Глава 1. Правовая система Республики Шри-Ланка. 6 страница

Народ Израиля рассеялся, чтобы поведать историю своей жизни другим...

§ 4. Кодификации иудейского права

Канонические своды иудейского права. В 568 г. до н.э. войска Навуходоносора, царя Вавилона, разрушили Иерусалим. Казалось, такое страшное бедствие должно было уничтожить иудейскую цивилизацию. Однако этого не произошло. Напротив, оно дало мощный импульс к ее восстановлению и развитию. Лишившись родной земли и своих святынь, иудеи, в рабстве и изгнании, стали по крупицам собирать чудом сохраненные рукописи, устные предания и учения иудейских раввинов и мудрецов.

Так постепенно в разных очагах иудейской культуры - в Вавилоне, Иерусалиме, Александрии формируются своды религиозных, научных и художественных книг.

Центральное место в этих сводах занимала Тора, что в буквальном переводе означает "закон" или "показывающая". В ее состав вошли пять книг Моисея, в которых содержались не только истории от сотворения мира до завоевания народом Израиля Земли обетованной, но и божественные заповеди: 248 повелений и 365 запретов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тора. Эрец Исраэль. 1999. С. XVI.

Текстам Торы поклонялись как единственной святыне. В ней все имело значение: не только каждое слово, но и начертание, и взаимное расположение букв. Она воспринималась как светильник, зажженный Богом <1>, который освещал путь к спасению из рабства и изгнания. Поэтому было установлено: пропуск или неправильное написание хотя бы одной буквы делают рукопись недействительной и не пригодной для ритуального использования.

--------------------------------

<1> Образ светильника один из наиболее употребляемых в Торе.

Свитки Торы, намотанные на деревянные катушки эц хаим (т.е. на "древо жизни"), хранились в синагогах, которые были не только молитвенными домами, но и центрами правовой жизни общин. Там вершился суд на основе незыблемых норм Торы.

Постепенно, в основном в Вавилоне, формируется вторая часть Священных писаний - Невиим, или Книги пророков. В нее вошли книги Иехошуа бин Нуна (Иисуса Навина) и судей Израиля, две книги Самуила и две книги царей. Кроме того, она включила книги трех поздних пророков - Исайи, Иеремии, Иехезкеля (Иезекииля) и 12 малых пророков - Хошеи (Осии), Иоэля (Иоила), Амоса, Овадии (Авдия), Ионы, Михи (Михея), Нахума (Наума), Хаваккука (Аввакума), Цфании (Софонии), Хаггая (Аггея), Зхарии (Захарии) и Мал'ахи (Малахии).

Третья часть Священных писаний - Ктувим, или Книга писаний, включила в себя Псалмы и Притчи Соломоновы, книгу Иова и Песню песней, книгу Руфи и Плач Иеремии, книги Екклесиаста, Эсфири, Даниэля, Эзры, Нехемии и две Хроники.

В отличие от Торы, Невиим и Ктувим не обладали силой источника права.

Судя по всему, в целостном виде кодификация Священных писаний была впервые осуществлена Великим собором, объединившим во времена Эзры (Ездры) и Нехемии (Неемии) ведущих теологов, вернувшихся в Иерусалим после вавилонского пленения.

Но окончательно канонический текст Священных писаний сложился только в I - II вв. после разрушения римлянами Второго Иерусалимского храма.

Основная роль в этой кодификации принадлежала теологам - толкователям Священных писаний, чья власть обосновывалась следующим предписанием Торы: "Приди к кохенам <1>, левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе, каков закон. И поступи по слову, которое они скажут тебе с того места, которое изберет Бог. И точно делай все, что они скажут тебе. По учению, которое они укажут тебе и по закону, который они скажут тебе, поступай, не уклоняйся ни вправо, ни влево" <2>.

--------------------------------

<1> То есть потомки Аарона, первосвященника Израиля.

<2> Тора. Деварим Шофетим. 9 - 11.

Постепенно формируются особая форма толкования Торы - мидраш, что буквально означало "пояснение" или "расследование". Мудрец-теолог цитировал какое-либо изречение Торы и объяснял его в беседе, поучении либо проповеди применительно к разным ситуациям, складывавшимся в жизни. В подтверждение толкований нередко приводились устные предания и притчи, на основе которых со временем сложилась Устная Тора.

Так, объяснение словам Торы "Я Господь, Бог твой" было дано следующим образом: "Привели притчу, чему это подобно: некто вошел в страну и сказал жителям: "буду царствовать над вами!" Они ответили ему: что такое ты сделал для нас, чтобы царствовать над нами? Что он сделал? - он построил им крепость, провел им воду, воевал за них и тогда сказал им: буду царствовать над вами!" Они сказали ему: хорошо, мы согласны. Так и Господь: вывел израильтян из Египта, разделил им море, послал им манну, дал им колодезь, перепелов и сражался за них с Амалеком, а потом сказал им: буду царствовать над вами. Они ответили Ему: "Хорошо, мы согласны".

Рабби толкует: этими словами подчеркивается доблесть израильтян: "Когда они все стали у горы Синая, чтобы получить Тору, они все были единодушны, чтобы принять царство небесное с радостью; более того, они поручились друг за друга; Господь открылся им, чтобы заключить завет не только о явном, но и о скрытом..." <1>.

--------------------------------

<1> Талмуд: В 7 т. / Пер. Н. Переферковича. М., 2009. Т. 7. С. 180.

Приведу еще один пример мидрашей, связанный с толкованием слов Торы: "И вот законы, которые ты предложишь им". Рабби Измаил говорит: "И вот, значит, что эти законы дополняют предыдущие: как предыдущие с Синая, так и эти - с Синая. Рабби Иуда говорит: законы, перечисленные в этой главе, сказаны в Мере, ибо значится... там Бог дал народу устав и закон".

Рабби Акива говорит: зачем сказано "и вот законы, которые ты предложишь им? Из слов... "объяви сынам Израилевым и скажи им" видно, что следует повторить с ними два, три и четыре раза, доколе они не выучат, как сказано... и "научи... сынов Израилевых"; может быть они должны выучить и не повторять? - нет, сказано (там же) "и вложи ее в уста их"; но может быть, они должны повторять, но не настолько, чтобы знать (понимать)? - нет, сказано: вот законы, которые ты предложишь им" - разложи пред ними, как на столе; так и сказано... "тебе дано видеть это, чтобы ты знал" <1>.

--------------------------------

<1> Талмуд: В 7 т. / Пер. Н. Переферковича. Т. 7. С. 203.

Мудрецы-теологи утверждали, что на горе Синай Моисей получил обе Торы: письменную и устную - первую как текст Закона, вторую как его толкование, включая мельчайшие подробности, в том числе даже те вопросы, которые в будущем ученики зададут своим учителям <1>. Первая Тора была неизменной. Как утверждали мудрецы-теологи, Она предшествовала миру. Вторая Тора оставалась незавершенной и постоянно развивающейся.

--------------------------------

<1> В Талмуде сказано, что Моисей получил Устную Тору от Бога на Синае и передал ее Иисусу Навину. В свою очередь, Иисус передал ее старейшинам, старейшины - пророкам, а пророки - людям Великого Собрания (Собора). См.: Там же. Т. 4. С. 452.

Было несколько попыток кодификации Устной Торы, предпринятых, в частности, рабби Акивой и рабби Меиром. Но наибольшую известность получила кодификация, осуществленная в конце II - начале III веков рабби Иеходой ха-Наси. Составленный им свод религиозных законов и постановлений получил название "Мишна", что в переводе означало "повторение" - в данном контексте повторение Торы.

Вскоре и Мишна стала предметом толкований и споров теологов. Собранные ими тексты получили название "Гемара" (в арамейском языке - "завершение", "изучение").

Эти два свода - Мишна и древнейшая часть Гемары Тосефта и были положены в основу крупнейшего памятника устной Торы - Талмуда.

Талмуд (в буквальном значении - "учение") создавался в иешивах - высших религиозных учебных заведениях, основанных во многих местах, в которых обосновались евреи. Первое время господствующее положение занимали иешивы Эрец-Исраэля, исконной земли Израиля. Начиная с III в. усиливается влияние иешив Вавилонии. Их силами и был сформирован в V - VI вв. классический Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли).

Это был свод из 63 трактатов, в которых, помимо религиозных законов, содержались высказывания мудрецов, записи дискуссий, легенды и истории, обычаи и притчи. Они служили разным целям. Тексты норм - Галаха <1> - закрепляли обязательные к исполнению правовые предписания. Другие тексты, в основном литературного содержания, - Аггада - укрепляли нравственные устои общества.

--------------------------------

<1> Позднее термином "Галаха" стали обозначать всю совокупность правовых предписаний и норм, содержавшихся в Торе, Талмуде и в других текстах более позднего времени.

Впрочем, необходимо отметить, что такое деление Талмуда достаточно условно. Галаха и Аггада находились в органическом единстве, усиливая воздействие и дополняя друг друга. Объясняя это явление, рабби Эльазар сын Азарии писал: "Если нет изучения Торы - нет добрых нравов; нет добрых нравов - нет Торы" <1>.

--------------------------------

<1> Талмуд: В 7 т. / Пер. Н. Переферковича. Т. 4. С. 463, 464.

Структурно трактаты Талмуда Бавли были разделены на шесть разделов: Берахот ("Славословия"), Моэд ("Праздники"), Нашим ("Жены"), Незикин ("Повреждения"), Кодашим ("Святыни"), Техарот ("Чистоты"), отражавшие различные стороны религиозно-правовой жизни иудеев. Кроме того, Талмуд включал в себя Мидраши ("Пояснения") к некоторым текстам Торы <1>.

--------------------------------

<1> Транскрипция названий разделов и дальнейшее цитирование Торы дается по изданию: Талмуд: В 7 т. / Пер. Н. Переферковича. М., 2009. Т. 7.

Такое тематическое построение материала во многом отражало сложившуюся традицию преподавания Торы в иешивах. Вместе с тем отметим, что оно охватывало практически все стороны жизни общества.

Так, раздел Незикин описывал основные принципы иудейского права, законы о нанесении материального ущерба, имущественные споры, правила наследования, систему уголовных наказаний, организацию власти (в частности, статус царя и первосвященника), судопроизводство и т.д.

Для иллюстрации рассмотрим фрагмент раздела Незекин, посвященный различиям в гражданском и уголовном судопроизводстве: "1. Как дела с имущественной ответственностью, так и дела с ответственностью уголовной, решаются по разыскании и исследовании, ибо сказано... "один (т.е. одинаковый) суд должен быть у вас".

В чем разница между делами с имущественной ответственностью и делами с ответственностью уголовной?

Дела с имущественной ответственностью разбираются тремя, а дела с уголовной ответственностью - двадцатью тремя; дела с имущественной ответственностью начинаются как с оправдания, так и с обвинения, а дела с уголовной ответственностью начинаются с оправдания и не начинаются с обвинения; в делах с имущественной ответственностью склоняются по словам одного судьи, как на оправдание, так и на обвинение, а в делах с уголовной ответственностью склоняются по словам одного на оправдание и по словам двоих - на обвинение; в делах с имущественной ответственностью изменяют приговор (в случае ошибки) как на оправдательный, так и на обвинительный, а в делах с ответственностью уголовной изменяют на оправдательный приговор, но не изменяют на обвинительный; в делах с имущественной ответственностью все (даже ученики) могут приводить доводы как в оправдание, так и в обвинение, а в делах с уголовной ответственностью все могут приводить доводы в оправдание, но не все в обвинение (т.е. ученики не могут); в делах имущественных высказавшийся за обвинение может затем высказаться за оправдание, а высказавшийся за оправдание может высказаться за обвинение, а в делах с уголовной ответственностью высказавшийся за обвинение может высказаться за оправдание, но высказавшийся за оправдание не может затем высказываться за обвинение; дела с имущественной ответственностью разбираются днем и заканчиваются ночью, а дела с уголовной ответственностью разбираются днем и заканчиваются днем; по делам с имущественной ответственностью приговор постановляется в тот же день, как оправдательный, так и обвинительный, а по делам с уголовной ответственностью оправдательный приговор постановляется в тот же день, а обвинительный - лишь на следующий день; поэтому не производят суда ни в пятницу, ни накануне праздника..." <1>.

--------------------------------

<1> Талмуд: В 7 т. / Пер. Н. Переферковича. Т. 4. С. 257, 258.

Анализируя тексты Талмуда, можно заметить, что во многих случаях они не дают однозначных ответов. Более того, они часто акцентируют внимание на тех противоречиях и спорах, которые когда-то возникли между теологами при толковании Торы.

Так, на вопрос, виновен ли тот, кто "намеревается простереть свою руку на поклажу", иными словами, украсть ее, школа рабби Шамая утверждала, что виновен, а школа рабби Гиллеля утверждала, что невиновен, "пока не простер на нее руки" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 99.

Но наибольшие споры вызывали вопросы о том, что является святым и несвятым, дозволенным и недозволенным. В частности, Тора запрещала использовать предметы идолопоклонства и иных религиозных культов (авода зара). Но что могло быть отнесено к ним?

В Талмуде это тема раскрывается на многих примерах:

"Некто нашел вещи, а на них изображения солнца, луны, дракона: они должны быть отнесены в Соленое море.

Рабби Симон сын Гамалиила говорит: если изображение находится на вещах уважаемых, то они запрещены, а если на вещах не уважаемых, то дозволены; рабби Иосе говорит: их толкут и пускают на ветер или же бросают в море; ему возразили: тогда, если их пустить на ветер, они образуют удобрение, а сказано... "ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей".

На вещах уважаемых, например на ожерельях, носовых кольцах, цепочках и кольцах, - эти вещи запрещены.

На вещах неуважаемых, например на котлах-йорот, на котлах, в которых кипятят воду, на тиглях, на кухонной утвари, на лоханях, на простынях и на монете, - они дозволены" <1>.

--------------------------------

<1> Талмуд: В 7 т. / Пер. Н. Переферковича. Т. 4. С. 432.

В решении вопросов святости для составителей Талмуда не было частностей. Имело значение все, даже мельчайшие подробности. Так, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и невольно не стать соучастником идолопоклонства, запрещалось: продавать язычникам плоды кедра, крупный скот, телят и ослят; строить базилики, ристалища и трибуны; отчуждать либо отдавать в аренду недвижимость в земле Израиля; ставить скот в гостиницах язычников, оставаться с ними наедине, стричься у них, использовать бывшие в их руках вино и уксус, потреблять языческий сыр и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 418 - 429.

Необходимо было соблюдать огромное количество обрядов и церемоний, значение которых, возможно, было не вполне ясным даже для составителей Талмуда.

Иногда вопросы Талмуда остаются без ответа, так как господствовало мнение, что ответ будет найден только в будущем другими поколениями мудрецов-теологов.

Нередко Талмуд вместо изложения и толкования норм дает наставления читателям. Так, он призывал: "Будьте осторожны с властями, ибо они приближают человека только для собственной нужды; они принимают вид друзей, когда им это выгодно, но не заступаются за человека во время стеснения его" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 456.

Талмуд долгое время был главной книгой правового мировоззрения и правовой жизни иудеев.

Его тексты (в основном вавилонской и иерусалимской редакций) изучались в иешивах, разбросанных в разных местах иудейского рассеяния, и, в свою очередь, становились предметом дальнейших комментариев и исследований. Появляются новые своды религиозно-правовой (галахической) литературы. Но какого-либо широкого распространения они не имели.

Кодификации иудейского права от Маймонида до Й. Каро. Новый этап кодификации иудейского права наступил в 1180 г., когда знаменитый кордовский раввин и философ Маймонид (рабби Моше бен Маймон, или сокращенно, Рамбам) <1> составил новый галахический кодекс - "Мишне Тора" ("Повторение Торы"),

--------------------------------

<1> Маймонид родился в испанской Кордове, принадлежавшей в то время мусульманским правителям. После Реконкисты и начала гонений на евреев был вынужден в 1165 г. бежать в Египет.

Цель этого свода Маймонид сформулировал так: "В наше время обрушились на нас новые беды, и проблемы заслонили от людей все, и пропала мудрость мудрецов наших... Поэтому набрался решимости я, Моше, сын Маймона из Испании, положившись на помощь Господа, благословен Он, изучил все эти книги и счел нужным составить свод законов, вытекающих из всех этих сочинений, - что запрещено, а что разрешено, что осквернено, а что чисто от скверны, и также все остальные законы Торы. Излагаю я это понятным языком и кратко, чтобы упорядочить Устную Тору и сделать ее доступной для всех, исключить двусмысленность, отрывочность и возможность разных толкований... Цель этого сочинения - сделать законы Торы достоянием всех, и малого, и великого; как заповеди, так и постановления мудрецов и пророков" <1>.

--------------------------------

<1> Предисловие к "Мишне Тора" // http://www.mosliiach.ru/study/rambam/rambam_intro.html.

"Мишне Тора" состояла из 14 книг: "Знания", "Любовь", "Времена", "Женщины", "Святость", "Обязательства", "Семена", "Служение", "Жертвоприношения", "Чистота", "Ущербы", "Имущество", "Законы", "Судьи".

Каждая из них была разделена на главы, в которых в краткой форме описывались различные законы Галахи. Так, книга "Знания" содержала фундаментальные законы Торы. Книга "Любовь" - законы молитв и благословений. Книга "Женщины" - законы брака и развода. Книга "Обязательства" - законы клятв, обетов и назарейства. Книга "Имущество" - законы продажи, приобретения во владение и дарения, о соседях, компаньонах и рабах. Книга "Законы" - законы о наемных работниках, об одалживании и хранении, о денежных ссудах, исках и наследовании.

Первый раздел первой книги (раздел "Фундаментальные законы" книги "Знания") открывали десять заповедей: шесть заповедей повелевающих и четыре запрещающих:

"Знать о существовании Всевышнего; не допускать мысли о существовании другого Бога, кроме Всевышнего; считать Его единым; любить Его; бояться Его; освящать Его имя; не осквернять Его имени; не уничтожать имена Всевышнего и предметы, посвященные Всевышнему; слушаться пророка, говорящего от Его имени; не испытывать Его" <1>.

--------------------------------

<1> Мишне Тора. Книга "Знания". Глава "Фундаментальные законы Торы". Введение // http://rmbm.brinkster.net/mtr/1100.asp.

Содержание этих заповедей последовательно описывались в последующих главах. Таким же образом строилось изложение в других разделах книг. Например, раздел "Законы о свидетелях" книги "Судьи" включал восемь заповедей: три повелевающих и пять запрещающих.

В "Мишне Торе" были даны не только новая систематизация законов, но и новое их обоснование. Конечной целью было возрождение Израиля и вместе с ним спасение мира. Именно к этой цели Маймонид стремился и призывал других.

Примечателен следующий его призыв к праведной жизни:

"Повеление трубить в рог в Рош ха-Шана - воля Всевышнего (и потому не нуждается в дополнительном обосновании), оно содержит в себе намек. Трубный звук как бы зовет: "Восстаньте от сна своего, пробудитесь от дремоты своей, обдумайте свои поступки; вернитесь (ко Всевышнему) с раскаянием и вспомните о Творце вашем! Вы, забывшие об истине в повседневной суете, погруженные весь год в тщету и бессмыслицу, которые не приносят пользы и спасения, позаботьтесь о душах ваших и исправьте поступки и деяния ваши! И да оставит каждый из вас свой грешный путь и замысел недобрый". Поэтому каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями, и если совершит он даже один грех, то будет способствовать перевесу греха и в себе самом, и во вселенной, и это приведет к гибели всего мира. Сделает он хотя бы одно доброе дело - и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Раздел "Законы о тшуве (покаянии и возвращении)". Глава 3. Параграф 4 // http://www.machanaim.org/philosof/mishne/gl5.htm.

Маймонид утверждал, что человек сам выбирает пути добра или зла, потому что он обладает свободой воли: "Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником - ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником - у него есть и такая возможность". Об этом сказано в Торе: "Вот, человек стал единственным; от него - познание добра и зла" (Брейшит, 3:22) - то есть человеческий род - единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает, и никто не помешает ему творить добро или зло" <1>.

--------------------------------

<1> Мишне Тора. Книга "Знания". Раздел "Законы о тшуве". Глава 5. Параграф 1.

Пути добра не только вели каждого человека к вечной жизни, но и прокладывали дорогу для пришествия царя-Машиахп (Мессии), который "в грядущие дни... восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету". В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Книга "Судьи". Раздел "Законы о царях и о войне". Глава 11. Параграф 1 // http://www.machanaim.org/philosof/mishne/gl5.htm.

И не будет, продолжал Маймонид, в те дни "ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное, и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: "Ибо наполнится земля знанием Господа, как море полно водою" (Иешаяху, 11:9) <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 12. Параграфы 4, 5 // http://www.machanaim.org/philosof/mishne/gl5.htm.

В "Мишне Торе" великий раввин сформулировал 13 символов веры иудаизма, которые должны были укрепить ее:

"1. Вера в существование Творца, Благословенного, которое первично и является источником существования всего.

2. Вера в абсолютное единство Бога, которое не имеет подобия.

3. Вера в нематериальность Бога и в то, что Он не подвержен физическим изменениям.

4. Вера в вечность Бога.

5. Уверенность, что только Ему нужно служить, а не ложным божествам.

6. Вера в то, что Бог открывается людям через пророков.

7. Вера в превосходство пророчества Моше Рабейну (Моисея).

8. Вера в божественное происхождение Торы.

9. Вера в неизменность Торы.

10. Вера во всезнание Бога и в божественное провидение.

11. Вера в божественное вознаграждение и наказание за поступки.

12. Вера в приход Машиаха и в наступление эры Машиаха.

13. Вера в воскрешение мертвых" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Раздел "Законы о Санхедрине. Глава 10.

Широкое распространение "Мишне Тора" имела в основном в странах исламского Востока. В христианских странах Центральной и Восточной Европы в среде ашкеназских евреев труды Маймонида долгое время не признавались. Единственным авторитетным источником галахической мудрости для них оставался Талмуд.

Перелом наступил в 1565 г., когда в Венеции был опубликован новый свод галахических законов "Шулхан Арух" ("Накрытый стол"), написанный рабби Йосефом Каро <1>.

--------------------------------

<1> Рабби И. Каро родился в Толедо. После изгнания евреев из Испании обосновался в Палестине в г. Цфат.

Свой четырехтомный свод И. Каро составил таким образом, чтобы он стал доступным для всех иудеев руководством к повседневной жизни. В нем не было теоретических построений, как у Маймонида, либо описаний теологических споров и доктрин, как в Талмуде. Нормы, затрагивавшие все стороны жизни иудеев, формулировались, как правило, без комментариев, ясным языком, не допускавшем разночтений.

Оригинальна композиция свода. Первый том описывал жизнь иудеев от утреннего пробуждения до ночного сна, а также особенности проведения религиозных и иных праздничных дней.

Второй том посвящался жертвоприношениям и другим религиозным обрядам, кошерным и некошерным блюдам, животным, птицам, рыбам и растениям, соблюдению святости, ростовщичеству, отношениям с иноверцами. В частности, он требовал, чтобы "иудей не следовал обычаям не иудеев и не старался подражать их обычаям". Он не должен был носить одежды, принятые у них, стричься либо бриться так, как они, либо строить такие же, как у них, жилища. Напротив, иудей должен был "отличаться от них, как одеждой так и своим поведением". Впрочем, указанные ограничения касались только тех вещей, которые были проявлением идолопоклонства, не имели разумного обоснования, совершались не иудеями из-за своей распущенности или нескромности. Так, если иудей принимался на государственную службу, он мог носить установленную властями форму (ст. 178) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шулхан Арух (Shulchan Aruch) // http://en.wikisource.org/wiki/Shulchan_Aruch/Yoreh_Deah/178. См. также // http://www.torah.org/advanced/shulchan-aruch/ocarchives.html#.

Третий том регулировал в основном брачно-семейные отношения. Четвертый том охватывал вопросы финансов, имущественной ответственности и судопроизводства.

"Шулхан Арух" достаточно быстро был признан большей частью ашкеназских общин, напуганных стремительным падением числа последователей Торы. Тому было много причин: гонения на евреев, распространение других учений (в частности, каббализма), сложности в познании и изучении Талмуда.

В дальнейшей кодификации иудейского права прослеживается тенденция к упрощению законодательных сводов. Появляется несколько сокращенных изданий труда рабби И. Каро - "Кицур Шулхан Арух" ("Краткий Шулхан Арух"), один из наиболее известных кратких сводов был подготовлен в 1864 г. Шломо Ганцфридом, раввином Ужгорода <1>.

--------------------------------

<1> Издание на русском языке см.: Ганцфрид С. Кицур Шульхан Арух. М., 2006.

Наряду с кодифицированными сводами широкое распространение получила справочная литература, в которой в форме вопросов и ответов разбирались разные юридические казусы. По некоторым оценкам, в общей сложности их было более 300 тыс. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Менахем Элон. Еврейское право. СПб., 2002. С. 140.

Необходимо отметить важный фактор воздействия кодификаций еврейского права. Они были одним из основных связующих начал еврейской нации. Обращаясь к этой теме, Менахем Элон писал: "Еврейский народ во всех диаспорах рассматривал еврейское право как свое национальное достояние и как главную и существенную часть своей культуры. И так как еврейский народ, находясь на чужбине, в изгнании, продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, он нуждался в постоянном и непрерывном развитии своего права - важной национальной ценности, в которой ярко проявлялась его сущность. И это право непрерывно обогащалось и совершенствовалось усилиями сынов еврейского народа, гениями Галахи и еврейской юридической мысли" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 39.

Кодификации стали теми источниками, которые не позволили иссякнуть реке иудейского права и подготовили ее возвращение в единое русло во вновь обретенной Земле.

§ 5. Песни изгнания

Наши рекомендации