Формы государственного правления и государственного устройства

Типология современных государств зависит от критерия, в соответствии с которым осуществляется классификация. Такими критериями могут быть:

- формы правления (монархии, республики);

- национально-территориальный признак (унитарные государства, федерации, конфедерации). Некоторые ученые называют еще один вид – империю;

- религиозный фактор (светские, религиозные) и т.д.

Другие исследователи рассматривают типы государств в соответствии с развитием человеческой цивилизации, с формационным принципом: рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Причем один и тот же тип мог быть реализован в различных формах (собственно режимах). Рабовладельческий тип – это и афинский полис, и Рим времен Цезаря. Феодальный тип – это абсолютные монархии в большинстве стран Европы, но это и республиканская Флоренция и Венеция, Новгород и Псков.

Итак, с точки зрения государственного правления различают монархии и республики. Что же характерно для тех и других?

Отличительные черты монархии:

- во главе государства стоит монарх, по сути, у руля власти – одно лицо;

- власть передается по наследству;

- правитель не несет никакой ответственности перед своим народом[1].

Для республики характерно:

- выборность властных структур;

- реализуется принцип разделения властей на три ветви (на законодательную, исполнительную и судебную);

- власть – государство несет ответственность перед избирателями.

Как извество, республики существовали еще в Древней Греции и Риме. Однако действительно распространенной республиканская форма правления стала в результате буржуазной революции в XVII – XVIII вв. в Европе. Республика как форма правления имеет две разновидности: парламентскую и президентскую.

Отличительные черты парламентского правления:

- дуализм исполнительной власти (разделение ее на главу государства и кабинет министров);

- ответственность правительства перед парламентом (уход правительства в отставку в случае вотума недоверия);

- независимость главы исполнительной власти (имеет право назначать министров и досрочно распускать нижнюю палату парламента);

- отсутствие у парламента права сместить главу исполнительной власти.

Характерные черты президентской формы правления:

- отсутствие дуализма исполнительной власти (президент является одновременно главой государства и главой правительства);

- президент избирается непосредственно всем народом;

- президент и парламент независимы друг от друга (парламент не может сместить президентское правительство, а президент – распустить парламент).

Президентская республика не получила распространения в Европе, она более характерна для стран Латинской Америки и США, где президент одновременно является главой государства и правительства. После победы на выборах он по своему усмотрению формирует правительство и кабинет министров (правда, кандидаты на ряд ключевых постов должны быть утверждены законодательным собранием). Правительство – это своего рода «личный штаб» президента.

Для президентской республики, особенно американской, характерен так называемый феномен раздельного голосования и «раздельного правления». Суть его в следующем – значительная часть избирателей, голосуя за кандидата «своей» партии на пост президента страны по списку кандидатов в законодательное собрание может поддержать представителя конкурирующей партии. И в результате – Белый дом может возглавлять представитель одной партии, в то время как в одной или даже в обеих палатах конгресса большинство принадлежит другой партии.

В Европе больше распространена парламентская республика, пример – Великобритания. Каждая партийная фракция выступает как единая команда. Партия большинства контролирует и законодательную и исполнительную власть. Но, как правило, чаще встречаются не «чистые» формы, а различные варианты «смешанных» форм. Так, например во Франции, президент избирается всем народом, но правительство зависит не только от президента, парламент может сместить правительство. К смешанной форме правления относится Украина, Россия и другие страны СНГ.

Для уравновешивания власти между различными ветвями большое значение имеет система «сдержек и противовесов», к примеру, «отлагательное вето». Смысл этой процедуры состоит в том, что предзидент имеет право наложить вето на принятый парламентом закон, но парламент, в свою очередь, при повторном голосовании, собрав 2/3 голосов, может отклонить президентское «вето».

Государство, как уже отмечалось, расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц (областей, провинций, штатов, кантонов и др.). Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного единства государства, взаимоотношения между верховной и местной властью. В политологии выделяют следующие формы государственного устройства: унитарные государства, федерации и конфедерации.

Унитарные государства, единые государственные образования, характеризуются следующими признаками:

- единая конституция на всей территории страны;

- единая система высших органов государственной власти;

- единое гражданство;

- единая система прав и единая судебная система;

- территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, т.е. не вправе издавать законодательные акты.

Как правило, это мононациональные государства. Примером могут служить Польша, Греция, Франция, Финляндия, Украина (правда, в ее составе есть автономное образование – республика Крым).

Федерацияпредставляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство. Те или иные элементы федерации существовали еще в условиях античной Греции, в современном смысле эта форма государственно-административного устройства связана с возникновением буржуазного общества. Одной из первых федераций была Нидерландская республика, состоящая из 7 соединенных провинций.

Федерация характеризуется следующими чертами:

- субъекты федерации (штаты, земли, республики, кантоны, провинции и др.) обладают определенной юридической и политической самостоятельностью;

- они наделены правом издания законодательных актов в пределах установленной компетенции;

- субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (к примеру, в одних штатах США отменена смертная казнь, в других – нет);

- двухпалатный парламент (в одной из палат – представители субъектов федерации);

- возможно наличие двойного гражданства.

Федеративное устройство характерно для многонациональных государств. Они могут существенно различаться по величине и по числу входящих в них членов. Так, например, Бельгию составляют три субъекта, Швейцарию – 23, а США – 50. В состав Российской Федерации входят 84 субъекта федерации. Федерациями также являются: Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, ФРГ.

Конфедерации- это более рыхлые объединения государств. Как правило, это временные объединения, которые возникают в кризисных ситуациях, когда государства видят в конфедерации средство противостояния внешней опасности или возможность выхода из кризиса. Конфедерации существовали в определенные исторические периоды в ряде стран: в Германии, Швейцарии, США (первые годы образования). Но конфедерации либо быстро распадаются, либо перерастают в федерации.

В условиях конфедерации нет единого законодательного органа, единой валюты. В связи с этим может возникнуть вопрос, а как же Европейский Союз, где есть уже и Европарламент, и единая валюта. Что же это за образование?

Несмотря на единую валюту, прозрачные границы (в рамках Шенгенской зоны) и др. моменты, Евросоюз – это пока еще не конфедерация. Видимо, реальная жизнь будет открывать все новые и новые феномены в сфере государственного устройства (к примеру, союз России и Белоруссии).

Правовое государство

Уже в античные времена мыслители задумывались над тем, как обуздать власть-насилие, как ввести ее в законные рамки. Уже тогда выдающиеся умы прошлого говорили о том, что править должны не люди, а законы. Люди подвержены эмоциям, аффектам, поэтому превыше всего должен быть закон, причем законы должны быть справедливые.

«Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон, - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Об этом же говорил и Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…».

И Платон, и Аристотель в поисках наилучшей формы государственного устройства приходят к выводу, что простые формы неустойчивы, а потому наиболее эффективной является смешанная, в которой бы сочетались наилучшие стороны нескольких простых (монархия, аристократия, демократия). Римские юристы обратились к разработке правовых основ государственного устройства, и уже тогда были попытки разграничить власть на три ветви. Таким образом, идея справедливого государственного устройства выношена человечеством на протяжении тысячелетий.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму эти идеи получили дальнейшее развитие. В трактовке Локка идея господства закона воплощается в государстве, где верховенствует закон, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы и реализовано разделение властей. Им была обоснована идея, которая потом превратилась в широко известный в наше время юридический тезис «разрешено все, что не запрещено законом».

Огромное значение для формирования идеи правового государства имели работы Ш. Монтескье и особенно его знаменитая книга «О духе законов». По мнению Монтескье, политическая свобода состоит не в том, чтобы делать все, что захочется, а в том, чтобы делать все, что позволяют законы. «Мы свободны, - отмечал Монтескье, - потому что мы живем под властью закона».

Позднее с философским обоснованием правового государства выступил И. Кант, который считал, что целью государства является обеспечение торжества права. А праву должно подчиняться и само государство. Всякое единодержавие, по его мнению, - это всеобщая могила человечества.

В XIX в. разработкой концепции правового государства занимались известные юристы и социологи Б.А. Кистяковский, П.Н. Новгородцев, Б.Н. Чичерин.

Правовое государство формировалось в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая сущностная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление обуздать государство – Левиафана, заставить его уважать законы и права человека.

Формирование правового государства предусматривает последовательное проведение в жизнь ряда основополагающих принципов:

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни, верховенство закона, т.е. закон превыше всего, превыше должностей и рангов (когда принц Чарльз нарушает правила уличного движения, рядовой полицейский его штрафует),понятно, что в связи с этим возникает вопрос о самом «качестве» закона.

2. Связанность законом самого государства и его органов. Смысл его в том, что государство, издавшее закон, не в праве само же его нарушать. Практика нашего законодательства часто строится на том, что подзаконные акты сводят иной закон на нет, а принятые порой законы противоречат главному закону – Конституции.

3. Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. Такое понимание неотчуждаемых прав индивида коренным образом отличается от феодального представления об их дарованном, жалованном характере.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Как государство должно выполнять свои защитные функции по отношению к гражданину, так и отдельная личность должна выполнять определенные гражданские обязанности (например, защита отечества, выполнение законов т.д.). Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом.

Не менее важна и ответственность личности перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части населения, что порождено длительным периодом застоя, ослаблением интереса граждан к делам общества и государства, уравниловкой и т.д. Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно лишь, раскрепостив личность, предоставив широкую возможность для самостоятельного творчества и инициативы.

5. Эффективная система контроля за выполнением законов. Если не будет такого контроля, законы, пусть даже и хорошие, повиснут в воздухе. К формам контроля и надзора относятся: суд, прокурорский надзор, арбитраж.

Эти основополагающие принципы составляют фундамент правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, это власть, которая подчиняется воле суверенного народа.

Существование государства, закона и права обусловлено самой природой человека. Как справедливо подчеркивал российский правовед С.А. Котляревский, «если государство не есть земное божество Гегеля, то оно и не холодное чудовище, каким его увидел Ницше; оно – отражение всей человеческой природы – и в ее темных низах, и в обращенных к вечному свету ее вершинах». Иначе говоря, не следует ни обожествлять, ни упразднять государство, ни наделять его бессмертием.

Но вместе с тем нельзя не понимать, что строительство правового государства – это довольно длительный процесс, к демократии и правовому государству нельзя прийти экстерном, «краткий курс» был только у истории партии. Установление подлинного верховенства закона предусматривает как формирование соответствующих властных структур, способных действовать в рамках закона, так и своеобразную «коперниковую революцию» в умах людей.

От чего же зависит формирование правового государства?

Появление правовой государственности стало возможным прежде всего вследствие вызревания гражданского общества.

Наши рекомендации