Понятие и структура коммуникации. Механизмы воздействия и восприятия в коммуникации

Понятие "коммуникация" имеет множество значений и трактовок. Одной, а возможно и самой главной, причиной тому является употребляемость данного термина в различных областях науки и отраслях человеческой деятельности. Современная трактовка сложилась не сразу. В XIV веке словом communication англичане рассматривали в значении "общение"; смысл "сообщение" слово обрело в XVI веке, а значение "обмен информацией" сложилось только в XX столетии. Из формулировки следует, что коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп или же отдельных индивидов.

Сегодня термин "communication" в английском языке имеет несколько значений: общение, связь, средство связи, создание и распространение информации. Коммуникация – процесс передачи (обмена) инфо, эмоций и др. Продуктов психической деятельности от человека к человеку. Примеры: общение между двумя людьми, общение студентов в аудитории в ожидании преподавателя, выступление оратора на митинге, трансляция программы новостей на территории РФ.

Отечественный исследователь А. Б. Зверинцев даёт определение понятия «Коммуникация». 1) Путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений, то она прекратит своё существование, - считает автор

Понятие коммуникации включает в себя: 1.Средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2.Общение, передачу информации от человека к человеку; 3.Общение и обмен информацией в обществе. Значения: • Универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; • Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации; • Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Теория коммуникации обращается именно к последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации – специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку при помощи языка и других знаковых систем.

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр.

Структура: 1. адресант (коммуникатор) – инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы; 2. адресат (реципиент) – объект/субъект коммуникации, получатель информации/сообщения, обладает коммуникативными ожиданиями; 3. знаковые системы/коды, с помощью которых сообщение передается в том виде, в котором оно наиболее удобно для восприятия и понятно адресату; 4. цель и задачи коммуникации/предмет коммуникации/контекст коммуникации/функции коммуникации; 5. сообщение – определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженное с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную форму; 6. каналы коммуникации (личный опосредованный); 7. шум, барьеры в коммуникации/обратная связь/эффективность коммуникации.

Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров

друг на друга. К ним относятся: заражение,., внушение, убеждение и

подражание.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную,

невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно

проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по

выражению известного психолога БД.Парыгина, психического настроя.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем

критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма

"заражения".

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного

человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи

информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления

внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем

непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в

доказательствах и логике. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие.

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования

добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет

собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее

собственному критическому суждению.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в

том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения

другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого

поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения,

существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам

поведения, выработанным группой.

Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его

конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как

личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо

рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах,

а также в различной деятельности.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Наши рекомендации