Сущность, функции политической идеологии
Термин "идеология" появился в 1796 г. в докладе философа Дестютт де Траси. Он поставил целью создать науку об идеях и раскрыть источник человеческого познания и заблуждений. Наука об идеях должна была стать важнейшей частью науки о человеке, наряду с физиологией и моральной философией. Однако такое понимание термина идеология быстро было утрачено. К. Маркс и Ф. Энгельс использовали термин идеология для обозначения системы «ложного сознания», т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму классовых интересов. В.И. Ленин видоизменил подход, он показал, что марксизм тоже является идеологией – идеологией пролетариата. Немецкий социолог К. Маннгейм в работе «Идеология и утопия» в рамках «социологии знания» раскрыл сущность идеологии как систематизированного способа социально–группового мышления, в котором создаются различные концепции окружающего мира.
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально–группового мышления. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия.
Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.
Выделяют три уровня функционирования идеологии:
1. теоретико–концептуальный (формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы);
2. программно–политический (общие идеологические принципы и идеалы конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил);
3. актуалированный (происходит восприятие массами политической идеологии, проявляется эффективность пропаганды).
Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры.
Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия.
Функции политической идеологии:
· легитимация власти, т.е. формирование поддержки и доверия к определенным политическим системам, институтам, режимам;
· мобилизующая и интеграционная, т.е. объединение людей в социальное целое, консолидируют и направляют социальные слои на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы;
· критическая функция. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных систем идеологических ценностей;
· когнитивная функция, т.е. будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией;
· конструктивная функция;
· нормативная функция, т.е. в ней фиксируется определенный императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться;
· эмоционально–психологическая функция.
Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно влиять на общественные сознание. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, выражение американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли. Идеологические коммуникации становятся важнейшим условием формирования вертикали взаимопонимания политической элиты и широких слоев населения.
Таким образом, пока существует глубоко социально–стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально–группового мышления. В политике идеологии являются существенным элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности. Идеологии всегда практически ориентированы на действие, они предназначены для идейной и целевой ориентации политического поведения.