Тема 24. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций»

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Новая эра мировой политики: многополюсный, полицивилизационный мир.

· Природа и история цивилизаций.

· Проблема «универсальной цивилизации».

· Модернизация как вестернизация и причины ее цивилизационного отторжения.

· Феномен «разорванных стран». Россия как пример.

· Глобальная политика цивилизаций и понятие конфликта цивилизаций.

· Природа и динамика войн по линиям цивилизационных разломов.

· Запад - Китай - Россия: границы русского геополитического субконтинента.

Проектное задание: Определите, в чем политический процесс за последние два десятилетия подтвердил либо поставил под сомнение базисные положения теории «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

Форма: письменная.

Тема 25. Основы современной теории демократии как результат взаимодействия нормативной и эмпирической политической науки.

(лекция)

Развитие теории демократии в послевоенной политической науке (Р. Даль, А. Лейпхарт, Дж. Сартори, Р. Патнэм и др.). Формирование основ теории демократизации (демократических транзитов) в работах X. Линца, Л. Даймонда, Ф. Шмиттера, Г. О'Доннела, С. Хантингтона и др. Методология сравнительных исследований и ее роль в развитии теории демократии. Работы Г. Алмонда, С. Вербы, А. Инкелеса, Р. Инглхарта, С. Барнза, А. Пшеворского и X. Тьюна, А. Сайфарта, Н. Смелзера, М. Догана, Д. Кольера и Г. Кинга и др. Новые теории демократии в работах Ю. ХабермасаЛаслау и Ш. Муфф, Б. Манена и др.

Тема 26. Р. Даль: демократия и ее критики

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Р. Даль об истоках и исторических этапах демократии.

· Демократическая критика анархизма и попечительства.

· Проблема включения как проблема теории демократического процесса.

· Когда народ готов к демократическому процессу?

· Понятие полиархии, условия ее (не-)возможности в ряде стран.

· Плюрализм, полиархия и общее благо.

Проектное задание: объясните, что принципиально нового в понимание демократии вносит теория полиархии Р. Даля.

Форма: письменная.

Тема 27. А. Лейпхарт о демократии в многосоставных обществах.

(практическое занятие).

Вопросы для обсуждения:

· Сотрудничество элит как первая и основная отличительная чер­та сообщественной демократии.

· Понятие многосоставного общества (plural society) и его отношение к демократическим режимам.

· Многосоставное общество и проблема культурно-политических различий между «первым» и «третьим» мирами.

· Многосоставные общества и партийные системы.

· Понятие сообщественной демократии.

· Сообщественная демократия в западных странах.

· Соообщественные системы в постколониальных странах.

Проектное задание: определите, в каких моментах теория сообщественной демократии А. Лейпхарта развивает и дополняет теорию полиархии Р. Даля.

Форма: письменная.

4.4. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Реформы Шан Яна в царстве Цинь. Реализация легистского законодательства в империи Цинь
Критика Аристотелем лакедемонского, критского и карфагенского типов государственного устройства
Дж. Локк: Принцип отделения церкви от государства и религиозная терпимость
А. де Токвиль о феномене «тирании большинства» и его опасность для Америки
В. Парето политической истории как «кладбище элит»
М. Дюверже: политические партии и общественное мнение
Г. Алмонд и С. Верба об отношении гражданской культуры и демократической стабильности
Р. Даль о пределах возможностей демократии и ее самокритике
А. Лейпхарт: условия, благоприятствующие построению системы сообщественной демократии

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для реализации целей освоения дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:

Интерактивно-иллюстративный метод изложения лекционного материала с использованием мультимедийного оборудования;

Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов);

Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления») с использованием практикума как формы, закрепляющей теоретические знания;

Работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой магистранты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх;

В качестве основных форм самостоятельной работы магистрантов предполагается выполнение индивидуальных проектных заданий по личной инициативе магистранта; подготовка к докладу на семинарском занятии.

VI. Наименование тем занятий с использованием активных форм обучения:

Тема занятия Вид занятия Форма / Методы интерактивного обучения Кол-во часов
Политическая наука с позиции пользы: «Артхашастра» Каутильи   лекция работа в малых учебных группах (team work)
Политическая философия и политические технологии легизма практическое работа в малых учебных группах (team work)
«Государь» Н. Макиавелли   практическое Мозговой штурм
С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» практическое Метод case study («анализ конкретных ситуаций»);  
А. Лейпхарт о демократии в многосоставных обществах   Метод case study («анализ конкретных ситуаций»);
Итого часов  

Наши рекомендации