Типологизация политических систем
Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.Категория политической системы выполняет в политологии две функции: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой – представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. Поэтому имеют право на существование различные типы политических систем. Поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными являются и типологии политических систем.Похарактеру исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, характерные для определенных регионов (основанные на традициях, обычаях). По господствующим в политической системе способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют: на командную политическую систему, ориентированную на использование принудительных методов управления; соревновательную политическую систему, где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил; социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов.
В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.Для политической системы демократического типа характерны:– правление большинства;– свобода критики и оппозиция правительству;– защита меньшинства, которое со своей стороны лояльно по отношению к политическому сообществу;– право народа на участие в решении государственных дел;– уважение и охрана права человека.Для политической системы авторитарного типа характерны:– использование властных, радикальных средств решения социальных и политических проблем, использование деятельности репрессивных органов для разрешения конфликтов;– ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;– централизация управления (сосредоточение власти в едином центре), подавление региональной и личностной автономии;– концентрация функций управления обществом в одном лице или узкой социальной группе;– навязывание обществу властными структурами определенной модели поведения.
Для политической системы тоталитарного типа характерны:– отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;– отсутствие грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;– ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;– повсеместное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.Средства массовой информации (СМИ) и политика
В течение длительного периода главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо были вовлечены в политический процесс. Началом «эры телевидения» считается 1952 год, когда оно впервые было использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все более растущее признание и применение во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России. Иными словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. В большинстве развитых стран они представляют собой частнопредпринимательский институт, отрасль экономики. Экономическая деятельность СМИ основывается на сборе, производстве, хранении и продаже информации. В этом качестве они подчиняются законам рыночной экономики.
Апеллируя к таким компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку значительных слоев населения тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер.
Влияние СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Нельзя не учитывать того, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Особенностью информационной или телекоммуникационной революции стала замена однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью. Появление кассет и кабельного телевидения создает новые возможности для участия в информационном обмене. Характер взаимоотношений правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое правительство сейчас у власти, какие проблемы в центре внимания, какова ситуация в мире и т.д. Государство в развитых капиталистических странах является крупнейшим производителем информации. Помимо законов, регулирующих деятельность СМИ, государство само участвует в распространении информации через свои агентства. Важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий. По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики политические кампании более явно приобретают характер рекламных. То есть в области СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности – «политический маркетинг». Он включает в себя три этапа:1. Социальный, экономический, политический анализ места действия.2. Выбор стратегии, определение целей для обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании, тактики использования местных и национальных СМИ.3. Продвижение кандидатов.Телевидение в данном случае обладает большей способностью подать личность, нежели идею или программу. В результате политика максимально персонифицируется. СМИ превратились в одну из важнейших конструкций в инфраструктуре политики, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.
22.