Ибо гнев Господа на все народы, и ярость его на все воинство их: он предал их заклятию, отдал их на заклание.
И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. (Исайя 34:2‑3) [55]
А в городах сих народов, который Господь Бог дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души. (Второзаконие 20:16) [56]
Как христианин, я не могу объяснить того, что представляется мне как прославление геноцида. Я признаю, что Бог является непостижимым и неопознанным. Однако, я не могу ничего с собой поделать за то, что испытываю сочувствие к этим жертвам избиений, включая тысячи невинных мужчин, женщин и детей. Легко себе представить, что чувствовали по отношению к «евреям» те немногие, которым Удалось выжить в ходе подобных массовых истреблений. Конечно, евреи не были одиноки в своих стремлениях к этническим чисткам; многие другие древние народы карали геноцидом своих врагов.
С приходом Иисуса Христа, его проповедями любви и доброты, как это описано в Новом завете, оправдание и характер повествования о геноциде Старого Завета несколько видоизменились в современных религиях. Когда современный христианин случайно наталкивается на отрывки из Старого Завета с описаниями оправданий еврейского геноцида, он старается гнать от себя мысли о печальных событиях далекой библейской эры – люди теперь смягчились с Новым Заветом любви, который принес Христос.
Характер повествования Старого Завета делает совершенно очевидными представления израильтян о расовой целостности и превосходстве евреев:
Ни кому не должно вступать с ними в родство через брак: дочери твоей не отдавай за сына его и дочери его не бери за сына твоего. (Второзаконие: 7:2‑3) [57]
…Ибо ты народ свитый у господа, бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле. (Второзаконие 7:6) [58]
Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите с сыновьями вашими, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той передать ее в наследие сыновьям вашим навеки; (Ездра 9:12) [59]
Члены различных расовых групп могут спорить относительно своей сравнительной истории или своих способностей, или своей духовности. Но предположить, что Бог отдает предпочтение одному народу над всеми остальными – даже отпуская грехи и оправдывая геноцид с тем, чтобы проложить путь этому «Избранному народу»? Безусловно, это должно быть воплощением идеи расового превосходства.
Современное Христианство рассматривает те части Старого Завета, где содержатся примеры этноцентризма и геноцида еврейского народа с позиций фокусирования своего внимания на аспектах любви, проповедуемой в Новом Завете. Одним из примеров такого смягчения позиций по отношению к другим – это то, каким образом Иисус Христос изменил такой закон Старого Завета, как «Око за око, зуб за зуб» на подставь «другую щеку». Однако, в еврейской религии не было никого, сопоставимого по масштабам личности с Иисусом Христом для смягчения крайнего этноцентризма Старого завета. Вероятно, наиболее знаменитым еврейским ученым, который предложил наиболее кардинальное смягчение позиций по отношению к неевреям, был Маймонид, который почитается большинством евреев самой выдающейся личностью европейского иудаизма. Но даже Маймонид издал декрет о том, что еврейские врачи не должны спасать жизнь христиан, если только такой отказ спасти христианина «не приведет к распространению враждебности против евреев»[60].
Раннее распространение Христианства апостолом Павлом способствовало тому, что христиане стали более терпимыми по отношению к другим этническим группам. Апостол Павел сам был еврейским фарисеем, который обратился в Христианство и проповедовал большую часть своей жизни неевреям различных национальностей. Христианская вера нетерпима по отношению к другим верованиям и другим богам, но в ней нет никакого предубеждения против других племен. Евангелисты древнего мира сами были выходцами из других народов и проповедовали по всему миру. Конечно, христиане могли и часто проявляли скрытые тенденции к ксенофобии, но их националистические или этноцентрические позиции имели свои корни в их собственных культурах, а не в учениях Нового Завета. Книга галатианцев хорошо разъясняет этот момент: «избранный народ», независимо от того, евреи это или греки, это те, кто принял спасение Иисуса Христа.[61]Спасение основано на вере, а не просто на крови.
Эволюция еврейской религии в корне отличалась от эволюции религии раннего Христианства. История еврейского народа и его религия тесно переплетаются друг с другом. Вера в Бога была необходима для сохранения племени, равно, как сохранение племени было важно для сохранности религии. Однако, в соответствие с законами сионистского государства Израиль, принадлежность расе является намного более важной, чем религиозная вера. Будущий предполагаемый иммигрант вовсе не обязан быть правоверным иудеем или исповедовать иудаизм для того, чтобы иммигрировать в Израиль; на самом деле, он может быть откровенным атеистом и коммунистом. Он должен только доказать свое еврейское происхождение. Сохранение этнической тождественности еврейского народа стало главной причиной существования иудаизма. На Среднем Востоке (а позже и по всему миру) евреи смешивались со многими народами, и тем не менее они сохранили свое этническое наследие и свои основные привычки и обычаи. Они являются единственным этническим меньшинством в западных странах, которые не ассимилировались с другими нациями за тысячи лет. В Вавилоне они жили в рабстве, затем под господством других народов в течение сотен лет и выработали свой свод законов, который дал им возможность выжить и даже процветать (как меньшинство!) во враждебном обществе. Когда они снимались с мест своего временного пребывания в Вавилоне, они были сильнее, более организованными и более этноцентрическими, чем когда‑либо до этого.