Приемы подготовки устного публичного выступления
Ораторская (публичная) речь как компонент профессионального общения.
Приемы подготовки устного публичного выступления
«Поэтами рождаются, ораторами делаются»
М.Т.Цицерон
Ораторская речь – это речь
– устная, то есть живая, говоримая;
– публичная, то есть обращенная к многочисленной аудитории;
– публицистическая, имеющая общественно-социальную значимость, а также оказывающая воздействие не только на ум, но и на чувства и волю слушателей;
– монологическая, представляющая собой развернутое высказывание одного лица.
Ключевой фигурой публичной речи является оратор.
Оратор – это лицо, которое произносит речь; лицо, которое владеет навыками публичных выступлений.
При общении с аудиторией оратор должен учитывать ожидания аудитории и применять различные способы воздействия на нее в соответствии с ее характеристиками: возрастом (детская, молодежная, люди среднего возраста, старшего возраста), полом (мужская, женская), профессией (гуманитарная, техническая), уровнем образования, эмоциональным состоянием, степенью заинтересованности, национальностью, ценностями.
Ораторская речь в зависимости от содержания, цели и условий высказывания подразделяется на несколько родов: академическая (лекция вузовская, школьная, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция), судебная (прокурорская, или обвинительная и адвокатская, или защитительная), социально-политическая (доклад (выступление) на съезде (конференции, собрании, заседании), парламентская, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение), социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная (тост), надгробная (поминальная), речь на приеме), духовная, церковно-богословская (слово (проповедь), официальная церковная).
Композиционное построение ораторской речи
I. Вступление
Задачи: пробудить интерес к теме предстоящего разговора; установить контакт, подготовить слушателей к восприятию выступления, обосновать постановку вопроса.
II. Главная часть
Задачи: последовательно разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность, подвести слушателей к необходимым выводам.
III. Заключение
Задачи: суммировать сказанное, подчеркнуть значение сказанного, повысить интерес к предмету речи, поставить задачи, призвать к непосредственным действиям.
Для привлечения и поддержания внимания и установления контакта с аудиторией используют следующие приемы:
– Обращение
– Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы
– Прием сопереживания
– Изложение парадоксальной ситуации
– Апелляция к интересам аудитории
– Прием соучастия
– Апелляция к событиям
– Апелляция к географическим или погодным условиям
– Апелляция к речи предыдущего оратора
– Апелляция к авторитетам или известным источникам
– Апелляция к личности оратора
– Юмористическое замечание
– Вопросы к аудитории
– Риторический вопрос
– Вопросно-ответный ход рассуждения.
Приемы подготовки устного публичного выступления
"Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее"
Вильям Шекспир
Одним из важнейших компонентов удачного выступления является хорошая подготовка. Она состоит из нескольких этапов:
1. Определение темы (ее формулировка) и цели выступления.
2. Составление предварительного (рабочего) плана.
3. Подбор теоретического и практического материала.
4. Работа над текстом выступления.
5. Репетиция.
6. Произнесение речи.
Существуют три способа произнесения речи: чтение текста речи (официального содержания), воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация.
Можно выбрать любой из способов, главное – достичь эффективности коммуникации, произвести благоприятное впечатление на аудиторию. Благоприятное впечатление складывается и из уверенной, с достоинством манеры держаться, и из проявления доброжелательности с помощью улыбки, взгляда.
Довольно часто перед публичным выступлением люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Считается, что боязнь публичных выступлений входит в тройку самых распространенных страхов, наряду с боязнью высоты и страхом перед змеями. Еще древние люди говорили, что страх рвет ум в клочья. Даже при неплохом владении дикцией, дыханием и голосом, если оратор сильно волнуется, если застенчивость и страх мешают ему, речь может стать прерывистой, невнятной, нервозной, проявятся дефекты голоса. Не случайно появилось такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, но есть рекомендации общего плана. Обратимся к ним.
1.Волнение перед выходом на кафедру вполне нормальное физиологическое явление. Так наш организм готовится к чрезвычайным ситуациям, активным действиям. В кровь вбрасывается огромное количество гормонов стресса, в первую очередь адреналина. В соответствии с этой задачей адреналин сужает сосуды и повышает кровяное давление, чтобы обеспечить приток крови к мышцам; усиливает работу сердца за счет учащения и усиления сердечных сокращений; ускоряет передачу нервных импульсов; повышает тонус скелетных мышц, но вызывает расслабление желудочно-кишечного тракта; вызывает дрожание скелетных мышц, чтобы их скорее разогреть; повышает содержание уровня глюкозы в крови, чтобы дать мышцам дополнительную энергию.
2. Волнение не следует пытаться полностью уничтожить, определенная его степень, вызванная неравнодушием к предмету речи или желанием убедить аудиторию, даже помогает. Еще Цицерон говорил: «Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале её не смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов. К счастью, это дело небывалое, так как чем оратор лучше, тем более страшит его трудность ораторских обязанностей, неверность успеха речи, ожидание публики. /.../ Я и в вас это часто замечал, и по себе очень хорошо знаю, как я бледнею и содрогаюсь всем телом и душой при первых словах своей речи. А в молодости я однажды в начале обвинения до такой степени потерял присутствие духа, что истинным моим благодетелем оказался Квинт Максим, который сейчас же закрыл заседание, как только заметил, что я изнемог и обессилел от страха» (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. – С. 98-99).
3.Репетируйте перед зеркалом или произносите речь кому-то из своих близких. Представьте себя в образе идеального оратора.
4. Заранее решите, будете ли вы читать текст или произносить его наизусть. Учитесь говорить понятно, ярко, образно, эмоционально.
5. Не приносите с собой на кафедру, на сцену, к доске слишком много дополнительных материалов – конспектов, шпаргалок, карточек. Вы можете в них запутаться. Докладчик, судорожно перебирающий бумажки или листающий книгу в поисках нужной цитаты, производит негативное впечатление на аудиторию и сам начинает волноваться.
6. Не опаздывайте на выступление, не забывайте о регламенте. Когда человек торопится, он волнуется.
7. Помните, что ваши недостатки (внешность, голос, дикция, неуверенность и т. п.) не заметны аудитории так сильно, как вам это кажется. Вы потеряли нужную карточку с цитатой – кроме вас, этого никто не знает. Вы не успели как следует погладить рубашку – плохо, но уже со второго ряда этого не заметно. Такие неприятные моменты не должны вас тревожить: надо научиться забывать о них, сосредоточившись на теме выступления. Если вы знаете, что склонны к навязчивым жестам (например, теребить прядь волос или вертеть в руках очки во время выступления) или не умеете следить за темпом, тембром и скоростью речи, сделайте пометки на полях приготовленного текста: «Громче!» «Медленнее!».
8. Придумайте несколько реплик-реакций на непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть во время выступления и сбить вас: приход опоздавших, звонки мобильных и т. П.
9. Выработайте несколько приемов, которые вы будете использовать, если что-то забыли: например, повторить последнюю фразу, переложить что-то на столе, обвести взглядом аудиторию. Помните, вам только кажется, что все сразу замечают вашу неуверенность. Аудитория больше сосредоточена на содержании, которое вы пытаетесь донести, чем на анализе вашего душевного состояния.
10. Не бойтесь неудач. Не позволяйте им бросить тень на ваши последующие выступления. Нет такого, даже самого опытного, преподавателя, который не проводил бы «провальных» уроков. Нет такого, даже самого изощренного политика, поддержанного командой спичрайтеров, который был бы одинаково доволен всеми своими речами и дебатами. Нет такого, даже самого талантливого, актера, который мог бы каждый спектакль играть на одинаково высоком уровне. Неудачные выступления неизбежны: вы не успели подготовиться, плохо себя чувствовали, подобралась неудачная аудитория и т. п. Из таких ситуаций нужно извлекать уроки, а не делать неутешительные выводы: «Я не умею говорить публично».
Известный русский издатель И. Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.
Выделенные этапы подготовки публичной речи близки с системой правил создания текста и публичного выступления на основе данного текста, которая была создана еще в период античности. Называлась такая система правил – риторический канон.
Риторический канон состоит из 5 этапов подготовки речи.
1. ИНВЕНЦИЯ, или "нахождение", "изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
2. ДИСПОЗИЦИЯ, или "расположение". Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, учитывает силу аргументов, готовит комментарии к материалу.
3. ЭЛОКУЦИЯ, или "словесное оформление мысли". В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.
4. МЕМОРИО, или "запоминание". На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.
5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ. На этом этапе задуманное превращается в звучащее слово.
Таким образом, условиями успешной публичной речи являются: глубокое и всестороннее знание предмета речи; тщательная подготовка устного публичного выступления; грамотное структурирование речи, умение подбирать и выстраивать аргументы; использовать в речи приемы привлечения и поддержания внимания и установления контакта с аудиторией; интонация речи оратора, его поза, жесты, мимика; соответствие речи стилю, необходимому в данной речевой ситуации и потому ожидаемому слушателями, насколько индивидуально воплощается этот стиль, то есть от того, насколько проявляется индивидуальный стиль оратора.