Политическая культура :понятие и структура.типология политических культур Г.Алмонд и И. Гердери с.Вербы
Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом. В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель
. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев. В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах. Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура политическогосознания | Культура политическогоповедения | Культурафункционированияполитических институтов |
Политические представления и убеждения | Культура политического участия | Культура электорального процесса |
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы | Культура политической деятельности | Культура принятия и реализации политических решений |
Политические установки | Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов |
Помимо названных авторов значительный вклад в разработку теории политической культуры в западной политологии внесли С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, Р. Роуз и другие. Практически все исследователи сходятся на том, что для выявления особенностей политической культуры того или иного общества необходимо изучить такие феномены, как политические установки и ориентации, модели поведения индивидов и групп, особенности функционирования институтов, распространение в обществе ценности. Говоря о политической культуре, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что это культура. Отсутствие общепризнанного определения единой теории политической культуры не удивляет, так как понятие «политической культуры» есть частное выражение абстрактно-общего понятия «культура», а теория политической культуры - лишь частный случай общей теории культуры. В науке нет ни принимаемого всеми школами определения культуры, ни единой теории. Культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь. Проявление организующей роли культуры начинается с того, что она определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовать объективные факторы и предпосылки, с чего практически и начинается социальная жизнь. Только благодаря культурным нормам и ценностям люди во взаимодействиях друг с другом могут себя проявлять, утверждать, реализовывать. В результате совместной регулируемой деятельности люди создают различные ценности, которые выступают в виде материальной и духовной культуры. Процесс этот двухсторонний. Сами социальные отношения способствуют закреплению культурных ценностей, так как не все продукты человеческой деятельности входят в культуру, а только те, которые воспринимаются широкими группами, закрепляются, объективируются.