованность, властно-финансовая политическая сущность. Цели могут быть локальными или глобальными, но сущность остается та же.

Наши рекомендации