Геополитика: сущность, концепции. с. хантингтон «столкновение цивилизаций»
Геополитика – междисциплинарная область знания о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений. Геополитика – междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государства и характера взаимоотношений от систем политических, экономических, стратегических и ряда факторов. Цель геополитики: обоснование стратегий внешнеполитической деятельности государства. Различается традиционная геополитика, новая геополитика (геоэкономика) и новейшая геополитика (геофилософия). Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях.
Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством пространственных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над геопространством — одна из основных задач геополитики. В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и пространственными структурами на различных уровнях (от государственного до международного).
Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география». Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог и государствовед Рудольф Челлен. Наряду с Челленом классиками геополитической науки считаются британский географ и политик Х.Маккиндер, А.Мэхэн, Ф. Ратцель, К.Хаусхофер, И.Спайкмэн.
Фридрих Ратцель: Не называя еще новую науку по имени, Ф. Ратцель стал подлинным «отцом геополитики». Ратцель обосновывал тезис, о том, что государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами. Сущностные характеристики государства определяются его территорией и месторасположением, а его процветание зависит от того, насколько успешно оно приспосабливается к условиям среды. Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, является территориальная экспансия или расширение жизненного пространства.
Рудольф Челлен: «государство – живой организм». Необходимости органического сочетания пяти связанных между собой элементов политики: экономополитики, демополитики, социополитики, кратополитики и геополитики. Закон равновесия между крайностями. Сила – более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон.
Видаль де ля Бланш: Ему принадлежит концепция «поссибилизма». Согласно этой концепции, политическая история имеет два аспекта: пространственный (географический) и временной (исторический). Географический фактор – это окружающая среда; исторический – сам человек («носитель инициативы»). Влияние географического фактора на историю может стать реальностью, а может и не стать (отсюда слово поссибилизм - возможность). Актуализация действия этого фактора зависит от человека,
Хелфорд Джордж Макиндер говорил о том, что для государства самым выгодным географическим положением является срединное, центральное. Макиндер структурирует планетарное пространство в направлении от центра к периферии путем системы концентрических кругов. Центр - Россия. Окраина - пересечении водного и сухопутного пространств – береговое пространство евразийского континента. Далее идет зона, внешняя относительно материковой массы мирового острова. Кто контролирует восточную Европу, тот доминирует над Евразией.
С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций и становление мирового порядка» (1996 г.) выдвинул спорный тезис: «столкновение между двумя мировыми цивилизациями в ХХI столетии приведет в войне и распаду мирового порядка». Он изложил свою доктрину неоатлантизма, в ее центре стоит проблема дальнейших отношений Суши и Моря, Запада и Востока. Западная идеология восторжествовала временно, что поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока. С. Хантингтон, в числе наиболее вероятных противников Запада видит Китай и исламские государства, прежде всего Ирак, Иран, Ливию, а не Россию или какие либо другие евразийские страны.
Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему? Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они — наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, — религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной. Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации. В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.