Понятие коммуникации и СМИ, функции СМИ
Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации.
Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Взаимодействие политических субъектов на основе непрерывного обмена информацией принято называть политической коммуникацией.
Политическая информация – это совокупность знаний и сведений о политичсекой жизни общества.
Используются следующие методы политической коммуникации:
1. Мобилизационные – включают в себя устную агитацию и пропаганду.
2. Маркетинговые
Маркетинг– это комплекс мероприятий, который формирует в общественном сознании привлекательный имидж общественных институтов, лидеров, идей и программ.
К этим методам относится и политическая реклама.
Ключевую роль в коммуникации играют СМИ.
СМИ – это учреждения для публичной открытой передачи информации любым лицам с помощью технических средств.
К СМИ относят:
· Прессу. Это исторически первый канал СМИ. Появляется еще в 15-16 в. для элиты. Она содержала светские новости (т.е. содержали информацию развлекательного характера). Первые действительно массовые газеты появились в 30-е гг. 19 в.
· Радио. Возникло в конце 19 в., но вошло в бытовое использование в 1920-е гг. Для него характерно оперативная передача информации, доступность, техническая простота исполнения. Однако на слух воспринимается и запоминается 20¸30% информации.
· Телефидение. В быт входит в 1940-е гг. Характерна убедительность, эмоциональность («Я видел, значит это правда»), иногла в ущерб осмыслению. Однаков техническлом плане оно более сложно, дорогостояще.
· Кино- и звукозапись
· Массовые справочники
· Спутниковое и кабельно етелевидение (новые СМИ)
· Интернет
· Индивидуальные средства накопления и печатания информации (диски, флешки, принтеры, сканеры и т.д.)
Отличительные признаки СМИ:
- Дисперсивный (непостоянный) характер аудитории, которая формируется от случая к случаю.
- Наличие специальных технических средств и приборов
- Непрямое разделенное в порстранстве и во времени взаимодействие коммуникативных партнеров.
- Публичность, т.е. надперсональный и неорганиченный круг потребителей
- Однонаправленность взаимодействия отправителя и получателя информации
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их воприятия гражданами. наиболее массовое и сильно еполитическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ (предже всего телевидение, интернет, радио)
Функции СМИ:
Ø Информационная. Получение, сбор и обработка, а также распросранении сведений о наиболее важных событиях. Дается также комментирование, оценка информации, фотографическое или видеоосвещение фактов.
К политической информации относят те сведения, которые имют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов
Ø Образовательная. Проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющем упорядочивать сведения и ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
Политическое образование предполагает систематичекое приоюретение знаний, расширение познавательных и оценочных возможнойстей личности.
СМИ не могут обеспечить систематическое и прочное усвоение знаний. Это задача учреждений образования, где есть планы, программы, преподаватели, учебный процесс и контроль.
Вместе с тем информация СМИ (научные и научно-популярные) повышают интелектуальный уровень и расщиряюи мировоззрение.
Ø Функция политической социализации. Означает усвоение человеком образцов политического поведения, которые транслируются в СМИ.
Ø Функция критики и контроля. Проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, различных объединений, профессиональных политиков. В отличие от органов государственного контроля, СМИ не могут применить административные или экономическое санкции к нарушителям, но их контроль не менее эффективен и даже строг, т.к. он дает не только юридическую, но и моральную оценку. Имеет место в демократической стране.
Ø Функция артикуляции (выражение)общественных интересов и интергации политических субъектов. СМИ дает представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объелинять единомышленников, сплачивать их общностью идей, убеждений и представлять в общественном мнении свои взгляды.
Ø Мобилизационная. Выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или сознательному бездействию, влияя на разум и чувства людей, способы и критерии оценок, стиль и мотиваццию политического поведения
Ø Инновационная. Проявляется в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определнных проблем и привлечение к ним внимания властей и общественности.
Ø Оперативная, т.е. облуживание СМИ определенных партий, ассоциаций (особенно в предвыборной борьбе)
Ø Функция формирования общественного мнения