Особенности политической культуры России.
Современную политическую культуру нашего общества можно рассматривать в трех ракурсах: 1) выявление истоков ее возникновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, менталитета; 2) изучение ее современной структуры, определение ценностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздействия на общество; 3) обозначение тенденций и приоритетов развития политической культуры, определение ее места и роли в мировой цивилизации.
1. Политическая культура нашей страны в историческом плане весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этническими и конфессиональными факторами. В качестве основополагающих ценностей прошлого политического развития до нас дошли идеи самодержавной государственности, позволяющей существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало централизованное Российское государство, которое, по сути, предопределяло политическое развитие общества и индивида.
Характерным для нашей истории было слияние с государством церкви, которая являлась элементом государственности. Православная церковь сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи и того духа соборности, русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой политического мышления того времени.
Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру наложила коллективная форма общежития русского крестьянства — община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.
В 60-е гг. XIX в. в стране возникают благоприятные условия для развития политической культуры. Было ликвидировано крепостное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масштабная правовая реформа. Однако революция 1917 г. остановила данный процесс.
Большевики взяли курс на построение тоталитарного государства. Огосударствление всех сфер жизнедеятельности общества было доведено до предела. Политическая культура приобрела сугубо авторитарный, этатистский характер. Роль и функции, которые в обосновании русской государственности выполняло православие, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единственной и безраздельно господствующей государственной идеологией- Интересы отдельной личности полностью подчинялись интересам государства. Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательства человека перед государством. Роль закона была сведена практически на нет, так как принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а конкретные вопросы правовой регламентации разрешались в ведомственных нормативных актах органов управления.
С середины 50-х гг. в стране начались процессы либерализации, приведшие в конечном счете к распаду СССР и изменению основополагающих ценностных ориентиров и стандартов поведения, лежащих ранее в основе российской государственности.
2. Формирование новой политической культуры в ее системном виде фактически началось с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Процесс этот сложный и болезненный, связанный с ломкой стереотипов, приобретением новых качеств, и все это на фоне социально-экономического и духовно- нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры объясняется не только идеологическими факторами, но и отсутствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества находятся в процессе становления.
Сегодня, как и многие годы назад, политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый базовый ее элемент имеет свою антитезу (этатизм и анархизм, боязнь власти и нарушения законов, верноподданичество и крайний радикализм). Она является внутренне противоречивой, ибо наряду с сохраняющимися ценностями общинного коллективизма, групповой справедливости устанавливаются нормы, ориентирующие на развитие индивидуальной творческой, предпринимательской инициативы и активности. Характерными чертами российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем, склонность к несанкционированным формам политического протеста.
3. События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законо-твор-ческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной системы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в России. Здесь важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.
Говоря о специфических и самобытных чертах российской политической культуры, нельзя забывать о достижениях мировой цивилизации. Необходимо шире и интенсивнее использовать политический опыт, накопленный как внутри страны, так и вне ее. Перспективы развития российского общества зависят от достижения органического сочетания рыночной экономики, политической демократии, исторических традиций государственности, гуманистических естественно-правовых начал.
Национализм как идеология.
Национализм в его современном понимании зародился в XVIII веке как форма протеста против национального угнетения и бесправия. И направленная против колониальной зависимости и различных форм дискриминации националистическая идеология играет определенную прогрессивную роль:
- способствует объединению и освобождению нации;
- созданию независимых государств;
- развитию национальной культуры и защите национальных интересов.
Но в современных условиях, когда сложились государства, в которых сформированы правовые и территориальные особенности проживания реальных национальных общностей людей, националистическая идеология утрачивает свои положительные функции. По сути, она начинает делить людей по национальному признаку, более того, выясняя особое положение какой-либо нации. Национализм многолик и разнообразен как по содержанию, так и по формам проявления. Он может выступать и в облике фашизма и расизма, и под маской утонченной научности с позиции марксизма, либерализма, демократизма. Национализм может выражаться в форме патриотизма и готовности на жертвы. Во имя собственной нации до крайнего воинствующего экстремизма. Основные идеи национализма – признание индивидуальности и особенности собственной нации и приписывание ей особой исторической миссии. Н.Бердяев делил национализм на агрессивный, разрушительный и на национализм творческий, созидательный, способный вести народы на пути прогрессивных социальных изменений. В.И.Ленин тоже полагал, что национализм, пробуждающийся у угнетенных народов, имеет историческое оправдание.
В целом же оценка национализма зависит от того, каким политическим целям он служит. Одной из нынешних причин всплеска национализма в ряде стран является угроза культурной унификации, обусловленная развитием глобалистских тенденций. События на Северном Кавказе (война в Чечне, ингушско-осетинский конфликт и др.) свидетельствует о том, что национализм способен питать вооруженное насилие и стать его теоретическим обоснованием. Национализм может провести и к международному терроризму.
Радикальной формой национализма является фашизм. Фашистская идеология трактует одну конкретную нацию как высшую и вечную общность, основанную на единстве крови. В Италии фашистская партия под лидерством Б.Муссолини пришла к власти в 1922 году, в Германии Национал-социалистическая рабочая партия победила на выборах в 1933 году. Но если идеология итальянского фашизма стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь убедительной, то национал-социализм в Германии сумел сплотить различные социальные группы идей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. Немецкий вариант фашизма отличался высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Характерными чертами фашизма являлись диктаторские функции государства, ограничение прав человека, борьба с демократическими свободами, шовинизм, экстремистский национализм, стремление к внешней агрессии.В наиболее концентрированном виде все эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Майн кампф». Все народы на Востоке и Западе с его точки зрения следует считать «неполноценными», «нетворческими», «не имеющими государственно-политических способностей», т.е. народами рабов. Германцы же, напротив, должны подняться над славянскими народами до положения «единственного господствующего слоя, способного к образованию государства[33]». Вот такой вывод делает русский философ И.А.Ильин: «Величайшей трагедией фашизма было возрождение идолопоклоннического царизма. «Царизм» есть прямая противоположность монархизма. Царизм безбожен, безответственен, деспотичен; он презирает свободу, право, законность, правосудие и личные прав людей; он демагогичен, террористичен, горделив; он жаждет мести, славы и поклонения; он видит в народе чернь и разжигает ее страсти; он аморален, воинственен и жесток. Он компрометирует начало даже авторитарности и единовластия, ибо правление его преследует цели не государственные и не национальные, а личные».
В современных условиях фашистские силы принимают новое обличье, стремясь нередко отгородится от скомпрометировавшего себя в прошлом фашизма. Это явление называют неофашизмом. Фашистская идеология оказалась очень живучей, ее всплески наблюдаются и в XXI веке в различных странах и регионах мира. В ряде стран действуют легально или полулегально немногочисленные, но заметные молодежные объединения националистического, фашистского толка. Неофашистские силы широко применяют так называемую стратегию напряженности, организуя террористические и другие подрывные акты, чтобы создать у общества впечатление о полной неспособности нынешних режимов обеспечить порядок и стабильность.