Идеология белорусского государства.

Идеология государства есть относительно целостная совокупность идей, норм, представлений, в которых данный народ осознает себя как общность, и выражает свои интересы как единого целого. В силу известных исторических причин в Беларуси не была выработана целостноя идеология независимой государственности. Но демократическому государству нужна система идей и ценностей, консолидирующих общество.

Сегодня идеология белорусского государства ещё только разрабатывается. У нее есть свои культурно - исторические, политические, экономические составляющие. К числу её основополагающих принципов относятся:

• государственный суверенитет;

• социально ориентированная экономика;

• солидарность, партнерство между различными социальными силами;

• национальный традиционализм.

Основное содержание национально-государственной идеи – сильная, процветающая Беларусь на базе правовой государственности.

Мотивы и формы политического поведения.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие (включенность в политическую жизнь) и неучастие (выключенность, абсентеизм, отчуждение).

Политическое участие классифицируют по самым разным основаниям. С точки зрения числа участников оно может быть индивидуальным, групповым, коллективным.

Действия индивидов и групп могут быть институализированными (скоординированными, организованными) и неинституализированными; конструктивными и деструктивными; силовыми и несиловыми, отличаться масштабами, интенсивностью, степенью активности, мотивами и т. д.

Мотивы участия людей в политике оцениваются также по-разному. Это: потребность в повышении жизненного уровня; потребность в безопасности (стремление к порядку, к законности); потребность в социальной идентичности (принадлежности к определенной социальной группе, партии); потребность в самоутверждении (в повышении своего социального статуса) и др.

Феномен толпы. Политический экстремизм и терроризм.

Из всех видов политического участия особенное значение имеют электоральное поведение, участие в партиях и общественно-политических организациях, участие в массовыхакциях прямого действия.

На электоральное поведение оказывают влияние многие факторы: уровень образования, возраст, социальный статус и др.

Участие в партиях – более сложный вид политической деятельности. Он требует большей самоотдачи, затрат энергии и в целом является уделом меньшинства.

Участие в массовых акциях – митингах, демонстрациях, шествиях – чаще всего имеет форму протеста. При низкой степени институализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм. Это уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике, апатия. Абсентеизм есть в любом обществе, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы.

Протестное политическое поведение моет принять форму радикализма – готовности к крайним мерам вплоть до насилия. В своих запредельных, крайних формах радикализм вызывает экстремизм и терроризм. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является применение насилия с целью повлиять на ход политических событий.

Современный международный терроризм имеет свои корни, новые черты, отличающие его от терроризма прошлого, цели. Борьбу с ним международное сообщество считает приоритетной задачей.

Социальная политика в РБ.

Частью общего процесса социализация (гражданского взросления) является политическая социализация. Под ней понимается процессы усвоения индивидов политической культуры, освоения ролей и форм политического поведения.

Основными агентами (институтами) политической социализации являются: семья, школа и другие учреждения образования; первичные группы (ровесников, родственников); специализированные институты (молодежные организации, партии, общественные объединения, СМИ)

Не все агенты социализации подконтрольны власти. Даже в тоталитарных государствах, где система образования и воспитания находится под жестким контролем государства, семья и первичные группы могут сохранять свою относительную автономность. В странах с демократической политической культурой процесс политической социализации протекает еще более сложно. Здесь личность избирательно осваивает политический опыт, ценности и образцы поведения.

В странах переходных, трансформирующихся идут болезненные процессы рассоциализации коренной смены политических ценностей и ориентиров , обучение новым: рыночному поведению, политическому плюрализму, терпимости.

В западной политологии выделяют гармоничный и конфликтный тип политической социализации, которые зависят от господствующей политической культуры.

Наши рекомендации