Левого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к форми-
Рованию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной поли-
Тической системе и выполнять там определенные функции, называется полити-
ческой социализацией. Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в
политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить се-
бя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои
интересы.
Концепции
Так, классическая теория политической социализации, разра-
ботанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона, трактовала ее как
процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо вы-
полнять в сфере политики.
Другое авторитетное направление в политической науке (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает политическую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей, выдвигая, таким образом, на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека.
ТИПЫ
К ним можно отнести:
- гармонический тип политической социализации, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отноше-
ние индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских
обязанностей;
- гегемонистский тип, характеризующий негативное отношение человека
к любым социальным и политическим системам, кроме "своей";
- плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком
равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять
свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам;
- конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и
противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель
политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в
борьбе с политическими противниками .
Вопрос
Пол. Процесс («П.П.») - один из наиболее употребляемых терминов. В то же время следует отметить, что его трактовки очень разнообразны, и употребление данного термина не всегда отличается научной строгостью. Иногда пол. процесс отождествляют с политикой, противопоставляя какой-то другой сфере общественной жизни - экономике, социальной сфере и т.д. Зачастую пол-й процесс отождествляют с правовым процессом (хотя политика зачастую не регулируется нормами права).
Процессом обычно называют относительно однородные серии явлений, которые связаны взаимными причинами или структурно-функциональными зависимостями. Предшествующие серии явлений хотя бы частично обусловливают следующие за ними явления (например, процесс воспитания, процесс обучения).
Что же касается "П.П."то его можно представить как серию следующих друг за другом прерывистых (дискретных) состояний политического развития. Т.е. в таком понимании "П.П." предстает как смена состояний пол. системы, ее функционирование и изменение с течением времени, её эволюцию. "П.П." выражает динамику пол. жизни, изменения, происходящие в ней.
П.П. -последовательная смена состояний социально-политической действительности, которая происходит в результате действий полит. субъектов.
Одна из наиболее четких трактовок предлагают Пугачев, Соловьев: "П.П." представляет собой совокупность действий институционализированных и неинституционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку пол. системы ( можно перефразировать и сформулировать чуть проще – это последовательная смена состояний политической действительности, которая происходит в результате действий политических субъектов (институтов, лидеров).
С точки зрения внутреннего содержания "П.П." выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных взаимодействий субъектов, структур и институтов.
Первые теории "П.П." появляются в 19-20 веке. К.Маркс трактовал "П.П." преимущественно как классовую борьбу, которая сопровождала всю историю. Локомотивы истории - политические и социальные революции. Бентли предложил иную трактовку "П.П." как взаимодействие групп интересов и гос. институтов в борьбе за гос. власть. Для совр. пол. науки Запада в большей степени характерен подход к "П.П." как к определенному стилю политики. Стиль политики - это совокупность стандартных процедур выработки и принятия решений. Стиль политики во многом зависит от господствующих норм. Т.е как правительство подходит к решению проблем. Действует ли оно опережая, прогнозируя события или всего лишь реагирует на происходящее. Какова манера принятий решений: преобладание консенсуса или давления, когда решение навязывается правительством. Т.е с точки зрения данного подхода "П.П." определяется пол. стилем.
Несмотря на различные научные подходы к понятию "П.П." (борьба классов, взаимодействие групп интересов, изменение, пол. стиль) центральным его элементом является процесс выработки, принятия и реализации пол. решений. Ведь различные действия субъектов политики - участие в выборах, деятельность партий, групп интересов, революции - в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью - повлиять на принимаемые властью решения, либо самим прийти к власти, чтобы проводить в жизнь собственные решения. Следовательно структуру п.п. составляют: 1. Субъекты, движимые собственными пол. интересами. 2. Их действия в пол. поле. 3. Отношения, сложившиеся между субъектами политики (союзничество, соперничество, конфликты).
Различают несколько режимов протекания «П.П».:
Режим функционирования означает воспроизводство пол. системы, ее сохранение в рамках сложившихся взаимоотношений граждан и институтов гос. власти. Т.е. неизменность, традиции и преемственность обладают приоритетом перед инновациями ( например, в странах Востока).
Режим развития предполагает, что изменения в системе приводят к обогащению составных элементов, нарастает сложность пол. системы, возрастают её адаптивные способности, появляется более оперативный учет новых требований населения. Политика государства выходит на более высокий уровень, адекватно отвечает на вызовы времени.
Режим упадка - изменения в системе приводят к обеднению, упрощению составных элементов пол. системы. Ослабление пол. институтов. преобладают центробежные тенденции. Принимаемые решения утрачивают способность управлять и реагировать на социальные вызовы. Сам режим теряет стабильность и легитимность (большинство бывших постсоциалистических стран).
Циклы П.П.: Пол. система воспроизводится циклами разного масштаба. Именно деятельность политических институтов обычно задает для конкретных обществ циклы пол-го процесса. Для демократических стран характерен избирательный цикл как временная единица избирательного процесса (4-х -5 летний). Время выборов в высшие исполнительные и законодат. органы власти - это время высокой пол.активности, межвыборный период более спокоен.
Помимо избирательной, существует и другая ритмология. Более оживленными периодами пол. жизни являются сессионные заседания парламента, проходящие два раза в год. В период между сессиями (парламентские каникулы) пол. жизнь обычно затихает.
Если вспомнить Сов. Союз, то пол. циклы были связаны с проведением партийных съездов, решения которых предопределяли развитие страны за несколько лет вперед. В ряде развивающихся стран циклы зависят от военных переворотов, изменяющих всю прежнюю институциональную систему гос-ва.
Вместе с тем циклы пол. процессов не стоит сводить только к деятельности властных институтов. Помимо пол-х, они в значительной степени обусловлены экономическими, демографическими, психологическими факторами. Представители психологии полагают, что в основе многих изменений циклического хар-ра лежат психологические ритмы, а именно большие колебания общественного сознания - от недоверия и скепсиса до легковерия, всплеск пол. активности, угасание пол. активности.
Российская история имеет свою особую ритмологию. Период реформ как правило проводится сверху, сменяясь контрреформами, нередко сводившие на нет все благие начинания прежних реформаторов. Лидера-реформатора зачастую сменял лидер реакционер.
Вопрос
Типы пол-х процессов. Наиболее простое деление на внутриполитические и внешнеполитические . 1-е представляют собой серии изменений происходящих внутри конкретной страны. 2-е - результат взаимодействия государства с другими государствами в рамках системы м/н отношений.
Выделяют локально-региональные п.п., т.е. которые протекают на уровне региона или регионального сообщества (в рамках определенной структурной единицы - напр. Западная Европа, Юго-вост. Азия). Глобальные процессы предполагают предельно высокий уровень, охватывающий мировое сообщество в целом. Конечно, процессы протекающие на разных уровнях политики - региональной или мировом - не являются изолированными и оказывают друг на друга влияние.
По значимости для общества можно подразделить на базовые и периферийные. Базовые оказывают принципиальное влияние на формы и способы отправления власти (напр. законодательный процесс), периферийные оказываются значимыми лишь в пределах определенных пол-х ассоциаций (партии, группы давления).
Другой критерий по хар-ру участия масс в политике - автономные, т.е. осуществляются добровольно, на основе собственного выбора, либо мобилизованные действия (вынужденные подкупом, страхом).
По средствам осуществления политики п.п. подразделяются на насильственные, когда их участники ради достижения цели используют применение незаконных средств и даже оружие, ненасильственные, в которых применяются разрешенные , легальные средства пол-й борьбы.
По степени публичности осуществления пол-й элитой своих функций п.п. может быть открытым, т.е. гласным, с предоставлением и общественности необходимой информации, или теневым, когда идет закулисная, подковерная борьба в высших эшелонах власти.
Существует цивилизационный принцип типологии пол-х процессов. Выделяют западный «П.П». и «П.П.» незападного типа. Обобщая черты незападного типа амер. специалист в области сравнительной политологии Л.Пай разработал идеальный тип, выделив 17 пунктов, по которым пол.-е процессы в незападных обществах отличаются от пол-х процессов на Западе.
Вот некоторые из этих пунктов:
1. В незападных П.П. сфера политики не отделена четко от сферы общественных и личных отношений.
2. Интенсивность и широта политических дискуссий мало связана с принятием пол. решений (т.е. решения принимаются узким кругом лиц, без учета мнения общества).
3. Высокая степень совмещения политических ролей и функций (т.е. нет четкого разделения властей, нет четкого разделения функций между политич. институтами; власть монополизирована).
4. Велика роль харизматических лидеров.
По характеру взаимоотношений выделяют горизонтальный п.п., который строится на признании формального равенства и относительной автономности его пол-х субъектов, которые сотрудничают, соперничают друг с другом в рамках правил игры (нравственные требования, юрид-ие нормы). Характерны многочисленные консультации, переговоры участников пол-го процесса, каждый жертвует чем то для достижения консенсуса, для достижения общей цели.
Вертикально организованный процесс - взаимоотношение между обществом и государством складывается как взаимоотношения между управляющими и управляемыми. Иерархическое подчинение. Политич-ая инициатива исходит сверху.
3. Особенности политического процесса в современной России. Полт-й процесс в России с трудом поддается таким строгим определениям как реформирование, модернизация, демократизация. Переживаемый сегодня период зачастую называют переходным - переход от одного качественного состояния к другому (переход от недемократического режима к стабильной демократии). Все сложности, проблемы политической жизни, половинчатость, искаженность нашей так называемой демократии связывают с переходным процессом. Но нет четкой определенности ни в массовом сознании ни в интеллектуальных кругах, куда мы переходим. Нет демократических векторов развития. По мнению политолога И.Клямкина, Россия находится в состоянии воспроизводства одного и то го же качества, система воспроизводит себя.
Несмотря на провозглашение принципа разделения властей, пол. процесс в России носит вертикальный хар-р. Центральное место занимает полит. воля, структуры власти. Именно личности, а не пол. институты находятся в центре пол-го процесса. Во многом это обусловлено неразвитостью гр. общества (слабость партий, общественных объединений, движений), низкой правовой и пол-й культурой. В этатистких гос-х, где неразвито гр.общество, гос-во как правило оказывается той единственной осью, которая обеспечивает целостность социального организма. Все пол-е инициативы преимущественно исходят из верхов. Во взаимодействии - власть – обществ - пол-ая инициатива принадлежит гос-ву.
Одной из особенностью является неструктурированность пол-го процесса. Многообразие участников «П.П» лишь мнимое, поскольку реальная роль и функции пол-х институтов (партии, парламент) весьма ограничена. Концентрация власти в едином центре - большинство пол-х функций сконцентрировано в руках президентских структур, монополия на власть одной пол.силы без реальной конкуренции.
Чрезмерная концентрация пол.власти и ресурсов в руках правящей элиты заставляет контрэлиту (оппозицию) выступать в качестве револ-х движений, а не пол-х оппонентов. Отсутствие консенсуса между участниками пол. процесса, принципиально разно понимание ценностей свободы и демократии. Идеологические противостояния дополняется противостоянием на основе экономических факторов (пол. процесс отличается впаданием в крайности: либо монолитное единство (хотя конечно созданное искусственно, либо противостояние, нет культуры консенсуса, здоровой оппозиции.
Отличительной особенностью российского «П.П.» является его теневой, закрытый хар-х. Многие принимаемые решения не обсуждаются ни в парламенте, ни в обществе. Пол-ая система слабо воспринимает сигналы идущие от общества.
«П.П.» в современной России По многим своим характеристикам аналогичен «П.П.» незападного типа (велика роль харизматических лидеров, эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют рациональные поиски решений конкретных вопросов и т.д.).
Растет обеспокоенность криминализацией «П.П.» В пол. партиях, в парламенте имеются деятели криминального мира, депутатские мандаты гарантируют депутатскую неприкосновенность; криминальные структуры финансируют деятельность партий.
Вопрос