Политика государства в сфере конфессиональных отношений в РБ
В республике идет процесс формирования законодательства о свободе совести, под которым понимается система нормативных правовых актов, прямо или косвенно воздействующих на динамику религиозной сферы. Законодательство о свободе совести характеризуется следующими особенностями:во-первых, большим количеством нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям, что обуславливает необходимость их упорядочения; во-вторых, опосредованным влиянием на религиозные процессы. В процессе совершенствования конституционно-правовой базы свободы вероисповеданий, деятельности религиозных организаций было бы целесообразно разграничить следующие три объекта правового регулирования: во-первых, собственно верующие; во-вторых, верующие как члены конкретной религиозной общины, в-третьих, религиозная организация как институт, субъект публично-правовых отношений. Политические и правовые решения опосредовали наличие двух этапов конфессиональной политики:либерально-демократическая модель государственно-конфессиональных отношений, принятая Республикой Беларусь в 1992 г., утвердив приоритет прав и свобод личности в государственной политике, имела и негативные последствия. Сведение к минимуму полномочий государства в сфере регулирования его отношений с религиозными организациями, во-первых, привело к напряженности в обществе, вызванной развернувшейся бесконтрольной деятельностью новых религиозных движений; во-вторых, активизация самих религиозных структур возродила интерес к религиозному фактору со стороны политических партий и общественных движений. Начало формирования новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятой в 1996 г. на всенародном референдуме Конституцией Республики Беларусь. Она подтвердила в качестве правовой основы вероисповедной политики государства такие цивилизованные нормы, как светскость государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций. Специальной компетенцией в области свободы совести наделен созданный Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь (1997 г.). Его задачами являются подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения правительства информационно-аналитическое обеспечение деятельности правительства по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Для нынешнего этапа формирования новой модели государственной конфессиональной политики Беларуси характерно признание того, что государство не вправе недооценивать значимость религиозной сферы общества, самоустраняться от разрешения возникающих в ней проблем, не вправе забывать.
Политика и религия
Политика - сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. Религия - специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с ним жизни. В основе взаимоотношений политики и религии, как и в любых других сферах общественной жизни, лежит комплексное соответствие - противоречие отдельных аспектов этих сфер. Анализ исторического развития позволяет выделить четыре типа взаимодействия: 1.Превращение государственной власти в центр религии Такое положение было типично для языческих государств, а ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу.2.Подчинение государства церковным учреждениям.Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья.3.Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти.4.Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР вплоть до полного подчинения церкви государству. Функции религии: Классовая играет двоякую роль. Она может санкционировать общественную эксплуатацию и в то же время возглавлять борьбу угнетенных масс за свое освобождение. Нравственно-воспитательная функция. Вера постоянно присутствует в сознании людей. Организационно-политическая функция. Религия культивирует часто политические действия, формирует идеологические и политические доктрины. Интеллектуально-познавательная функция. Религия, помимо всего, является мировоззрением.