Защита культурных ценностей

Конвенция о защите культурных ценностей в случае воору­женного конфликта, принятая на международной конференции в Гааге 14 мая 1954 г., предусматривает следующие меры: а) за­прещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или поврежде­нию этих ценностей в случае вооруженного конфликта; б) за­прещение, предупреждение и пресечение любых актов кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей; в) запрещение реквизиции и при­нятия любых репрессивных мер, направленных против культур­ных ценностей. Первый Дополнительный протокол 1977 г. за­прещает какие-либо враждебные действия, направленные про­тив тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Протокол дополняет систему га­рантий защиты культурных ценностей, введенную Гаагской конвенцией 1954 г.

Наиболее важные культурные ценности берутся под специ­альную защиту и включаются в Международный реестр куль­турных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря

§ 8. Окончание войны и его правовые последствия 493

ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности по­лучают военный иммунитет и воюющие обязаны воздержи­ваться от любого враждебного акта, направленного против них.

Культурные ценности, находящиеся под специальной защи­той во время вооруженных конфликтов, должны быть обозна­чены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение неза­конного ввоза, вывоза и передачи права собственности на куль­турные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны ино­странной державой.

§ 8. Окончание войны и его правовыепоследствия

Прекращение военных действий осуществляется различны­ми способами и оформляется соответствующими официальны­ми актами, порождающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения воен­ных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., «приостанавливает военные дейст­вия по взаимному соглашению сторон». Общее перемирие яв­ляется полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательст­во на законы и обычаи войны, влекущее международную ответ­ственность.

Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное ос­вобождение и возвращение всех военнопленных в установлен­ные сроки.

Другим способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны.

После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Бер­лине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет со­бой этап на пути к прекращению состояния войны.

Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право

Прекращение состояния войны— это окончательное урегули­рование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекра­щением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния вой­ны — восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительства­ми, возобновление ранее заключенных двусторонних догово­ров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегулиро­вания, прекращения состояния войны является заключение мир­ного договора.

После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Па­рижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.

В статьях договоров говорится о границах соответствующих государств, об их политических обязательствах осуществлять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и рести­туциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о репатриа­ции военнопленных, о финансовых и экономических взаимоот­ношениях и т. д.

Послевоенной практике международных отношений извест­ны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состоя­ние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х гг. XX в. односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении гер­манских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вра­жеского государства, утратили силу.

Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были решены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ, дру­гими двусторонними договорами ряда государств с ГДР и с

Литература

ФРГ, а затем и многосторонним актом — Договором об окон­чательном урегулировании в отношении Германии, подписан­ным 12 сентября 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Велико­британии, США, СССР и Франции. Договор провозгласил, что «объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» и что Великобрита­ния, США, СССР и Франция «прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом».

Советский Союз и Япония, подписав 19 октября 1956 г. со­вместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состоя­ние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступ­ления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отно­шения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в определенных слу­чаях акт прекращения военных действий может отождествлять­ся с актом прекращения состояния войны, т. е. охватывать сво­им содержанием не только прекращение огня, но и всесторон­нее мирное урегулирование. Характерно в этом плане Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписанное 27 января 1973 г.

Прекращение состояния войны между находившимися в конфликте государствами — это не только акт нормализации соответствующих двусторонних отношений, но и важный фак­тор упрочения международного мира.

Литература

Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Богуславский М. М. Международная охрана культурных цен­ностей. М., 1979.

Егоров С. А. Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов // Советский еже­годник международного права. 1986. М., 1987.

Котляров И. И, Выполнение Россией договорных обяза­тельств по международному гуманитарному праву: история и

^

Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право

современность // Московский журнал международного права. 2003. № 1.

Котляров И. И. Международно-правовое регулирование воо­руженных конфликтов. М., 1984.

Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1989.

Полторак А. И., Савинский Л. И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.

Фуркало В. В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.

Глава 20 ТЕРРИТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

§ 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму

Планету Земля — ее сушу, воздушное пространство, Миро­вой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела — с точки зрения правового режима можно раз­делить на три вида: 1) государственная территория; 2) междуна­родная территория (пространства с международным режимом); 3) пространства со смешанным правовым режимом.

Государственная территория представляет собой пространст­во, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной территории вхо­дят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Государство своим законодательством устанавливает правовой" режим территории в целом и ее частей. Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами дан­ного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определен­ных участков сухопутного пространства).

Международная территория — это пространство с междуна­родным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное про­странство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрис­дикции, космическое пространство, включая Луну и другие не­бесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Пространства со смешанным правовым режимом имеют суще­ственные особенности: прибрежные государства наделены суве­ренными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государст­вами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с

Глава 20. Территория и международное право

международными нормами и правилами прибрежных госу­дарств. К этим пространствам относятся исключительная эко­номическая зона и континентальный шельф.

Что касается Арктики, то эта северная полярная часть Земли включает различные по правовому режиму территории: государст­венные, со смешанным и международным правовыми режимами.

В состав государственной арктической территории, помимо материковой части приарктических государств (России, Дании, Норвегии, Канады и США), прилегающих внутренних морских вод, территориального моря, включаются земли и острова, на­ходящиеся в их полярных секторах.

Принято считать, что полярные сектора приарктических го­сударств находятся к северу от их побережья между меридиана­ми, проходящими по крайним точкам побережья и сходящими­ся в точке Северного полюса.

К северу от государственной территории, так же как и в дру­гих частях Мирового океана, находятся: исключительная эко­номическая зона и континентальный шельф, открытое море и район морского дна за пределами национальной юрисдикции.

Большая часть Северного ледовитого океана покрыта льдом. Низкие температуры существенно снижают способность восстанов­ления природного равновесия в этом районе, а в некоторых случаях делают ее практически невозможной. С учетом таких особенностей в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. предусматривается пра­во прибрежных государств принимать законы и обеспечивать их со­блюдение в целях предотвращения загрязнения морской среды в по­крытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны. При издании законов принимаются во внимание интересы су­доходства, защиты и сохранения морской среды.

26 ноября 1984 г. в СССР был принят Указ Президиума Вер­ховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северно­му побережью СССР».

Наши рекомендации