Политические воззрения Ш.Л.Монтескье.
Монтескье – французский писатель, философ, правовед. «О духе законов», «Персидские письма», ряда статей французской «Энциклопедии».
Сторонник натуралистического подхода в изучении общества, приверженец географической школы (в развитии цивилизации отдает приоритет условиям географической и биологической сред).
Первый начал говорить об избирательном праве и представительной демократии
Дух закона – совокупность отношений физических свойств страны, природы, образа жизни, степени свободы, религии и тд и тп. Они связаны и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются
Законы природы:
1. Мир - первый естеств закон человека
2. Стремление добывать себе пищу
3. Просьба, обращенная одним к другому
4. Объединение в общество
Закон должен быть одинаков для всех
Выделил
Международное право | Политическое право | Гражданское право |
Виды правления:
· Демократия (добродетель, любовь к стране и людям, власть у всего народа)
· Аристократия (умеренность, основанная на добродетели, власть у части народа)
· Монархия (минимальное уч-е добродетелей, их заменяет ЧЕСТЬ)
· Деспотия (страх, безграничная власть государя, честь не может быть принципом)
Главная задача государства – насилием заставить народ выполнять законы.
Идеальная форма правления – демократическая федеративная республика.
Разделение властей
законодательная | исполнительная | исполнительная/ судебная |
Вклад в политологию:
1) концепция представительной демократии («Все участие народа в правлении должно ограничиваться избранием представителей».)
2) принцип разделения властей, система сдержек и противовесов («Исполнительная власть должна иметь право распустить законодательное собрание, напротив, законодательное собрание не должно ограничивать исполнительную власть, она ограничена по своей природе».)
3) федеративная форма государственного устройства
4) связь свободы и законов («Свобода есть право делать все, что дозволено законами»)
Оказал непосредственное влияние на идеалы Великой Французской Революции и составление Конституции США. Уделял много внимания описанию того, как должны составляться законы (быть четкими, сжатыми, недвусмысленными, непротиворечивыми, не вдаваться в тонкости и т.д.).
Учение о естественном праве и общественном договоре Ж. Ж. Руссо.
Руссо – французский писатель, философ, политолог. Ведущее произведение – «Общественный договор».
Естественного состояния не существует,это лишь научное допущение (гипотеза). Внес элемент историцизма. Вначале люди живут в дикости, а момент выхода из дикости – лучший. Когда появляется частная собственность – появляется неравенство между богатыми и бедными – начинается борьба – появляется политическое неравенство (регресс свободы).
Происхождение государства: В результате договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов – республика
1) Общественный договор – уловка (1ый договор, где богатые обманули бедных и власть деспота, где все равны перед деспотом).
2) Настоящий договор – все отказываются от своих имущественных прав и приобретают общественные права и свободы (гражданские). Согласно договору, верховная власть принадлежит народу.
Суверенитет неотчуждаем, непогрешим, неделим и абсолютен. Суверенитет принадлежит народу (в основе – общая воля – все то, что объединяет, а воля всех – то, Что все думают). Суверен – выше судьи и закона. Люди не теряют свободу, даже когда создают органы власти. Суверенитет – един. Руссо говорит, что если не выполняются правила общественного договора, то народ может свергнуть государя.
Правление, в котором законодательная и исполнительная власть соединена – непригодно! За прямое волеизъявление – прямая демократия (голосование).
Правительство – посредствующий огранизм, установленный для сношений м\у подданым сувереном, приводит в исполнение законы и поддерживает гражданскую и политическую свободы.
Выделял законы: политические, гражданские, уголовные, общественные и моральные.
Форма правления: от размера государства – демократия (маленькое), аристократия (средняя), монархия (большие государства).
Демократия – слишком идеальная форма правления,
Частная собственность: уравниловка (размер владения, основанный на собственном труде – эголитаризм). Законы должны выравнивать людей.
Религия и культура – отрицал официальную религию, признавал чувственную (против фанатизма и догматизма).
Лучше всего, когда мудрейшие правят большинством! (аристократия)
Идеи.
1) концепция прямой демократии, в которой основные решения принимаются народом на референдумах (действует в Швейцарии)
2) общественный договор – обман бедных богатыми, государство должно быть заменено ассоциацией свободных граждан, разделение властей должно быть отменено, так как вся власть народу; форма правления – народная республика
3) закон – выражение общей воли, защищает от произвола большинство, верховенство закона необходимо
4) частная собственность – неизбежное зло, может быть только смягчено законом против крайностей неравенства