Место и роль государства в политической системе общества

Выводы об определяющем влиянии государства на политиче­скую систему общества, содержащиеся в теории государства, отли­чаются самым общим характером, служат предпосылкой для более предметного рассмотрения этого вопроса.

Прежде всего отметим, что понятия «государство» и «политиче­ская система общества» соотносятся как часть и целое.

С этой точки зрения государство выступает в качестве основного средства осу­ществления государственной власти.

Его назначение состоит в организации управления обществом, принятии управленческих решений в масштабе страны. Никакой другой элемент политиче­ской системы таким свойством не обладает. Это обстоятельство придает государству статус центрального института политической системы. Соответственно, государство прежде всего отличается тем, что обладает сложной структурой, располагает специальным аппа­ратом управления, законодательными, исполнительными, судеб­ными и контрольно-надзорными органами, т. е. особой публичной властью. Таких разветвленных, всеобъемлющих управленческих и иных органов у других элементов политической системы (партий, общественных движений и др.) нет.

Только государство может издавать обязательные для исполне­ния индивидами и организациями правовые акты, содержащие нормы права. Так, с позиции права, процесса демократического общества государство координирует деятельность иных элементов поэтической системы (политических партий, других общественных организаций, действующих в политической сфере),

В этом контексте отметим особую роль законодательных орга­нов государства. На законодательном уровне принимаются норма­тивные правовые акты, определяющие правовое положение и меха­низм действия основных элементов политической системы, В их числе следует назвать федеральные законы «Об общественных объединениях», «О профсоюзах», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О политических партиях» и др.

Государство имеет значительную экономическую основу для своей практической деятельности. Известно, что в собственности российского государства находятся целые отрасли промышленно­сти. учреждения финансово-кредитной системы и др. Государство наделено правом сбора денежных средств с населения и организа­ций (налоги, займы и т. д.).

Относительно характеристики государства как основного элемента политической системы общества необходимо отметить, что оно обладает суверенитетом, т. е. верховенством государствен­ной власти внутри страны и независимостью ее вне страны. Суве­ренная власть понимается как власть верховная, независимая, неде­лимая, неотчуждаемая, всеобщая. Политические партии и другие элементы политической системы таким суверенитетом не обладают.

К тому же государство отличается следующими свойствами:

-выступает в качестве единственного официального предста­вителя всего народа, объединяемого в пределах его территориаль­ных границ по признаку гражданства;

-выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами;

-имеет силовые структуры (вооруженные силы, полицию, службу безопасности и т. п.), обеспечивающие оборону, территори­альную целостность и безопасность страны;

-определяет главные направления развития общества. Пределы самостоятельности современного российского госу­дарства по отношению к политическим партиям, политической си­стеме общества в целом в настоящее время предопределены Кон­ституцией РФ, иными федеральными законами, включают воз­можность действовать в органической взаимосвязи с гражданами, их общественными формированиями. По-видимому, одной из проблем юридической науки является поиск новых подходов для обоснования теоретических основ более оптимального взаимодей­ствия государства и иных элементов политической системы в со­временной России.

Как видим, по сути, государство — стержневой элемент поли­тической системы, так или иначе объединяющий все остальные ее составляющие (партии, общественно-политические объединения и др.).

В рассматриваемом аспекте российское государство выполняет и иные политико-правовые функции, а именно:

-устанавливает правовой режим организации и деятельности остальных компонентов политической системы;

-осуществляет регистрацию общественных объединений, по­литических партий, религиозных организаций;

-привлекает к участию в делах государства (например, в период избирательных кампаний) общественные объединения и политиче­ские партии, органы местного самоуправления и трудовые коллек­тивы;

-осуществляет надзор за законностью деятельности обще­ственных объединений и других компонентов политической си­стемы;

-применяет меры государственного принуждения к обще­ственным объединениям и иным элементам политической системы общества, нарушающих режим законности и посягающих на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.

Наши рекомендации