Мировая политика и международные отношения: понятие, структура.
Международные отношения являются объектом исследования многих общественных дисциплин. Ведущая роль среди них отводится политической науке, так как только она непосредственно изучает деятельность государственной власти, а международные отношения - это прежде всего отношения государств. Сложность объекта исследования (отсутствие центрального ядра власти и управления, наличие полицентризма, перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, большая роль стихийных процессов и субъективных факторов), а также различные научные подходы обусловили наличие нескольких теорий международных отношений. Так, теория международного общества исходит из того, что, благодаря внедрению в жизнь государств принципов права и морали, происходит преобразование человечества в единое общество с мировым правительством. Теория факторов рассматривает мир как поле динамических отношений взаимодействующих сил, которые зависят от политических, экономических, социальных, психологических факторов. Материальные факторы определяют силу, а другие её направление. Теория отождествления международных отношений с международной политикой определяют её как равнодействующую внешних политик государств. Сущность международных отношений заключается в захвате, осуществлении и укреплении власти участниками отношений в специфических условиях международной среды. Правда, тут возникает вопрос: имеет ли категория власти в международных отношениях универсальный характер, или используется только при отношениях с позиции силы? Возрастание роли права, международных организаций, коллективных действий по обеспечению мира - ставят под сомнение власть на основе силы как решающее средство реализации национальных интересов. Поэтому в определении международных отношений акцент перемещается с власти на объективное стремление всех участников к максимальной реализации своих интересов. Одним из вариантов определения может быть следующий: международные отношения - это процесс взаимодействия суверенных (государств) и несуверенных (организаций, движений) участников с целью создания наиболее благоприятных условий их функционирования и развития, закрепленный в определенном мировом или региональном правовом порядке.
В зависимости от сферы взаимодействия выделяют виды международных взаимоотношений: политические, экономические, идеологические, военные, культурные. На основании соотношения интересов участников международных отношений выделяют формы взаимоотношения: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные соответственно на отличии, совпадении и согласовании интересов.
Политическая наука анализ мировой политики осуществляет на основе системного подхода. Международные отношения рассматриваются как система взаимодействия субъектов международной политики. Международная система (МНС) - ключевое понятие международных отношений. Структура, участники МНС и внешняя среда придают качественное своеобразие МНС. Структура как способ связи в системе состоит из: центросиловых отношений - отношений между ведущими странами на данном историческом этапе; узлов противоречий - ограниченном в пространстве комплексе отношений, который характеризуется конфликтностью и нестабильностью; структурной надстройки - международных правительственных и неправительственных организаций и международного права.
Основной участник МНС - государство. Это единственный общенациональный институт, который имеет полномочия осуществлять внешнюю политику, заключать договора и давать гарантии. Субъектами международных отношений являются также негосударственные нации, международные организации, разные социальные институты, группы и индивиды. Внешняя среда МНС - мировая экономика и социальная сфера. Понятие мировая экономика представляет собой сумму всех экономических потенциалов. Она оказывает решающее воздействие на мировую политику.
Международная система выполняет свои функции через мировые и региональные политические, правовые, экономические и культурные структуры. К числу основных принадлежат организации глобального (ООН с её руководящими органами, Международный банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального (Большая семерка, ОБСЕ), регионального (ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.
Качественные изменения субъектов МНС, кардинальные перемены внешней среды ведут к структурным сдвигам и историческому развитию международных отношений. История демонстрирует качественно различные системы. В качестве критерия типологизации выступают характер центросиловых отношений в МНС и борьба за максимальную власть на международной арене. Можно определить следующие типы:
1) Система баланса сил - классическая ситуация второй пол. XIX - первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.
2) Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.
3) Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.
4) Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.
5) Система "вето" - полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.
Сегодня мы имеем переходный период, когда старая биполярная система отошла в прошлое и формируются новые центры международных отношений и новая структура.
Современные геополитические теории стремятся определить перспективу создания нового баланса сил после распада СССР и биполярной системы международного порядка.
Международные отношения базируются на двух основных принципах: силе и праве. В вопросе их соотношения существуют две противоположные позиции. "Силовой подход" признает примат силы. Право придает только внешнюю респектабельность международной системе, стабильность же основана на страхе и силе. Противоположная сторона отстаивает идею безусловного выполнения норм права и необходимость наднационального законодательного органа. Современная тенденция соотношения права и силы такова: чем больше политика превращается в инструмент согласования интересов государств, тем больше увеличивается сила права и тем меньшую роль имеет право силы.
Международное право возникло вместе с межгосударственными отношениями и вызвано потребностью обеспечения их стабильности и взаимовыгодности. Международное право определяется как способ оформления и закрепления в обычаях и договорах политических, экономических и других отношений между государствами. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН. Она выполняет координирующую и регулирующую роль. Так же она имеет механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Международное право иногда представляют как согласование воль государств в отличие от государственного с законами и механизмами принуждения.
Содержание международного права составляют общепризнанные нормы и принципы. Под нормой МП понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы называются принципами МП. Нарушение каким-либо государством принципа международного права другими государствами рассматривается как посягательство на международный правопорядок. Содержание норм и принципов определяется историческим этапом международных отношений. Современный международный порядок основывается на принципах и нормах МП, зафиксированных в Уставе ООН (1945 г.), документах Хельсинского заключительного акта СБСЕ (Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, 1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.). Сущность этого порядка выражается в десяти принципах: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Таким образом, анализ конкретных внешнеполитических действий и международных отношений кроме теоретического подхода, связанного с использованием понятийного аппарата, предусматривает использование и нормативно-юридического подхода - оценки конкретной политики с точки зрения соответствия Конституции и принципам международного права.