Теории равенства и свободы, марксизм в развитии политической мысли
Проблемы равенства и свободы в первой половине XIX в. обсуждались и в социалистической литературе различных направлений. У основателей современного социализма А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна встречаются различные, зачастую совершенно несхожие представления о государстве и политике, которые, однако, сводятся к одному знаменателю. Так, Р. Оуэн вообще считал бесполезным делом конструирование политического идеала, поскольку - надобность в государстве исчезает после утверждения строя общности. Ш. Фурье, отстаивая положение о главенстве экономики над политикой, развивал идею о бесполезности политики и политической деятельности вообще. Представляемая им идеальная общественная организация - федерация кантонов и фаланг, не предусматривает ни централизованной власти государства, ни какого-либо вмешательства во внутреннюю жизнь фаланг.
Напротив, у Сен-Симона цель будущего политического устройства - это создание единой хозяйственной и общественной системы, управляемой промышленниками из единого центра. В этой системе, в управлении которой решающую роль будет играть научно обоснованный план, а не произвол и случай, исчезнет извечная проблема управляющих и управляемых, а политическая власть, как исторически бесперспективная, должна уступить место власти административной.
Ближайшие последователи великих утопистов, особенно сторонники коммунистического направления, создавали различные проекты идеальной республики, основанной на принципе равенства, доведенного до абсолюта. Так, в Икарии Э. Кабе любой город, провинциальный или коммунальный, расположен строго в центре местности, "и все так организовано, чтобы все граждане могли присутствовать на народных собраниях". Провинции, коммуны, города, деревни, фермы и даже дома имеют одинаковый вид. "Великий семейный союз" В. Вейтлинга отмечен чертами крайней архаики и почти полностью воспроизводит политическую иерархию "Города Солнца" Т. Кампанеллы. Наиболее вдумчивый теоретик коммунизма домарксового периода, Т. Д.езами в "Кодексе общности" основывает свою, пронизанную республиканизмом, коммунистическую систему на "законах природы", которые не может изменить никакая форма правления и, следовательно, "политическая конституция могла бы повлиять только на большую или меньшую степень совершенствования".
К. Маркс и Ф. Энгельс, развивая собственное учение, заимствовали многие принципы и элементы предшествовавших коммунистических и социалистических утопий, разделяя с их авторами глубокое убеждение в ненужности государства и политики в будущем бесклассовом обществе.
Политическая теория марксизма развивалась инструментально, т.е. государственный аппарат и политика, как форма участия людей в социальном процессе, рассматривались по преимуществу в качестве орудий разгрома пролетариатом классовых противников, завоевания и удержания власти. И современное государство, и все предшествующие ему типы государственности оценивались прежде всего как формы диктатуры имущих классов, на смену которым, в полном соответствии с историческими законами, должна прийти диктатура пролетариата, сама в свою очередь являющаяся орудием построения неполитического сообщества.
Ценностные ориентации марксизма, тесно связанные с концепцией будущего, объективно и субъективно препятствовали позитивной научной разработке теории демократии в русле либеральной традиции. Отнюдь не случайным является тот факт, что разработка Марксом и Энгельсом концепции "пролетарской демократии", будучи ориентированной на опыт революций 1848-1849 гг. и Парижской коммуны, также осуществлялась сквозь призму теории классовой борьбы.
Таким образом, стержневые политические идеи марксизма:
1. Государство существовало не всегда. В первобытнообщинном обществе, до появления письменности и классов, государства не было.
Возникновение государства объясняется постепенным разделением труда и присвоением средств производства, что привело к появлению антагонических классов.
2. Государство - орудие господствующего класса, которое используется для подчинения угнетаемых классов. Капиталистическое государство является инструментом обеспечения господства буржуазии над пролетариатом. К. Маркс допускал, что в истории общества наблюдаются периоды равновесия между антагоническими классами, когда государство приобретает независимость от интересов господствующего класса.
3. Для удержания власти над угнетаемыми классами государство использует три основных средства, прибегая к ним одновременно или в порядке очереди, в зависимости от ситуации, -армию, полицию и бюрократию, которой свойственны такие черты, как централизованность, иерархичность, ритуальность; идеология, с помощью которой скрывается реальное притеснение и которая отвлекает от мысли о любом сопротивлении ей.
4. Непримиримость антагонистических классов неминуемо приводит к классовой борьбе, что является движущей силой истории.
5. Основная сила революционного процесса - пролетариат, которому нечего терять, кроме собственных цепей. Добывая в борьбе независимость для себя, он тем самым добивается свободы для всего общества.
6. Революционное насилие является необходимым условием перехода к новому общественному строю. Марксизм допускал мирный путь общественного развития лишь при условии, что организованная сила пролетариата принудит буржуазию сдаться.
7. Для осуществления революционного насилия по отношению к буржуазии пролетариат устанавливает свою диктатуру. Она нужна лишь на этапе переходного периода (от капитализма к социализму). После исчезновения антагонистических классов государство отомрет и установится самоуправление народа.
8. Возрождение либеральной демократии с ее парламентаризмом и делением власти, которая создает иллюзию народного представительства, в действительности является лишь одним из видов диктатуры над трудом. Марксисты допускают "буржуазную демократию" только в границах, благоприятных для расширения классовой борьбы, однако их главной целью остается развал либерально-демократической политической системы и замена ее "временной диктатурой" пролетариата с последующим построением общества коммунистического типа.
В итоге, к первой половине XIX в. внутри различных направлений политической философии создаются и проходят критическую проверку различные методы теоретического анализа природы политики.
Заключение
Основная тенденция эволюции политической мысли состоит в постоянном теоретическом усложнении. На каждом ее этапе система политической аргументации зависит от исторических традиций, различий в политической организации, иерархического соподчинения в социуме.
Революции Нового времени сопровождались появлением феномена идеологизации политики, существенно повлиявшего на характер политико-теоретических построений, усилившего их субъективность, но одновременно способствовавшего их кумуляции и долговременности влияния.
Формулирование различными течениями господства закона как главного условия стабильности и прогресса сделало возможным постепенный переход к научному пониманию феномена политики, которое в свою очередь привело к возникновению новой науки - политологии.
5. Политическая мысль России (Киевская Русь по наст.вр.)
Со своего зарождения политическая мысль России сосредоточена на проектах обустройства или переустройства Русского государства. Причем занимаются этим и сторонники действующей власти, и все диссиденты (инакомыслящие). В основе такого проектирования:
- представление об уникальности российского государства и об особой всемирной миссии («мессианстве») русского народа, уверенность в том, что русским людям лучше других народов известны праведные пути;
- агитация в пользу сильной централизованной власти и существенного укрепления государственного единства, необходимых для быстрого и успешного осуществления Великих дел;
- масштабный радикализм, агрессивность и экспансионизм, прикрытые Высочайшими целями и стремлением к самозащите;
- забота о простом народе как высшая цель всякой политики, при одновременном третировании аристократических и предпринимательских сословий («барская заносчивость» и «жажда наживы» подвергаются самой ожесточенной критике – звучат призывы к их уничтожению);
- открытое заимствование красивых идей западных просветителей и насильственных методов правления у восточных деспотов;
- дискуссии между западниками и славянофилами, предлагавшими соответственно общемировой и самобытный пути развития.
Уже в «Поучениях Мономаха» (1096) и «Молении Даниила Заточника» (XII-XIII вв.) налицо всемерная апологетика княжеского единовластия. При этом князь обязан всемерно радеть о народном благе и лично присматривать за всем и всеми.
Филофей, написавший в XVI веке «Москва – Третий Рим», наилучшим образом выразил смутные стремления государей-соотечественников, за что и приобрел у них особую популярность.
Курбский (1528-1583) – редкий случай агитации в пользу коллегиального правления (боярской аристократии), при которой царь ‑ лишь выразитель воли «лучших людей». Но эта мировоззренческая экзотика сочинилась лишь после того, как Курбский поссорился с Иваном Грозным и укрылся в Литве, где процветала олигархия.
С XVII в. идею княжеского и царского всеобъемлющего самодержавия заменяет в качестве безраздельно господствующей идея «просвещенного абсолютизма» (Крижанич (1618-1683) «Разговоры о государстве» («Политика»), Прокопович (1681-1736), Татищев (1686-1750)). В обосновании и распространении «новой идеологии» больше других преуспела сама государыня-императрицаЕкатерина II (1729-1796), снабдившая теорию просвещенного абсолютизма яркими и длинными произведениями, многое заимствовавшими у французских философов-просветителей. Большинство своих идеалов Екатерина довольно успешно воплотила на практике (в том числе в законотворчестве). После ее смерти те же идеи пропагандировал Карамзин (1766-1826), утверждавший, что государь всегда выше закона.
Реакцией на абсолютистский официоз в России неизменно становилось радикальное отрицание существующей власти и призывы к ее свержению под предводительством «доброго» абсолютного властителя (народного вождя). Сначала такой контрпропагандой занимались религиозные еретики (особенно старообрядцы). Их традиции продолжил Радищев, подвергший уничтожающей критике всю российскую государственность. За ним последовали Чаадаев -декабристы - Герцен - Чернышевский - народники - эсеры - большевики. Дальше других пошли русские анархисты Бакунин и Кропоткин, создавшие самую антигосударственную теорию в современной политической мысли. Своей конечной целью все эти люди видели общество без государства в стиле самоуправляемой русской общины, которую они сильно идеализировали.
Детально проработанные официальные планы всесторонних и постепенных государственных реформ предложили Сперанский (1772-1839) и Столыпин (1862-1911). Оба понимали разделение властей как создание разветвленной системы госорганов, помогающих абсолютному монарху осуществлять свою безраздельную власть, стоящую выше любых конституционных актов и законов. Оба полагали, что России необходимо больше политических свобод и материальных благ за счет постепенного наращивания хозяйственной самостоятельности русского народа.
В ХХ веке и в начале нынешнего века характер политического мышления в России не менялся, а лишь облекался в марксистскую и политологическую фразеологию.
6. Основные направления современной политологии
Современная западная политология характеризуется огромным числом названий якобы оригинальных учений, каковые при ближайшем рассмотрении оказываются набором одних и тех же идей, излагаемых крайне общо и поверхностно. Везде мы находим:
- сочетание демократии с либерализмом (апологетику «либеральной демократии) и осуждение тоталитаризма с авторитаризмом;
- славословия в адрес правового государства, основанного на верховенстве закона (права), и гражданского общества как сферы индивидуальной самореализации, свободной от государственного вмешательства;
- многочисленные элементы иррационализма, в частности рассуждения о неспособности разума хоть что-то познать исчерпывающим образом, о неких таинственных и неисповедимых факторах, влияющих на политику, о непредсказуемости будущего, о недопустимости вмешательства в естественный ход событий и т.п.;
- узкий прагматизм (сведение науки к набору практических рекомендаций для повседневного применения);
- теоретическую эклектику (совмещение взаимоисключающих идей и превращение острых разногласий в дополняющие друг друга точки зрения);
- компромисс и консенсус в качестве наиболее эффективных механизмов политического урегулирования конфликтов;
- придание определяющего значения идеологии, а также всем формам публичной пропаганды (пиар, СМИ, Интернет и т.п.);
- проповедь политического плюрализма (специально наращиваемого многообразия мнений и подходов);
- рассказы о якобы уникальных качествах лидеров и элит;
- подчеркивание стабилизирующего значения «среднего класса», удерживающего от крайних проявлений и богатых, и бедных;
- очень сложные и крайне путанные градации-классификации-типологии всего и вся с вкраплением острых словечек и игривых образов.
Основные политологические школы можно перечислять по-разному.
Во всех науках наиболее распространенным является деление на школы понационально-территориальному признаку. При этом среди самых влиятельных политологических школ называют:
1) американскую школу, занятую преимущественно прикладными исследованиями;
2) французскую и итальянскую школы, склонные к теоретическим обобщениям;
3) английскую школу, совмещающую теорию с практикой.
Наиболее простыми являются деления школ на:
1) школы консенсусного подхода (для них политика - по преимуществу сотрудничество) и школы конфронтационного подхода (для них политика по преимуществу противостояние, борьба, конфликты);
2) политологию идеалов (школы, склонные к выработке и насаждению политических идеалов) ‑ политологию интересов (школы, обслуживающие действующих политиков, рассматривающие политику как искусство возможного, предпочитающие практическую результативность).
По сути политологических доктрин из всего многообразия школ чаще всего выделяют следующие:
1) Либеральная школа, стремящаяся минимизировать политическую деятельность, сведя ее к защите неотъемлемых прав и свобод личности.
2) Идеалистическая школа, рассматривающая политику как средство достижения высшего блага - максимально гармоничного общественного устройства.
3) Институциональная школа, акцентирующая внимание на политических структурах (институциях) и механизмах их взаимодействия.
4) Экономическая школа, считающая политику продуктом экономического развития и (или) средством защиты экономических интересов.
5) Биологические школы, в том числе:
- психоаналитическая, усматривающая в политике главнейшее воплощение человеческого «Сверх-Я», призванного обуздать подсознание (либидо, Оно);
- антропологическая, выводящая политические явления из человеческих качеств (социальных и биологических феноменов);
- бихевиоралистская школа, рассматривающая политику как сумму человеческих поступков – ответных реакций на внешние раздражения (воздействия).
6) Функциональная (прагматическая) школа, сводящая политику к набору средств и методов достижения практических результатов.
7) Системная (эклектическая)школа, разнообразно объединяющая подходы иных школ и описывающая политику как сложную, неповторимую смесь различных компонентов.
Под современными направлениями политологиибудем понимать проблемы политической науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. Представители социологического направления изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов. В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано Моска разработали основы современной концепции элиты. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами с помощью хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания «потенций» правящей элиты с последующей ее деградацией. В русле социологического направления находится разработанная русским ученым Моисеем Острогорским (1854—1919) и немецким— Робертом Михельсом (1876—1936) концепция политических партий. выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Невозможность демократии без организации, без управленческого аппарата и профессионального лидерства, по Михельсу, неизбежно ведет к закреплению за партийными функционерами постов и привилегий, отрыву руководства от партийных масс, к его фактической несменяемости. институционализм. Его представители изучают устойчивые формы организации и регулирования общественной, в том числе политической жизни. Основным понятием является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности. Политическое поведение людей институционализмом изучается в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов, необходимость возникновения и функционирования которых признается в качестве естественноисторической закономерности. Представителями направления являются американцы Сеймур Мартин Липсет, Чарлз Миллс, француз Морис Дюверже и др. Системно-функциональные концепции политики, находясь в русле социологического направления, дополняют и продолжают институционализм. Исследуют политику, ее институты с точки зрения их места и значения в обществе. Макс Вебер, американские ученые Гарольд Дуайт Лассуэлл, Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, французский — Мишель Крозье и др. Концепции политического плюрализма, в истоках которых находится теория «социальной солидарности» Эмиля Дюркгейма, разрабатывают француз Морис Дюверже, американец Роберт Даль (р. 1915), немец Ральф Дарендорф (р. 1929) и др. В основе их взглядов находятся положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. Теория демократии имеет давнюю историю своего развития. Ее современные основы заложены в трудах французского мыслителя Алексиса де Токвиля (1805—1859). В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. Видные теоретиками данного направления -С. М. Липсет и Р. Даль, Йозеф Шумпетер . Концепции тоталитаризма также являются предметом современной политологии. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы», сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Экономические истоки тоталитаризма усматриваются в стремлении властей в экстремальных условиях решать экономические проблемы путем централизации управления и контроля над народным хозяйством. Разработке теории международных отношений большое внимание уделяется в сочинениях одного из крупнейших мыслителей Франции Раймона Арона (1905—1983). Его наиболее крупной и значительной работой является книга «Мир и война между нациями. Арон внес также заметный вклад в разработку таких политологических концепций, как теория индустриального общества, демократии и тоталитаризма.
7. Власть как социальное явление. Ресурсы власти.