Геополитика и современная Россия

Билет

Билет

Билет

Правовое государство: его сущность и характерные черты

Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги".

Теория правового государства в ее целостном виде разработана Д.Локком, Ш.Монтескье, Т.Джефферсоном, И.Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государства внесли русские мыслители А.Радищев, А.Герцен, Н.Добролюбов, ученые-юристы Б.Чичерин, С.Котляревский, П.Новгородцев, Б.Кистяковский. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1791 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Решающими факторами создания правового государства стали успехи в формировании гражданского общества и общее социально-экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических, научных основ.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Признаки правового государства:

Взаимная ответственность личности и государства.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

Без плюрализма правовое государство просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.

Билет

Билет

Билет

Геополитика и современная Россия

Фундаментальное изменение политической карты мира, образование большого количества новых независимых государств, стремительное нарастание территориальных, социальных, экономических, демографических, экологических противоречий и неспособность классической политической теории указать выход обусловливают повышенный интерес к бурно развивающейся науке - геополитике.

Геополитика (от греч. ge - Земля и политика) - наука о географической обусловленности различных политических процессов. Термин «геополитика» впервые в научный оборот в 1916 г. ввел шведский профессор Рудольф Челлен.

Основным объектом рассмотрения и одновременно субъектом геополитики является государство (или его основная часть, например, регион) как пространственный элемент. В этом случае геополитику можно рассматривать, как подсистему международной политики, которая имеет территориальный аспект.

Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика – это географический разум государства.[1]

Сила и влияние государств в значительной мере зависят от географического положения страны, численности населения и ее природных богатств. Поэтому геополитика рассматривает земное пространство как наиболее важный ресурс. Так, по мнению Р. Челлена, к государству геополитика должна подходить как к географическому организму и как к политическому пространству. Следовательно, государство - это земля, территория, среда обитания, население и вместе с тем - это страна.

Географический организм - это географический ландшафт, природный комплекс, в который входят рельеф, климат, почвы, воды, растительный и животный мир. От свойств поверхности во многом зависят своеобразие обитания людей в данном регионе, торговые отношения и в конечном счете направленность и характер протекания политических явлений.

В рамках географического организма функционируют и развиваются различные объединения людей: племена, этносы, суперэтносы, государства, империи, блоки государств и т.д. В современной науке они называются большими социальными системами.

Следовательно, геополитика - это наука, изучающая особенности протекания политических процессов в больших социальных системах через призму географических ландшафтов.

Главными геополитическими факторами выступают:

ü географические - пространственное положение, природные ресурсы;

ü политические - политический строй и особенности государства, его границы, социальная структура общества, наличие основных свобод и др.;

ü экономические - мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и мобилизационные мощности и др.;

ü военные - величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил, уровень развития военного искусства, уровень подготовки военных кадров и др.;

ü экологические - демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и др.;

ü демографические - плотность и состав населения, темпы его развития;

ü культурные - конфессиональные, национальные, трудовые традиции, интересы коренных национальностей в других государствах, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.

К основным функциям геополитики относятся:

ü познавательная функция - помогает получить необходимую
информацию для анализа;

ü прогностическая функция - изучает перспективы тех или
иных процессов, выявленных в ходе анализа;

ü интеграционная функция - показывает необходимость соединения достижений естественных и общественных наук.

Находясь на стыке политической географии и политологии, геополитика тесно связана с такими науками, как философия, экономика, социология, культурология, этнография, государство-ведение, психология и т.д.

Следуя системному подходу, мы убеждаемся, что геополитика - это своеобразная психология государства, определенная направленность и программа его развития.

Геополитика - это область знания, изучающая эволюцию отношений между государствами (или иными субъектами геополитики), возникающих в результате реализации их интересов, выраженных в экспансии (или рецессии), направленной по осям в целях установления влияния на территорию государства (или иного объекта геополитики) во всех сферах жизнедеятельности.

Россия, как геополитический субъект является основой Евразии и совпадает с геополитическим понятием "Центральной Земли" континента.

Являясь "Географической Осью Истории", Россия географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно – диалектически объединяет евразийский Запад и евразийский Восток.

Россия является основным носителем континентальной идеи и тем самым основной альтернативой атлантизму.

В настоящий момент, при активном развитии военных, стратегических и экономических технологий, для России никакого иного, кроме как континентального суверенитета не может быть.

В системе геополитических интересов России выделяются три уровня – глобальный, региональный и субрегиональный.

На глобальном уровне геополитические интересы России состоят: в утверждении континентализма, как системы мирового устройства, с формированием многополюсного мира; активном и полноправном участии России в создании такого мирового порядка; занятии Россией места в новом мироустройстве соответствующего ее геополитической роли, а также исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям, причем не только современным, но и потенциальным.

На региональном уровне – в обеспечении стабильного международного окружения на основе поддержания добрососедских, партнерских отношений между Россией и другими государствами, поддержании политической и экономической стабильности в государствах по всему периметру границ России, продвижении и закреплении ее военно-политических и экономических позиций на международной арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.

На субрегиональном уровне – в развитии всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе, достижении согласия с ними о координации, как общей политики, так и конкретных действий по обеспечению взаимной безопасности.

Россия привержена континентальной модели мира, предполагающей многополюсный мир на основе формирования геополитической биполярности. Она отрицает мондиализм (проект по установлению мирового правительства), как концепцию мироустройства.

Существо геополитической биполярности состоит в существовании и взаимодействии двух больших блоков стран – континентальных и морских, с выраженной множественностью полюсов силы внутри каждого из них.

Геополитической целью России до 2050 года является утверждение континентальной многополюсной модели устройства мира на основе формирования геополитической биполярности за счет создания евразийского континентального союза в противовес атлантическому. Это исключит мондиализм, как направление развития Цивилизации.

Эта цель достигается решением следующих основных геополитических задач:

1. Возрождение России, как континентального геополитического центра силы.

2. Формирование континентального блока стран, который был бы способен эффективно противостоять атлантическому блоку во всех сферах.

3. Дезорганизация атлантического блока настолько, чтобы он лишился наступательных возможностей против континентальной цивилизации.

В своем геополитическом развитии Россия, являясь самодостаточным государством, опирается преимущественно на собственные ресурсы. Это не исключает совместных действий с геополитическими союзниками России.

В своих действиях Россия руководствуется нормами Международного права, положениями Российской Конституции и других основополагающих правовых актов Российской Федерации.

Являясь ядром континентальной евразийской оси и великой мировой державой, Россия реализует действия по проведению и защите своих геополитических интересов в глобальном масштабе.

Способ проведения геополитических интересов России в жизнь и их защиты определяется сильными и слабыми сторонами России и ее геополитических противников, а также избранными способами действий последних.

Основными сильными сторонами России и ее геополитических союзников пока остаются потенциальная возможность идеологического управления народом, его способность к самопожертвованию. Основные слабые стороны – низкий уровень организации и разобщенность континентального блока стран в целом, более слабые информационные и экономические возможности.

Указанные особенности определяют способ действий России при проведении в жизнь ее геополитических интересов: опираясь на геополитику, как идейную основу возрождения государственности России и ее статуса цивилизационного континентального центра силы, восстановить традиционный для России тип государственности, сосредоточив, в дальнейшем, основные усилия на последовательном восстановлении геополитического контроля (вплоть до присоединения) над государствами "ближнего зарубежья" и формировании основы континентального геополитического блока в противовес атлантическому, с последующим распространением своего геополитического влияния в мире, сосредоточением усилий по узким направлениям, рассекая "петлю анаконды" атлантического геополитического блока на всю ее глубину "геополитическими разломами".

Таким образом, геополитическая стратегия России должна включать два аспекта: консолидацию вокруг России евразийской геополитической оси с прорывами на отдельных направлениях через промежуточную геополитическую область к собственно геополитической области морской цивилизации для создания ей в этих областях угрозы и структурного расчленения атлантического блока.

Это определяет наименование настоящей стратегии "Стратегия локального глубокого прорыва".

Соответственно, действия России по проведению стратегии своего геополитического развития включают следующие основные этапы:

1. Этап "внутренней консолидации". Его существо состоит в выработке геополитической идеи развития России, признания ее народом, консолидации на этой основе всех сторон жизни общества.

2. Этап "формирования ядра континентального геополитического блока". Его существо состоит в объединении вокруг России стран ближнего зарубежья и восстановления определяющего влияния России в странах – геополитических союзниках (прежде всего в Ираке, Иране, Индии и Кубе).

3. Этап "геополитических прорывов". Его существо состоит в осуществлении геополитического прорыва к Индийскому океану и в последующем прорыва на балканском направлении с выходом к Атлантике.

Для проведения своей геополитической политики Россия использует все методы противоборства, которые могут быть сгруппированы в 4 основные группы: идейно-религиозные, информационно-технологические, экономические и военно-силовые.

В идейно-религиозной сфере должна быть разработана, принята и распространена в стране и за рубежом государственная идеология на основе геополитических идей, с опорой на традиционные для России общинные ценности, при одновременном насаждении плюрализма в отношении других идеологий и религиозных систем, как основного механизма нейтрализации их деятельности (политическая концепция "Геополитического абсолютизма"). Это позволит сформировать идейную основу геополитической деятельности России, как внутри страны, так и на внешнеполитической арене.

В информационно-технологической сфере целью действий России должно стать завоевание превосходства в управлении в сочетании с опережением атлантического блока по отдельным наиболее важным научным направлениям, к числу которых относятся фундаментальная наука, информационные и космические технологии, а также системы оружия на новых физических принципах. В основу деятельности в этой сфере будет положена политическая концепция "Контролирующего внедрения", существо которой состоит в том, что внешняя научно-техническая политика России должна быть направлена на распространение таких технологий, которые позволили бы делать технологически зависимыми от нее другие страны, целенаправленно влиять через распространение технологической и научной информации на направленность научно-технологической деятельности иных государств, в сочетании с внедрением через глобальные компьютерные системы (Интернет) в системы управления стран атлантического блока с целью установления такого контроля над их деятельностью, который позволил бы нарушать при возникновении конфликта функционирование системы государственного и военного управления этих стран.

В экономической сфере в основу деятельности России в течении ближайших 15-20 лет может быть положена политическая концепция "Энергосырьевого шантажа с опорой на силовой баланс", существо которой состоит в повышении за счет экономических и политических мероприятий степени зависимости иных государств от России в энергетическом и сырьевом отношении с использованием в дальнейшем этой зависимости для оказания давления на политику этих стран, сдерживая их от применения военной силы за счет достижения военного паритета.

В военно-силовой сфере в основу деятельности России в ближайшие 10-15 лет должна быть положена концепция "Рассеянного противоборства с опорой на ядерное сдерживание", существо которой состоит в том, что проводя широкомасштабное информационное и экономическое противоборство, военно-силовые действия Россия допускает как вынужденную меру и осуществляет их с опорой, в основном, на силы специальных операций и местные дружественные России военизированные формирования, допуская ограниченное использование своих сил общего назначения из состава Вооруженных Сил для ведения конфликтов низкой интенсивности (масштаба вооруженный конфликт – локальная война). Сдерживание от увеличения масштаба конфликтов осуществляется угрозой применения ядерного оружия.

Билет

Наши рекомендации