Путч - государственный переворот, совершенный группой заговорщиков или попытка подобного переворота.

2.Политическое развитие и его параметры

Политическое развитие есть результат политических изменений, означающих последовательную смену качественных состояний политической системы в целом и отдельных её составных частей. Пол.система становится более гибкой, более оперативно учитывает требования граждан. Т.е.пол. развитие основано на качественных изменениях.

(Например, смена монарха или президента, это есть полит.изменение, изменение формы правления с монархической на республиканскую и появление более эффективных полит. институтов – это полит.развитие. Само развитие возникает в результате политических изменений ( в то же время, понятно, что не все изменения приводят к развитию, например, реформы сер.80-х г.г. не вывели Россию в иное качественное состояние).

При полит. развитии происходит политическая институционализация, т.е. процесс в котором организации и методы действия приобретают устойчивость, стабильность и способность осуществлять изменения без собственного разрушения. Главной характеристикой политического развития является категория «рационализации», означающая:

· четкую дифференциацию функций полит. институтов и оценку их деятельности исходя из результативности;

· национальную интеграцию на основе национальной идентичности;

· социальную мобилизацию (быстрые количественные и качественные изменения социального положения больших масс населения в процессе урбанизации, образовательного и профессионального роста, увеличения социальной мобильности (множество социальных лифтов, которые «поднимают» человека на ступень выше) и как следствие – вовлечение людей в полит.процесс

· более четко выраженная артикуляция интересов социальных групп (появляется множество добровольных ассоциаций), агрегирование интересов (с помощью полит. партий).

Вступила Россия в этап развития? Политическими механизмами развития является четкое разделение властей и система сдержек и противовесов, которых у нас нет, развитый парламентаризм, независимая судебная система, независимые СМИ (журналистика вытеснена пропагандой) – четкой дифференциации функций полит. институтов так и не произошло. Сохраняется иррациональная (эмоциональная) оценка политиков, не на основе конкретных результатов.По результатам социологических исследований, значительная часть респондентов свое доверие В.Путину объясняют его личными качествами. Отсутствует ценностный консенсус в обществе (общество делится на «традиционное» и «современное»). Идет закрытие каналов социальной мобильности, лифтов по которым можно подняться вверх. Например, социолог Горшков утверждает, что средний класс сокращается (ухудшились условия для развития малого и среднего бизнеса). Общество по прежнему остается аморфным, полит. партии не выполняют функцию посредника между гр.обществом и государством (само слово партия означает «часть», что предполагает выражение интересов определенной части общества, у нас же «Единая Россия»,»Справедливая Россия» Пропаганда Ед России в СМИ – 2000 г. – 30 %2003 – 47 %, 2007 - 93 %)

К числу параметров (движущие силы )политич. развития исследователи относят следующее:

· У.Ростоу, С.Липсет в качестве основной причины политического и общественного развития выделяют развитие экономики и как следствие изменения в социальной сфере (уменьшение конфликтов, перераспределение политических ресурсов и снижение антагонизма, возрастание урбанизации, повышение образования распространение культуры)

· К.Дойч основным фактором пол.развития называет изменение в системе ценностей и моделях поведения. В результате все большее количество людей, целых социальных групп, ранее стоявших вне публичной жизни, меняют свои установки. Эти субъекты начинают осознавать, что политика напрямую касается их частных интересов, что от решений, принимаемых властью, зависит их личная судьба. Появляется все более осознанное стремление к участию в политике, к поиску механизмов и способов воздействия на принятие государственных решений.

· Т.Парсонс причиной полит. развития называет более четкую функциональную диффиринциацию(т.е. четкое разделение функций и компетенций) и как следствие повышение адаптивной способности системы и все большее удовлетворение требований граждан

· С.Хантингтон отмечает, что основным фактором политического развития является увеличение институционализации интересов (т.е. участие в политике носит не стихийный, а все более институционализированный хар-р). Следствием является рост участия граждан в общественных делах.

· Г.Алмонд, Г.Пауэлл обращают внимание на культурную секуляризацию, т.е.постепенное упразднение религий и идеологий в пользу закрепления прагматичного и рационального мышления.

· Л.Пай выделяет в качестве одного из факторов развития назначение на государственные посты по принципу компетентности.

42вопрос.

Пол-й конфликт - это теоретическая и практическая борьба субъектов политики, обусловленная противоположностью их пол-х интересов, целей, ценностей и взглядов. Т.Е в основном это борьба за власть, за политическое доминирование.

Отлич-е особенности полит. конфликта:

1. Предметом политического конфликта являются специфические ресурсы - государственная власть, полит. институты, политический статус, политические ценности, идеи, символы.

2. Субъектами полит. конфликта выступают индивиды (полит. лидеры), полит. партии, фракции (часть полит. партии представленная в парламенте), полит. институты, полит. движен., госуд-ва, нации, классы, группы.

2.Одной из форм политических конфликтов являются политические дискуссии 9теорет. борьба), они отличаются особой ожесточенностью. Оппонент зачастую стремится не только к тому, что бы опровергнуть идеи своего соперника логическими и научными аргументами, но и дискредитировать их дискредитируя автора. То есть стремление поражать не только идеи, но и саму личность противника. Отсюда такие распространенные в политике методы и приемы борьбы как компромат, шантаж противника, словесная агрессия (в дебатах: стремление обратить внимания телезрителей на какие нибудь неприятные факты биографии, которые способствовали бы падению рейтинга).

3. Политический конфликт предполагает мобилизацию (привлечение) наибольшей численности сторонников каждою из конфликтующих групп. Масштабы мобилизации могут повлиять на исход конфликта (Ельцин, Хасбулатов, первоначально как правовой конфликт, затем перерос в политический).

В мировой политической мысли существует многочисленные концепции, раскрывающие причины возникновения конфликтов.

Можно выделить 2 основных подхода к выявлению причин полит. конфликтов:

1.Восходит к Аристотелю. Главным источником конфликтов считал имущественное неравенство и неравенство получаемых почестей.

2.Другая точка зрения связана с именем Т.Гоббса. Война всех против всех – это есть естественное состояние общества. Конфликты обусловлены самой эгоистической природой человека.

1. Одной из самых влиятельных долгое время была диалектическая концепция Маркса: Согласно данной концепции экономические отношения, прежде всего отношения собственности определяют организацию всего общества. Экономическая организация любого общества, где есть частная собственность (исключая будущее коммунистическое) неизбежно порождает классовый конфликт. Согласно Марксу конфликт имеет два полюса: эксплуататоры и эксплуатируемые, т.е. рабы и рабовладельцы, крепостные крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия. Он обратил внимание, что чем больше поляризованы борющиеся классы, тем выше насильственность конфликта.

Исходя из марксистской теории в советское время отвергалась возможность возникновения полит конфликтов, т.к. в совет. обществе нет антагонистических классов. Поэтому конфликты загонялись в глубь.

2. Согласно учению нем социолога Г. Зиммеля, конфликт выражает не просто столкновение интересов, а возникает на основе инстинктов враждебности (его работа – «Человек как враг»). Источником конфликтов является внутренняя биологическая природа людей, а столкновение интересов лишь обостряет борьбу, но не является ее основной причиной. Поэтому он не соглашался с Марксом, что возможно полностью гармоничное бесконфликтное общество. Это утопия. Если Маркс подчеркивал, что антагонизм обусловлен диспропорциями в социально-экономической структуре, то Зиммель считал антагонизм психологическим. Приходит к выводу о том, что менее острые конфликты усиливают интеграцию системы, т.к. препятствуют возникновению острых и разрушительных конфликтов. Важным условием является нормативное регулирование конфликта и его институционализация (введение конфликта в правовые рамки). Т.Е. важно обнаружить конфликт на раннем этапе и начать его регулировать.

3. ЛьюисКозер(США) - «концепция позитивного функционализма». Он утверждал, что не следует рассматривать конфликт лишь негативно. При определенных условиях конфликт может способствовать сохранению и возрастанию адаптивности системы. Т.е. конфликт может играть стабилизирующую роль. Проблема в том, как уменьшить негативные последствия конфликта и усилить положительные функции конфликта. Конфликт он рассматривает как бы симптом болезни. Конфликты сигнализируют обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях. Если этот симптом вовремя распознать, можно избежать худших последствий. Конфликты стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль (принимаются новые законы, устанавливаются новые правила, проводятся реформы, создаются новые институты). Чтобы избежать развитие болезни (эскалации конфликта), нужно решать противоречия на ранних стадиях. Мировой опыт, в том числе нашей страны, говорит о том, что там, где конфликты насильственно пресекаются либо назревшие противоречия не замечаются, они переходят на скрытый (латентный) уровень; тем самым упускается возможность мирного разрешения противоречий. Рано или поздно конфликты проявят себя, но уже в более разрушительных формах. В обществах с высокой дем. культурой конфликты не приводят к разрушительным результатам, т.к. вовремя регулируются. Дезинтеграция в обществе возникает не из за конфликтов. А из – за неумения их регулировать, профилактировать. Т.е. проблемы начинаются тогда, когда конфликты загоняются в глубь.

4. Нем. исслед Ральф Дарендорф. В отличие от Маркса он утверждал, что источником конфликтов является не собственность, а власть. Неравенство политического положения (господствующее и подчиненное) является причиной полит. конфликта. Конфликты обостряются в том случае, если власть монополизируется одной частью населения, а другая часть лишается доступа к власти и перспективы её дальнейшего получения. Неравенство полит. положения порождает неравенство обеспечения благами (неравенство жизненных шансов). Группы, занимающие подчиненное положение стремятся получить доступ к власти и улучшить свое благосостояние. Доминирующие группы противодействуют этим стремлениям. В закрытых обществах неизбежны социальные революции. Открытые общества способны регулировать конфликты, предотвращать их крайние формы (песть дем институты и процедуры. Способствующие участию в принятии решений – выборы, референдумы, общественные движения, местное самоуправление).

5. Психологические концепции. З.Фрейд, К.Юнг. Согласно Фрейду основой конфликтного поведения являются психические фрустрации (подавленные желания). Воля к власти, агрессивность, жажда господствовать – все это может быть вызвано нереализованными желаниями. Согла сно Юнгу каждый человек производит избыточную психическую энергию. Эта энергия и есть источник конфликтов. Развитие культуры постепенно подчиняет природу человека (ставит печать цивилизации). Однако зачастую эта энергия вырывается на свободу и начинается волна безумия. Затем вновь наступает затишье.

Обобщая концепции, можно выделить следующие источники полит. конфликтов:

1. Социальные источники – иерархичность общество, несовпадение статусов, неравномерное распределение ресурсов, неравномерное распределение прав и свобод.

2. Экономические источники – неравномерное распределение материальных благ.

3. Психологические источники – инстинкты враждебности и агрессивности, заложенные в природе человека.

4. Культурные источники – расхождение в ценностях, идеалах, различия политической культуры. Природу конфликта следует искать во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам.

5. Источником может быть неадекватное удовлетворение потребностей (потребности различные – экономические, духовные, потребность в безопасности, в общественном признании) Подобный подход разделял известный русско-американский социолог П. Сорокин. "Непосредственной предпосылкой всякой революции, - писал он,- всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения..."2. К числу базовых инстинктов ученый отнес потребность в жилище, пище, одежде, коллективного самосохранения, потребность в самовыражении, творческой работе и свободе. Современные ученые, продолжая это направление, к числу базовых относят также и потребность экономической безопасности (желание сохранить свою работу и заинтересованность в увеличении заработной платы), а также потребность в идентичности, иными словами - принадлежности к определенной группе. Но конфликты порождаются не самими потребностями, а неадекватностью средств их удовлетворения, что вновь позволяет поставить вопрос о социальной организации общества и отношениях неравенства.

6. Источником конфликтов могут быть процессы идентификации (процесс и результат принятия человеком определенной социальной позиции и одновременно дистанцирование от другой позиции). Субъект отождествляет себя с определенной группой (этнической, религиозной, идеологической) и антогонистически настроен по отношению к другим группам

Наши рекомендации