Глава 1. Правовая система Республики Шри-Ланка. 14 страница
Девятое - осведомлялся о положении подданных... Учитывал обычаи и нравы каждой страны и города, старался сдружиться с народом, вельможами и благородными людьми и сообразно их образу жизни и склонностям назначал им правителя...
Десятое - оказывал почет и уважение старейшинам различных сословий и племен из среды тюрок и таджиков, арабов и персов, нашедших убежище под моей сенью...
Одиннадцатое - достигнув престола и благосостояния, не забыл никого из сыновей, родственников, друзей, сподвижников и некогда дружественных ко мне людей и воздал им должное. Не угасли во мне и родственные чувства к моим сыновьям, соплеменникам и сородичам; запретил казнить их или заточать в темницу...
Двенадцатое - невзирая на дружбу или вражду ко мне ратников, я дорожил ими, ибо они отдают свою бесценную жизнь за мимолетные мирские блага и жертвуют жизнь свою, ввергаясь в ристалища и сечи. Ежели кто из вражеского войска преданно служил своему благодетелю и обнажал свой меч против меня, я оказывал ему благоволение, и когда он переходил ко мне, то ценил его и оказывал доверие, ибо верил в его беззаветную преданность. Но если кто из воинов забывал долг чести и преданности и во время битвы переходил ко мне, предав своего покровителя, я считал его своим заклятым врагом" <1>.
--------------------------------
<1> Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. С. 67 - 71.
Особое значение Амир Тимур придавал защите веры и поддержанию правопорядка. Он утверждал, что, если "государство не основано на религии и обычном праве, не укреплено законом и уложениями, такое царство утрачивает величие, мощь и блеск" и становится подобным "дому без крыши, без дверей и засовов, куда вхож всякий проходимец" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 71.
Правопорядок поддерживала хорошо организованная система управления духовными и светскими, гражданскими и военными делами. В каждую из стран и провинций своей империи Тамерлан назначал наместников, осуществлявших общие функции правления, шейхулисламов (руководителей исламских общин), судей, сборщиков налогов и других чиновников. Сложно разветвленную систему управления скрепляли специально учрежденные надзорные органы. Так, во все края и города были направлены амиры правосудия, которые информировали Тамерлана о тяжбах среди войска и подданных <1>.
--------------------------------
<1> Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. С. 73.
Он пытался усилить государство не только укреплением основ веры, поддержанием правопорядка и совершенствованием государственного управления, но и преобразованием социальной структуры. Подобно тому как зодиак состоит из 12 знаков, а год - из 12 месяцев, подвластное ему общество должно было состоять из 12 сословий. Примечательно, что к первому сословию он отнес не только потомков пророка Мухаммада (сайидов), но и духовных учителей (щейхов), богословов (улемов) и ученых. Второе сословие составили советники, дальновидные и умудренные опытом старцы. Третье сословие - благочестивые люди. И только потом следовали амиры, полководцы и военачальники, воины, визири и чиновники, купцы и земледельцы, ремесленники и путешественники из дальних стран <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 82.
Укрепляя социальную структуру и государство в целом, Тамерлан проводил хорошо продуманную экономическую политику. Строились новые города и крепости, мечети и медресе, дороги и мосты. Каждый в его империи должен был заниматься делом. И каждому из них он был готов прийти на помощь. С этой целью он повелел: "Каждому купцу, упустившему из рук свой капитал, выдавать из казны достаточно денег для восстановления своего положения; земледельцу и подданному, у коих нет возможности и сил заниматься земледелием, необходимо предоставить средства и семена для сева; если у кого развалился дом и он не в состоянии построить нового, предоставлять строительный материал и необходимую помощь" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 85.
Увы, расцвет империи Тамерлана был недолгим. Едва он умер (в феврале 1405 г. в походе на Китай), как тут же начались междоусобные войны и смуты, предопределившие распад империи. На какое-то время его приостановил сын Тамерлана Шахрух. Но при его преемнике Улугбеке <1> она окончательно распалась. Сам же Улугбек был убит во время дворцового переворота собственным сыном.
--------------------------------
<1> Улугбек (1394 - 1449 гг.) - великий математик и астроном, внук Тамерлана.
Так завершилась история империи Тамерлана. Вновь наступило время одичания. Нормы и заповеди Уложения были забыты, уступив место безверию либо фанатизму, произволу либо скудоумию, апатии либо порочным страстям правителей раздробленных исламских земель.
§ 3. Народное право ислама
Родники аравийской поэзии. В истории ислама, как, впрочем, и любой цивилизации, крайне редко появлялись мудрые и справедливые правители, подобные Абу Бакру, Абдурахману III и Тамерлану. И чем меньше их было, тем чаще о них писали богословы, историки и философы, поэты и народные сказители.
Нередко они вкладывали в их уста свои собственные мысли, в которых отражались чаяния простых людей о праведном правлении. Так было, в частности, с речью Зийада ибн Абихи, вступавшего на должность наместника Басры:
"Темное невежество, слепое заблуждение и разврат, разжигающие жар вечного пламени для совершающих это... являются тяжкими грехами, в них вырастают малые, и не избегают их старые...
Вы... впервые совершили дела, которых не было прежде в исламе: кабаки напоказ, и грабят женщин у вас в присутствии многих людей. Неужели нет среди вас того, кто помешал бы нечестивцу нападать ночью и грабить днем?
Вы приближаете к себе родню и отдаляете религию, вы извиняете неизвиняемое и укрываете грабителя. Каждый из вас защищает своих безумцев, так поступает не боящийся наказания, а не надеющийся на вечную жизнь. Нет, вы неразумны, вы следуете за своими безумцами, и они не останавливаются, видя ваше заступничество за них, они нарушают запреты ислама, а потом укрываются в сомнительных норах. Запретны для меня еда и питье, пока я не сровняю их с землей и не сожгу!
Я вижу, что исправить это дело до конца можно только тем же, чем следует начать: мягкостью без слабости и жесткостью без жестокости и насилия. Я клянусь Аллахом, что буду требовать с опекающего за опекаемого, остающегося за уезжающего, приехавшего за приезжающего, здорового за больного...
Вы придумали небывалые преступления, а мы введем для каждого преступления соответствующее наказание: кто кого-то подожжет - того сожжем, кто кого-то утопит - того утопим, кто сделает пролом в стене дома - тому проломлю сердце, кто ограбит могилу - того закопаю в нее живым. Если вы уберете от меня свои руки и языки, то и я удержу мою руку от наказаний. Как только кто-то из вас окажет противодействие тому, на чем стоит большинство, так отрублю ему голову...
Люди! Мы стали вашими правителями и защитниками, мы управляем вами властью, данной нам Аллахом, и защищаем вас средствами (фай), предоставленными нам Аллахом. Вы обязаны слушаться и повиноваться нам в том, что нам угодно, а мы обязаны обеспечивать вам справедливость в том, чем нам поручено управлять. Отвечайте же на нашу справедливость и наши деньги (фай'ана) своей верностью. И знайте, что я могу в чем-то совершить упущения, но в трех делах я не сделаю упущения: не укроюсь от того из вас, у кого будет нужда, даже если он постучится ночью; не задержу выплату вам содержания (ризк) и жалованья позже положенного срока и не затяну вашего пребывания в походе. Молите Аллаха о праведности ваших предстоятелей (а'шшатукум), ведь они - ваши правители и воспитатели и ваше прибежище, в котором вы ищете укрытия, и если они будут праведны, то и вы будете праведны. Не напаивайте ваши сердца ненавистью к нам: этим вы только усилите вашу злобу и продлите печали, но не достигнете нужного вам. И к тому же исполнение ваших желаний было бы злом для вас.
Молю Аллаха, чтобы он помог всем во всем. И если вы увидите, что я отдаю вам приказ, то исполняйте его, даже если он унижает вас. Клянусь Аллахом, многие из вас будут повергнуты мертвыми. Пусть каждый из вас постарается не оказаться среди поверженных" <1>.
--------------------------------
<1> Большаков О.Г. Указ. соч. М., 1993. Т. 2.
Одной из главных тем в поэзии арабского Востока стал протест против социального неравенства. В стихах Абу Нубаса (762 - 813 гг.) он отражен в следующих строках:
"Жизнь - это пир, где для одних - веселье и утеха,
А для других - утехи нет, другим уж не до смеха.
Один богатством окружен - что делать с ним не знает,
Другой, промаявшись весь день, голодным засыпает.
И так издревле повелось: одним нужна лишь малость,
А у других - желаний нет: им в жизни все досталось" <1>.
--------------------------------
<1> Арабская поэзия средних веков. М., 1975. С. 266.
Попытки изменить основы социального устройства, предпринятые Мухаммадом и первыми праведными халифами, успехом не увенчались. Общество осталось расколотым, а зло - безнаказанным, что ярко отражено в стихах другого арабского поэта - Абу-Ль-Атахии (748 - 825 гг.):
"Плачь ислам! Нечестивы твои богословы,
Извращают основы твои, блудословы.
Несогласных клянут и поносят они.
Свою ложь до небес превозносят они.
На кого нам надеяться ныне, скажи?
Как нам веру очистить от злобы и лжи?" <1>.
--------------------------------
<1> Арабская поэзия средних веков. С. 281.
Социальная несправедливость не только раскалывала общество, но и лишала его жизненных сил. Обращаясь к этой теме, Абу-ЛьАтахия писал:
"Сколько дней я повсюду собрата искал,
Человека с утра до заката искал!
Вместо дружбы нашел я одно вероломство
Вместо доброй улыбки - звериный оскал.
О моих недостатках крича и трубя,
Себялюбцы безгрешными числят себя.
Лицемеры в глаза улыбаются сладко,
Отвернешься, - как змея, ужалят, шипя.
Полон мир нечестивых, спесивых людей.
Не ищи, не найдешь справедливых людей.
Только истину должно искать в этом мире,
Только правде будь верен, склонись перед ней" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 297, 298.
Нередко в поэзии аравийского Востока проявлялись порывы народного возмущения и гнева, предвещавшие новые социальные бури. В стихах Ибн Аль-Мутгазза (869 - 908 гг.) они звучали так:
"О богатые люди, о гордая, мощная знать,
Вам дано измываться, приказывать, жечь и карать.
Вы, наверное, черти, принявшие облик людской,
Вы рабы своей похоти, полные скверны мирской.
Погодите - на небе восторжествует закон.
Мир уже подготовлен: отмщеньем беременен он" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 346.
Эту тему подхватил другой аравийский поэт - Аль-Мутанабби (915 - 965 гг.):
"Абу Саид, упреки оставь, - ведь ты не из тех глупцов,
Кто заблужденья и ложь принять за истинное готов.
Правители сами закрылись от нас, их нрав уж давно таков,
Поставили стражу, чтоб нас не пускать за полог своих шатров.
Но бешеный бег арабских коней, разящая сталь клинков
И копий каленые острия сорвут перед нами покров" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 385.
Но наиболее ярко тема социального протеста зазвучит в стихах другого поэта - слепого гения Абу-Ль-Ала Аль-Маарри (973 - 1057 гг.):
"Надоела мне жизнь, истомил мою душу народ,
Чей правитель нещедрый лишил его добрых забот.
Говорят, что правитель - народу слуга и защита,
А у нас попеченье о благе народа забыто.
Убедился я в том, что не вдосталь еды у людей,
Что подлейших из подлых писатели наших подлей.
То и дело хадисы твердят наизусть грамотеи,
А богатство их сделало крыс ненасытных жаднее.
Преступи хоть на палец предел установленных прав,
Отвернется твой друг, отщепенцем тебя обозвав.
Так размеренный стих, измени в нем единое слово,
Даже букву одну, - от себя отвращает любого" <1>.
--------------------------------
<1> Арабская поэзия средних веков. С. 464, 465.
Приведу строки еще одного стихотворения Аль-Маарри:
"Жизнь порождает страх, и люди, как во сне,
Летят во весь опор у страха на спине.
Проснитесь, наконец, обманутые дети!
Вы слепо верите лжецам былых столетий,
Корыстолюбие, не знавшее препон,
В могилу их свело, и умер их закон..." <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 470.
Родники исламской поэзии Средней Азии. Вместе с Кораном исламские завоеватели принесли в новые земли и арабскую поэзию.
И вскоре новые ее родники появились на равнинах и в горах Северной Африки и Иберийского полуострова, Передней и Средней Азии. Она обретала разные формы: песни, стихи и эпические поэмы, народные сказки и притчи, наполняя их удивительными звуками и красками.
Достаточно вспомнить сборник сказок "Тысяча и одна ночь". Созданный в X в. в Багдадском халифате, он впоследствии вбирал в себя сказочные истории народов, живших в разных частях исламского мира. В этих сказках высмеивались злобные и недалекие правители и прославлялись мудрые и добрые к простым людям цари, такие как халиф Харун Ар-Рашид, правивший в Багдаде в 786 - 809 гг.
Вспомним ни с чем не сравнимый образ Ходжи Насреддина, воспетого в сказках по меньшей мере 24 разных народов <1>. В них он высмеивал глупых правителей, злобных чиновников, продажных судей, жадных и завистливых людей. Приведу лишь одну из них:
--------------------------------
<1> См.: Двадцать четыре Насреддина. М., 1984. С. 5 - 10.
"Назначая Насреддина Афанди на должность казня сам казикалан бухарский (главный судья. - В.Л.) произнес назидательную речь... Под конец воскликнул:
- Хотел бы я посмотреть, как ты будешь отправлять правосудие! Достаточно ли ты знаешь закон?
- Очень просто, господин, убедиться в этом, - заметил Афанди. - Позвольте вызвать вас в суд и призвать вас к ответу за ваши дела, и вы быстренько окажетесь в самом глубоком зиндане" <1>.
--------------------------------
<1> Узбекская сказка // Двадцать четыре Насреддина. С. 416.
Темы социальной справедливости, обличения царившего в мире зла с особой силой зазвучат в стихах великих среднеазиатских поэтов.
Особое место в их ряду занимает персидско-таджикский поэт Абулькасим Фирдоуси (940 - 1020 гг.), создатель бессмертной поэмы "Шахнаме". В ней описывалась многовековая история Ирана. Многие ее страницы наполнены глубоким философским смыслом, раскрывающим превратности судьбы и тайны бытия.
"Когда палящий вихрь пески взметает
И плод незрелый на землю собьет, -
Он прав или не прав в своем деянье?
Зло или добро - его наименованье?
Ты правый суд зовешь, но где же он?
Что беззаконье, если смерть - закон?" <1>.
--------------------------------
<1> Фирдоуси. Шахнаме // Родник жемчужин. М., 1982. С. 34.
Перед Богом все равны, утверждал Фирдоуси. Поэтому так часто он воспевал простых людей, которые не только обеспечивали благоденствие страны, но и могли, как Кова-кузнец, усмирить тиранию:
"Кузнец между тем у дворца, разъяренный,
Базарною шумной толпой окруженный.
Взывал к правосудью, народ поднимал,
И каждый горячим реченьям внимал.
Он кожаный фартук сорвал непокорно
(Тем фартуком он прикрывался у горна),
На пику надел и подъял его вверх,
Чем всех предстоящих в смятенье поверг,
Подъял точно стяг и пошел, восклицая:
"Эй, люди, как вы почитаю Творца я!
Внемлите же: к то Фаридуну не враг,
Кто хочет повергнуть насилье во прах,
Тот пусть, не страшась, поспешает за мною
Туда, где нет места палящему зною.
Бегите! Зачем вам дракон Ахриман?
Создателю мира враждебен тиран" <1>.
--------------------------------
<1> Фирдоуси. Шахнаме // Родник жемчужин. М., 1982. С. 33.
О социальной справедливости и равенстве всех людей писал и замечательный персидский поэт Насир Хосров (1004 - 1088 гг.):
"Все люди драгоценны на земле,
Священный отблеск - на любом челе.
В нас сочетал Создатель всеблагой
Алмаз духовный с глиною земной.
Бессмертный дух, сознанье, чувство, плоть -
Четыре дара нам вручил Господь.
Да, плоть темна, но мысль в твоем уме -
Как чистый луч, блистающий во тьме!" <1>.
--------------------------------
<1> Великое древо. Поэты Востока / Пер. С. Северцева. М., 1984. С. 288.
Однако, убеждал другой великий философ и поэт Омар Хайам (1047 - 1123 гг.), эти дары не всегда приносят человеку счастье.
"Добро и зло враждуют: мир в огне,
А что же небо? Небо - в стороне,
Проклятия и яростные гимны
Не долетают к синей вышине" <1>.
--------------------------------
<1> Омар Хайам. Рубайат. М., 2010. С. 18.
И ничто не могло людям помочь. Они оставались глухи к справедливым и мудрым наставлениям:
"Нас вразумить? Да проще море сжечь!
Везде, где счастье - трещины и течь!
Кувшин наполнен? Тронешь - и прольется,
Бери пустой! Спокойнее беречь" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 74.
Бурные потоки исламской поэзии, науки, народных преданий и сказок начиная с X - XI вв. нередко соединялись, как это было в учениях суфиев, тесно переплетавших возвышенные поэтические строки, философские размышления и прозаические слова народных притч.
Целью суфиев было совершенствование природы человека, форм общественного устройства и правления. Об одном из них - Ал-Газали - было рассказано в первом томе. Продолжим этот рассказ.
Последователь Ал-Газали Абул-Маджд Синайи (1080 - 1140 гг.) свое учение излагал в притчах, стихах и кратких афоризмах.
Так, в одной из притч, героем которой стал праведный халиф Абу Бакр, Санайи вложил в его уста следующую формулу истинного братства людей:
"Вы лишь тогда сможете считать себя близкими в сердце, когда будете без всяких недоразумений пользоваться золотом и серебром друг друга так, чтобы и заботы и деньги не были у вас врозь, чтобы не было у одного из вас огромных богатств, а другой в это же время нуждался в теплой одежде. Все у вас должны быть равны - и богач, и бедняк, и чтобы не было у одного золота и серебра больше, а у другого меньше. Вот тогда вы станете истинным братством людей" <1>.
--------------------------------
<1> Суфии. Восхождение к истине. М., 2007. С. 56, 57.
Санайи яростно обличал произвол и несправедливость правителей, безнаказанность их слуг, нарушавших закон. Примечательно следующее стихотворение, в котором описана история одной нищей женщины, ограбленной средь белого дня воинами султана:
"Была целый месяц работать я рада
В саду богатея за горсть винограда.
Вчера, в день расплаты, с веселой душой
Взяла виноград заработанный свой.
Вдруг вижу - пять воинов ждут у дороги.
"Эй, стой!" - подкосились усталые ноги.
Один забирает весь мой виноград,
Рыдая, тяну я корзину назад.
Другой угрожая расправой короткой,
Чтоб я не кричала, стегнул меня плеткой,
Сказал: "Я султана Махмуда слуга!
Смирись и молчи, коли жизнь дорога.
Попробуй султана слезами растрогай!
Ступай побирушка, своею дорогой!".
Пришлось ради жизни мне губы замкнуть.
Охоты твоей разузнала я путь.
Тебя здесь полдня ожидала я, стоя -
И гневное сердце не знало покоя.
Теперь, когда знаешь про злобных людей,
Ты бойся горячей молитвы моей!
Коль мне беззащитной, не дашь ты управы, -
Пожалуюсь Господу силы и славы!
Ведь стон угнетенного в утренний час
И стрел и кинжала острее для вас.
В час утра молитва и плач угнетенных,
Стенанья печальные крова лишенных
И тысяче воинов сломят хребты!
О, бойся насилья, слуга правоты!
Коль с бедной старухой поступишь неправо,
Тебе опостылит твоя же держава.
Другому ты царство отдашь под конец,
Другому наденут твой царский венец!
Пусть воин, о царь, мой злодей и грабитель, -
В день судный ответишь и ты, повелитель".
Махмуд, потрясенный, поник недвижим,
И молча старуха стояла пред ним.
И молвил султан величавый, рыдая:
"На что нам и жизнь и держава такая,
Коль женщине днем, на проезжем пути,
Домой виноград не дают донести?
День судный придет - за деяния эти,
Как всякий на свете, я буду в ответе.
Старуха окажется шаху врагом, -
Как встану из мертвых при грузе таком?
Отвергнув ее, обрету ли спасенье?
Не буду ль печален я в день воскресенья?"
Старухе сказал: "Подойти ко мне ближе!
Всего, что захочешь, проси! Говори же!"
Старуха в ответ: "Подари мне хоть клад, -
Обиды моей не возьмешь ты назад!
Правитель живет для закона и права,
Иначе на что нам такая держава?" <1>.
--------------------------------
<1> Санайи // Родник жемчужин. С. 246, 247.
Конечно, в учении суфиев главным было не обличение тиранов, а совершенствование человека. Обращаясь к этой теме, великий суфийский поэт Джалал Ад-Дин Мухаммад Руми (1207 - 1273 гг.) писал:
"Основная цель рода человеческого заключается в том, чтобы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек должен совершенствовать себя, а не развивать свои отрицательные стороны. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но еще усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим вином наполняются лишь чистые сосуды" <1>.
--------------------------------
<1> Суфии. Восхождение к истине. С. 198.
Удивительно мощно суфийское учение было раскрыто великим поэтом Абд ар-Рахманом Джами (1414 - 1492 гг.). Он был последователем Баха ад-Дина, основателя братства Накшбандийя, проповедовавшего идеалы социального единства <1>. Развивая эти идеи, Джами в одной из притч так описывал идеальное государство. В нем "не было ни царя, ни князей, ни богачей, ни бедных. Все в нем были равны, как братья, труд их был легок, потому что их земля щедро одаряла их своими плодами. Страна эта не ведала о том, что в мире бывают войны. У каждого ее жителя, у каждой семьи были дом и сад, и никто из них не знал, что такое замки и запоры" <2>.
--------------------------------
<1> Баха ад-Дин (1318 - 1389 гг.) родился и умер недалеко от Бухары. Возведенный вокруг его могилы храмовый комплекс остается и сейчас одним из самых почитаемых в Средней Азии священных мест.
<2> Суфии. Восхождение к истине. М., 2007. С. 216, 217.
В произведениях Джами одной из наиболее частых была тема справедливых правителей. Он писал:
"Мир будет благоустроен только справедливостью, гнет разрушает его. Справедливость разливает свет на тысячу фарсангов вокруг себя, а гнет погружает в темноту все на тысячу фарсангов от себя. Ты справедливость возлюби! Заря ее займется -
На тысячу фарсангов свет желанный льет она.
Но тирании черной тьма едва лишь зародится -
Вся мраком, горечью, нуждой Вселенная полна" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 320.
Продолжая эту тему, он отмечал: "Мудрость монархов проявляется в правосудии и справедливости, а не в величии и блеске" <1>. Праведными могли быть не только исламские правители.
--------------------------------
<1> Там же. С. 321.
"Присмотрись получше к разным странам.
Суть не вера. Ныне, как и встарь,
Верующий может быть тираном,
Праведным - неверующий царь" <1>.
--------------------------------
<1> Там же.
Суфийскую традицию Джами продолжил его ученик, блистательный Навои (1441 - 1501 гг.). Он писал:
"В мире стоят стоны от притеснения вероломных людей, всюду слышатся вопли от гнета бессовестных мужей. Со времени основания этого мира никого этот огонь так, как меня, не жжет; со времени появления вероломства никто не испытал подобный гнет. От вероломства людей нашего времени в мою грудь шипы вонзаются, от бесстыдства людей в моей груди раны появляются. Терпения Иова не хватит о них рассказать, и жизни Ноя не хватит, чтобы все это описать. Пусть Господь поставить притеснителей на путь совести и милосердия или же пусть даст мне, угнетенному, силу и терпение.
Иль милосердием надели того, кто угнетать привык,
Иль мне терпенья больше дай, чтоб мне не плакать каждый миг" <1>.
--------------------------------
<1> Суфии. Восхождение к истине. С. 415.
Впрочем, Навои обращался не только к Богу с молитвами, но и с назиданиями к царям, правителям и судьям. Приведу лишь некоторые из его наставлений:
"Помогай угнетенным и будешь в безопасности от угнетающих; приноси подвластным пользу, и тебе не будет вреда от властвующих" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 416.
"Благоустроенность и неблагоустроенность царства зависят от справедливости и несправедливости царя. Царь - душа государственного тела; душа - царь телесного государства" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 417, 418.
"Судья в здании правоверия является столпом, он определяет различия между добром и злом. Его сердце должно быть очищено духовными знаниями, его разум должен быть просвещен точными науками, его сердце должно быть освобождено от личных склонностей, он должен далеко отбросить от себя лицемерие. Суд его должен быть сокровищницей духовных наук; он должен справедливо судить каждого, не взирая на то, недруг он или друг... Его ум не должен быть запачкан грязью юридических ухищрений, его разум не должен быть затемнен уловками законоведов... Судья-взяточник, который закон нарушает, стену крепости правоверия ломает" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 364, 365.
§ 4. Исламское право в истории и современности
Основные течения и школы исламского права. Ислам никогда не было однородным. Еще при праведном халифе Али появилась секта хариджитов ("покинувших"), защищавших идеалы социального равенства.
Еще более глубокий раскол наступил после его смерти, когда ислам раскололся на два основных течения: суннизм и шиизм. Приверженцы Али считали, что власть должна передаваться только его потомкам, поскольку только в них текла кровь пророка Мухаммада <1>. Они считали неправомерным приход к власти трех первых халифов (Абу Бакра, Умара и Усмана) и не признавали правителей династии Омейядов, захвативших власть после смерти Али. Столь же решительно они отвергали власть Аббасидов, сменивших Омейядов, а также других правителей исламского мира, не связанных с потомками Али.
--------------------------------
<1> Али - двоюродный брат пророка Мухаммада, и был женат на его дочери.
В отличие от суннитов, шииты признают в основном те хадисы, автором которых является сам Али либо в которых рассказывается о его жизни. В их учении много мистических черт, что связано не только с особенностями его становления, но и со многими трагическими страницами его истории. Халиф Али был убит, многие его преемники лишились жизни насильственно. По учению шиитов, двенадцатый преемник Али живым был вознесен на небо. Они верят, что он вернется на землю как Мессия - Махди. До его возвращения шиитами должны править замещающие его выборные аятоллы и имамы. В настоящее время к шиитам относятся около 10% мусульман <1>.
--------------------------------
<1> Шиитское учение является господствующим в Иране и Азербайджане. Крупные шиитские общины существуют в Ираке, Йемене, Бахрейне, некоторых других странах исламского мира.