Специфика формирования гражданского общества в России.
Процесс формирования гражданского общества в России начался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судебной системы.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений.
Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.
В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы. В выборах в органы местного самоуправления — земские собрания и управы, городские суды и управы - принимают участие представители всех сословий, имеющие частную собственность.
Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, должности адвоката и прокурора.
В годы первой русской революции 1905-1907 годов появились политические партии и первый законодательный орган Российского государства, сформировавшийся на основе избирательного права — Государственная Дума.
После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.
Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.
Во-первых, в психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной власти, которая всегда брала на себя всё решение важнейших вопросов общественной жизни.
Во-вторых, в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.
В-третьих, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.
Становление и развитие гражданского общества в России встречаются с большими трудностями. Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего класса уже как частная собственность.
Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.
Существуют устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные прежним режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества.
Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов, в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения, им отторгаются важнейшие ценности гражданского общества - конкуренция, демократия, рынок.
В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства.
Сейчас в обществе активно обсуждается, внесённый фракцией «Единая Россия» в Гос. Думу законопроект о негосударственных организациях, который можно расценить как стремление государства часть гражданского общества прикормить, а часть – прикрыть. Этот законопроект содержит такие положения, как принудительная регистрация всех неправительственных организаций, возможность запрещения без определения четких условий, расширяется круг учреждений, которые могут контролировать неправительственные организации и другие, свидетельствующие о том, что нам ещё, очень далеко до правового государства и гражданского общества.