Характеризуя роль и место государства в политической системе общества

следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на

любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая

всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг

себя различные слои населения.

В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить

себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего

блага. Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1 “Союз

Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное

государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции,

трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской

Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина – обязанность государства”, ст. 3 “…единственным источником

власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в

Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более

совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия,

организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и

обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту

Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в

конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является

только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная

власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей

группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится

государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней

политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою

социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами.

Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей

социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое

современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа,

закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства,

превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной

деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству

необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его

внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе общества

определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и

финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным

собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко

проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических

стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились

земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в

промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное

имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы

собственности необходимо для нормального функционирования государства.

Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием

стабильности общества и политической системы в целом является

сосуществование на равных правах самых различных форм собственности.

Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие

общественной системы.

Основное отличие государства от других политических институтов

общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в

обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все

население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах

- полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств

воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее,

не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство,

аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации также могут

иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их

нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата

они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны

охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда,

прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов

общества.

Среди различных элементов политической системы государство выделяется

еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств,

которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и

оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая

соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только

издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные

акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем

воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за

точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер

государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации

могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги

воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия,

находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный

характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы

данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их

правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической

власти выступает как один из признаков государства. Его содержание

заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и

образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом

поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные

части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и

независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на

основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы

действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент

государственной и общественной жизни.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики

государства как элемента политической системы общества на фоне всех других

ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а

также о факторах, определяющих место и роль государства в политической

системе общества.

Наши рекомендации