Способы разрешения политических конфликтов

Наиболее распространенным способом поиска взаимоприемлемого решения являются переговоры. Т.е. это процедура вербального взаимодействия субъектов конфликта с целью достижения согласованного и устраивающего обе стороны решения. Т.е. это совместный поиск согласия. Важным условием успешного исхода переговоров является умение сторон держать дистанцию и не перейти черту эмоционального реагирования и личных выпадов. Важна психологическая установка на партнерство, умение убеждать

 
 

Нередки случаи, когда для урегулирования конфликта требуется приглашение третьей стороны - посредника. Роль посредника как правило исполняют уважаемые авторитетные люди, согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах. Посредник как бы сглаживает противостояние, может предложить компромиссный вариант.

Иногда в конфликте бывает необходимым сделать следующий шаг - третейское разбирательство или арбитраж. Стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе строго руководствуются общепризнанными нормами международного права, конституцией страны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны. Как средство мирного разрешения конфликта, третейское разбирательство известно с древнейших времен. Важным арбитром выступает конституционный суд. Уже сама возможность его использования должна удерживать участников политического процесса от действий противоречащих конституции.

Методы урегулирования политического конфликта.: компромисс (от лат. соглашение) - обычно трактуется как уступка некоторых требований, отказ от части собственных требований в пользу соглашения с другой стороной. Р.Арон заметил: "Соглашаться на компромисс - значит отчасти признать справедливость чужых аргументов, находить решение приемлемое для всех". Т.е. это метод мирного урегулирования, ориентированный на исключение насильственных форм. Компромисс

Консенсус - происходит от лат глагола sentre - чувствовать, понимать с помощью приставки con - имеющей значение совместного, взаимного действия, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Т.о. мирное урегулирование конфликта в рамках демократического политического режима можно представить как процесс, который начинается с признания частичной справедливости чужих аргументов и согласия на уступки в обмен на принятие взаимовыгодного решения.

Вопрос

Понятия м/н пол-й процесс равно как и понятие м/н отношения собирательные. Они обозначают совокупность действий и взаимоотношений гос-в, различного рода м/н организаций негосуд-го хар-ра по реализации групповых или общих интересов и целей. Говоря о м/н политике мы имеем ввиду целенаправленные действия в интересах совершающих их субъектов. Для данного гос-ва это будет внешняя политика. Понятие м/н пол-й процесс акцентирует внимание на механизме взаимодействий и воплощается в конкретных изменениях международной политсферы. Но это весьма условное

разделение понятий. В пол-й практике и публицистике зачастую это слова синонимы. М/н политика включает м/н политический процесс, а политический процесс ничто иное, как воплощение и выражение м/н политики.

В совр. политологической литературе нет единого подхода в определение основных субъектов м/н процесса. Встречается подход, согласно которому выделяются социальные и институциональные субъекты. Социальные: народы, нации, классы, другие соц-е субъекты (элиты, лидеры, личности). Институциональные субъекты- государства и их институты.

В принципе не отвергая этот подход, другие исследователи предлагают выделять 3 уровня субъектов:

1. государства - отдельные гос-ва или группа гос-в, проявляющие активность в м/н пол-й жизни. В настоящее время насчитывается более 200-х сот гос-в (230). По размерам территории, численности населения они делятся на крупные (Россия, Китай, США, Япония), средние (Англия,Франция, Турция и др.) и малые (Албания, Греция , Сингапур). По уровню социально-экономического развития выделяют индустриально-развитые, среднеразвитые, слаборазвитые. По наличию ядерного оружия страны подразделяют на ядерные (США, Россия, Китай, Англия, Франция), околоядерные (Пакистан, Украина, Израиль и др) и неядерные. Ясно, что наиболее влиятельными являются крупные страны с развитым экономическим и военным потенциалом.

2. Другим крупнейшим субъектом мировой политики являются межгосударственные объединения: пол-е, военно-политические, политико-экономические и др. союзы, блоки. В основе их создания, как правило, лежат совпадающие интересы, стремление использовать общие усилия для достижения каких то целей. Между участниками таких объединений складываются особые отношения, в какой-то степени сглаживаются противоречия, укрепляется взаимодействия в важнейших сферах. Не редко из таких отношений развиваются мощные интеграционные процессы (например, в западной Европе). На протяжении 50-80-х г.г. ХХ века наиболее влиятельными гос-ми объединениями являлись блок НАТО - Северо-Антлантический союз и Организация Варшавского Договора, которые включали стран различных ориентаций - капиталистической и социалистической. Противоборство этих двух объединений во многом определяло хар-р всей мировой политики. В нач. 90-х г. блок ОВД самоликвидировался. Важную роль в мировой политике играют такие региональные объединения как Лига арабских гос-в, Организация Африканского Единства и др. Важную роль играют м/н экономические объединения - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Организация стран экспортеров нефти и др.

3. третьим крупнейшим субъектом являются м/н политические организации правительственные и неправительственные организации (научные, спортивные, экологические и другие объединения). Наиболее универсальной и значимой является ООН, созданная в 1945 г. странами победительницами. Существенную роль играют комитеты по вопросам разоружения в Женеве и Нью-Йорке, Комитет по правам человека в Женеве и др.

Двигателем м/н пол-го процесса являются госуд-ые интересы. Основные гос-е интересы, обращенные во вне зафиксированы в уставе ООН: неприкосновенность суверенитета, обеспечение безопасного существования стран, невмешательство во внутренние дела, рост благосостояния граждан, гарантированность их прав и свобод. В наст время, когда чрезвычайно возросла взаимозависимость всех народов, требуется эффективное сочетание национальных интересов с общечеловеческими задачами, с перспективой сохранения человечества.

Под ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В Международном сотрудничестве, объединение финансовых рынков, циркулирование информации, стирание границ между цивилизациями, объединение перед глобальными проблемами.

Процессы глобализации по–разному оцениваются в научном сообществе. Можно выделить три основные позиции:

1. Оптимистическая позиция. Глобализация создает материальные предпосылки для постепенного сближения народов, выравнивания уровня их экономического и социального развития, укрепление демократии. Разум и интересы выживания помогут преодолеть разногласия между народами. (основной «распространитель демократии» - США).

2.Реалистическая позиция. Человечество еще не выработало иммунитета против насилия и войн, а они становятся все более разрушительными. Мощь человеческого разума может быть направлена не на созидание, а на разрушение. Не гарантии, что действия глобалистов могут служить интересам всего человечества. Стремление навязать свои ценности, правила одного гос-ва другому приводит к конфликтам, росту терроризма.

3. Пессимистическая. Глобализация - это инструмент скрытой эксплуатации, создание условий, позволяющих одним странам, и прежде всего США , получать различного рода выгоды за счет других. Неравенство будет продолжать расти, расти будет и международная конфликтность. Мировая власть США становится авторитарной и даже тоталитарной. Устраняют с политической арены неугодных правителей, воздействуют с помощью финансирования, кредитов на внутренние дела гос-в.

Вопрос

Наши рекомендации