Формы государственного устройства и государственного правления
В основу типологии государств положен формационный критерий. Каждому способу производства соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Выделяют и переходные типы государства.
От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического режима.
Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства,характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.
Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население.
Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью. При верховенстве федеральной власти и федерального права государственные образования, члены федерации, имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства.
Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации, сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Сегодня создаются содружества и союзы, состоящие из независимых государств, имеющих более или менее тесные контакты в различных сферах общественной жизни.
Форма правления – организация верховнойгосударственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Глава государства не несет юридической ответственности за свои действия.
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.
Конституционная монархия характеризуетсяограничением власти монарха конституцией. Взависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх назначает правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту.
Государство, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, называют теократической монархией. Имеют место выборные монархии.
Республика – это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета.
В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает скромное место, осуществляя представительские функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.
Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.