Личность как субъект и объект политических отношений
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа Субъект политики — это ее творец. Важнейшим качеством его является активность. Основные признаки субъективности:
· возможность и способность принятия пол-х решений,
· способность повлиять на принимаемые решения,
· наличие необходимых средств для реализации решений.
Объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта.
Субъект и объект способны меняться местами. Каждый субъект, оказывая воздействие, сам в то же время попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.
Место человека в политической жизни издревле является предметом дискуссий. Уже в древности появились концепции, к-е по разному оценивают отношение личности к политике и гос-ву.
Патерналистская концепция (восходит к Конфуцию) уделяет человеку роль простого исполнителя царской воли, т.е. пассивного бессознательного участника политики. Согласно Конфуцию, младшие должны подчиняться старшим, а гос-во - это большая семья, где вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. Т.е. согласно данной концепции, рядовой человек простой исполнитель, объект.
Платон также рассматривал рядового человека как объекта политики и власти, который должен полностью подчинятся гос-ву и беспрекословно выполнять его волю. Идеальный гражданин – это послушный гражданин, беспрекословно выполняющий волю государства.
Т.Гоббс также отстаивал позицию подчинения человека гос-ву. Необходимость подчинения он мотивировал неразумной, эгоистической природой человека, которая нуждается в жестком контроле со стороны гос-ва. (вспомните его «Левиафан», где он делает вывод о том, что «человек человеку – волк», и дабы защитить людей от самих себя в государстве нужна жесткая власть, а свободы человека должны быть очень ограничены). Т.е. в его теории человек выступает лишь объектом политики, который нуждается в контроле и подчинении.
Либеральная концепция. Противоположную позицию занимал Дж. Локк и его последователи (Ш.Монтескье, Дж. Мэдисон, Т. Джефферсон и др). Дж. Локк является основателем теории либерализма. Либерализм ставит личность в центр политики. Индивид рассматривается как источник власти, гос-во должно быть подконтрольно обществу. Необходимо не подавление, а согласование интересов свободных индивидов. Государство – это слуга народа, и народ должен постоянно следить за тем, чтобы оно не превращалось в его хозяина ( защищать свои интересы, отстаивать свои права, контролировать деятельность властей и т.д.)
Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Т.Е. положение человека в обществе, степень участия в пол-ке определяется уровнем прав и свобод, которыми он наделен. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.
Действие личности в политике зависит от многих условий:
1. Уровень развития пол-й системы. Существенной предпосылкой активного участия является демократический политич. режим, который обеспечивает демократичность пол-х процедур, гарантирует права и свободы граждан.
2. Наличие определенной политической культуры (гражданской кул-ры, где люди стремятся участвовать в пол-ке, стремятся отстаивать свои интересы). Необходим высокий уровень политической грамотности, образованности населения. Неграмотный человек является объектом полит-го манипулирования.
3. Наличие экономических, материальных предпосылок. Для участия человека в пол-й деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. ( если нет этого удовлетворения, то большая часть энергии расходуется на элементарное выживание, и нет ни времени, ни сил, ни желания интересоваться политикой). Неэффективная деятельность гос-ва власти приводит к пол-ой апатии и пассивности.
Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.
Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д. Участие личности в политике напрямую зависит от доступа к ресурсами власти.
Формы политического поведения и участия личности:
- Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
- Личность, профессионально занимающаяся политикой;
- Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);
- Личность, проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;
- Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;
Вопрос
Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.
Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени[4].
Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.
Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.
Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.
Общие принципы:[
Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;
· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;
· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;
· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;
· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);
· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;
· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.