Личность как объект и субъект

Общественных отношений

Наиболее четко личность как субъект общественных отношений предстает в ролевой теории (Р. Мертон, Р. Дарендорф). Из отечественных социологов ролевую тео­рию развивает И.С. Кон.

Автор теории ролей Т. Парсонс проводит четкое раз­личие между личностью как психологической структурой и субъектом социального действия. Ролевая теория лич­ности выводит социологов не только на понятие «роль» – образец ожидаемого поведения индивида, но и на поня­тие «статус» личности – место, занимаемой ею в данной системе, сопряженное с совокупностью прав и обязанно­стей, реализация которых и формирует роль. Понятие ста­туса применимо не только к личности, но и к различным социальным группам, слоям. Иногда понятие «статус» за­меняется терминами «позиция», «социальная позиция».

Личность в ролевой теории – это определенный на­бор социальных ролей, которые выполняет человек: сту­дентка, мать, жена, молодая женщина; преподаватель, уче­ный, отец семейства, заядлый рыбак – в одном лице. Сис­тематизация ролей была сделана также Т. Парсонсом, ко­торый считал, что роль описывается следующими характе­ристиками: а) эмоциональной – отношение к роли, сдер­жанное или раскованное; б) способом получения – одни роли предписаны человеку (наследный принц), другие за­воевываются; в) масштабом – президент, академик, сле­сарь, учитель, банкир; здесь имеет значение то, что часть ролей в обществе строго ограничена социальными ресур­сами или структурой общества, другая – размыта; г) фор­мализацией – действие в строго установленных рамках или относительно произвольное; д) мотивацией – для чего, с какой целью выполняется та или иная роль.

Взаимодействие между субъектами в обществе – это взаимодействие их социальных ролей. Но роль – это не просто то или иное социальное действие. Роль – это нор­мативное понятие. Что это означает?

1. Это определенный тип поведения, соответствую­щий роли. Так, например, студент не может во время лек­ции взять в руку мячик и запрыгать по аудитории, но это может сделать трехлетний ребенок.

2. Роль – это требования к поведению, определенные предписания; так, каждая профессиональная, обществен­ная роль предполагает выполнение человеком определен­ных, например, должностных обязанностей.

3. Как нормативное понятие, роль определенным об­разом оценивается окружающими, ожидаемая роль со­держит в себе оценочный момент.

4.Санкция – социальные, правовые или моральные последствия невыполнения предписанной роли. За невы­полнение должностных обязанностей человек может под­вергнуться и моральному осуждению, и юридическим санкциям.

Личность как субъект действия характеризуется ожи­даемыми от нее ролями (студента, преподавателя, декана, ректора, уборщицы), роли могут быть как предписанными, приемлемыми, неприемлемыми, так и случайными, но са­мое главное, что через различные социальные роли проис­ходит развитие сущностных сил личности.

Что касается роли статуса личности, то это понятие институциализированное, то есть определяется тем соци­альным институтом, в котором действует человек, и зави­сит от его конкретной деятельности и ее видов. Например, вы­сокопоставленный чиновник может быть плохим отцом или сыном. Но его социальный статус в обществе все же будет определяться его должностью, образованием, пре­стижем профессии, властью и т.д., а не взаимоотноше­ниями в семье. Для того чтобы конкретизировать понятие «статус», вво­дится понятие «неформального статуса». Так, статус ли­дера студенческой компании отличается от статуса ректора института, а статус мужа – от статуса ми­нистра или главы правительства. Статус – это социальное ранжирование. Здесь с личностью могут возникать раз­личные драматиче­ские ситуации, когда статус личности ни в коей мере не со­ответствует ее представлениям о себе, месту, которое она занимает в обществе. Так, в советское время многие талант­ливые художники, поэты, писатели, творчество которых не вписывалось в «социалистический реализм», рабо­тали дворниками, грузчиками, истопниками. В годы пере­стройки часть представителей интеллигенции (врачей, учителей, ма­тематиков, «физиков и лириков») стала мел­кими торгов­цами, «челноками», где прошлый уровень об­разования и культуры не имеет решающего значения.

Статус можно приобрести от рождения (националь­ность, социальное происхождение, место рождения), дру­гие статусы достигаются.

Особую роль играет генеральный статус человека – с его правами и обязанностями гражданина той или иной страны, члена общества.

В рамках ролевой теории развиваются идеи ролевого конфликта. Он может быть внутренним, в рамках набора ролей (студент – молодой отец), такой конфликт называ­ется межролевым; чаще всего возникают конфликты ме­жду формальными и неформальными ролями. Более серь­езные ролевые конфликты – это конфликты, связанные с невыполнением предписанных общественных ролей, кон­фликт между личностью и обществом [54. С. 306-308].

Как субъект общественных отношений личность ха­рактеризуется способностями, потребностями, установ­ками, мотивами поведения, ценностными ориентациями и интересами. Все это может быть реализовано через дея­тельность. Личность индивидуальна и автономна. Она ха­рактеризуется определенной степенью независимости. Личная независимость во многом связана с развитием са­мосозна­ния личности, ее культурой, волей, способностями к само­анализу, самоконтролю. Ясно, что чем более высо­кий уро­вень культуры у человека, чем более развитым яв­ляется его самосознание, тем более он независим и свобо­ден от окружающей среды. С этой точки зрения личностью явля­ется человек, определивший свое отношение к соци­альной среде, духовным, нравственным, эстетическим ценностям общества.

Но личность – это и объект общественных отноше­ний. Она может развиваться только в обществе, под воз­действием общества. Воздействие социальной среды начи­нается со становления деятельного индивида (развития сознания, усвоения языка, усвоения культуры, умения об­щаться). Личность становится объектом воздействия фак­торов макросреды и микросреды: всего общества в целом и ближайшего окружения (семьи, родственников, друзей, коллектива). Личность застает общество на том или ином этапе его развития, экономического и культурного, с опре­деленной социальной структурой, образом жизни, систе­мой воспитания – все это воздействует на личность через различные факторы объективного порядка: школа, вуз, средства мас­совой информации, сложившаяся в обществе система вос­питания и др. Не менее сильное воздействие на личность оказывают и факторы субъективного порядка – нефор­мальные группы, субкультура этих групп, межлич­ностное общение. Диалектика объективного и субъектив­ного в личности заключается в ее избирательности. На оп­реде­ленном этапе развития личность сама «творит» себя в со­ответствии с теми ценностями, которые она выбирает, с тем поиском варианта, который позволил бы ей лучше са­мореализоваться. Личность чаще всего сама создает свое будущее, свою жизнь. Переплетение социального и инди­видуального, объективного и субъективного выражается в простом, всем известном понятии «судьба».

Социализация личности

Социализацию личности социология рассматри­вает как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена об­щества.

Социализация включает как социально контроли­руе­мые процессы, связанные с целенаправленным воздей­ст­вием на личность, так и стихийные, спонтанные, влияю­щие на ее формирование. Об объективных факторах уже упоминалось – это воспитание, образование, культура и др.

Социализация – это сложный процесс диалектиче­ского взаимодействия среды и наследственности. В ре­зультате социализации индивид становится личностью, то есть носителем системы взглядов, оценок, убеждений, привычек поведения. В современной западной социологи­ческой и психологической литературе вопрос о первичной социализации детально разработан. Наибольшей известно­стью пользуются теории социализации З. Фрейда, амери­канских социопсихологов Ч. Кули, Э. Эриксона, Дж. Мида, В. Мак­гвайра, и др.

По З. Фрейду социализация личности начинается с сек­суально-ролевой социализации. Главная роль предназна­чена человеку природой, считает Фрейд. Это роль жен­щины или мужчины. Половая специализация идет с рож­дения и проходит несколько стадий: оральную, когда ре­бенок усваивает навыки сосания и глотания; анальную (1-3 года) – в этот период ребенок учится «туалету», эле­мен­тарному уходу за собой, учится владеть своим телом; фи­зическую (4-5 лет) – в этот период ребенок удовлетво­ряет свое любопытство, познавая разницу между полами; ла­тентную (с 5 лет до подросткового возраста) – здесь вни­мание ребенка сосредоточено на окружающем мире, бы­стро идет процесс интеллектуального развития, сексуаль­ное развитие замедляется; генитальную – это период по­лового созревания, когда особенно остры эмоциональные переживания, истинная зрелость связана с усвоением со­циальных норм поведения.

Американский психолог Эрик Эриксон рассматри­вает социализацию как процесс развития индивидуально­сти. Он формулирует две основополагающие идеи социа­лизации: 1) личность развивается по мере готовности ее двигаться вперед и расширять «радиус» своих социальных ролей; 2) общество, социальная среда могут как содейство­вать этому продвижению, так и тормозить его. Стадии раз­вития личности он формулирует через конфликт, форми­рование противоположных качеств: доверие – недоверие (до 1 года); автономия и уверенность (2-3 года); стыд – со­мнение; инициатива – виноватость; деловитость – непол­ноценность (эти качества формируются в 6-11 лет); юность (самоутверждение – неопределенность); молодость (дружба – любовь или изоляция); средний возраст (вос­производство или самопотребление); пожилой возраст (ин­тегрированность или одиночество и отчаяние, оценка жиз­ненного пути как неудавшегося). Так, по Эриксону, дове­рие – недоверие формируется в зависимости от того, удов­летворяются ли нужды ре­бенка, автономия, уверенность, инициатива, виноватость – от того, как окружающие спо­собствуют его познанию ок­ружающего мира, стимулируют его или постоянно одерги­вают ребенка, говорят ему: «от­стань», «не задавай глупых вопросов» – в этом случае у ребенка подспудно формиру­ется чувство вины, неуверен­ности, он становится безыни­циативным.

С точки зрения Дж. Мида, «Я» – это продукт опыта социального взаимодействия (об этом уже шла речь ранее). Поэтому и социализация – это определенный тип взаимо­действия, игры. Первый этап социализации – подготови­тельный или этап имитации детьми поведения других. Второй этап – собственно игровой, освоение социальных ролей ребенком идет через игру в той или иной последова­тельности. Третий этап – этап системной игры, когда «исполнение» социальных ролей идет уже осознанно. Иначе эти стадии можно назвать «имитация, подражание, научение». Основой для понимания между личностью и обществом Мид считает существование двух «Я»: а) сти­хийные, внутренние тенденции, заложенные в человеке; б) социализированное «Я» – усвоение социальных позиций других, общих для группы, общества в целом.

Бихевиористские тенденции прослеживаются здесь в том, что Мид рассматривает поведение человека как серию «инициатив» моего «Я» и коррекцию этих инициатив об­ществом.

Известный психолог Жан Пиаже в качестве веду­щего фактора социализации рассматривает интеллектуаль­ное развитие личности, которое он неразрывно связывает с со­циальной средой. Согласно операциональной концеп­ции интеллекта Пиаже, функционирование и развитие пси­хики совершается в рамках адаптации к среде: сенсомо­торная стадия, способность сохранять в памяти образы предметов; предоперационная стадия – дети учатся раз­ли­чать сами предметы и их символы, например, они уже не отождествляют домик из песка с настоящим домиком; ста­дия конкретных операций; стадия формальных операций (или абстрактное мышление). Ребенок в про­цессе социали­зации ассимилирует материал, который он получает извне, а затем последовательно «приспосабли­вает» (у Пиаже это называется аккомодацией) его к кон­кретным ситуациям. Высшая форма такой аккомодации – проявление у инди­вида операционных структур, то есть определенных сис­тематизированных предметных дейст­вий. Развитие при этом абстрактного мышления, по Пиаже, это мерило ин­теллектуального развития.

В самом широком социологическом аспекте социали­зация – это процесс филогенетический (формирование ро­довых свойств человека) и онтогенетический (формирова­ние конкретного типа личности). При этом процесс спе­циализации не сводится к непосредственному взаимодей­ствию индивидов, а включает в «снятом» виде всю сово­купность общественных отношений. Результатом социали­зации является развитие индивидуальности. Социализация – не механическое наложение на индивида готовой «соци­альной формы», а результат его активного взаимодействия с этой «формой». Процесс социализации идет и продолжа­ется всю сознательную жизнь личности. Поэтому в социо­логии присутствует и понятие ресоциализации – «усвое­ние новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не­достаточно усвоенных или устаревших» [45. С. 122]. Ресо­циализация охватывает многие виды деятельности чело­века – от исправления дефектов речи до профессиональной переподготовки, усвоения новых видов деятельности, адаптации к новым социальным условиям. Необходимо заме­тить, что помимо социализации и ресоциализации су­щест­вует и процесс, который можно назвать десоциализа­цией – это утрата человеком уже имеющихся социальных ка­честв, навыков, свойств, чаще всего его связывают с де­градацией личности или маргинализацией. В любом слу­чае, это «социализация наоборот».

В последние годы в нашем обществе идет процесс роста «десоциализированных» слоев, людей, утративших свой прежний социальный статус, опустившихся мо­рально, физически и интеллектуально. Это бомжи, прости­тутки, алкоголики, наркоманы, некоторая часть безработ­ных и др. Так что процесс социализации неизбежно имеет и свои издержки – дефектологические школы и десоциали­зированные слои населения.

Немаловажную роль в процессе социализации имеет система «агентов» социализации и показателей социализа­ции. Так, агентами социализации являются родители, вос­питатели, друзья, учителя, наставники. Чтобы человек пра­вильно и гармонично развивался, ему необходимо внима­ние, забота и любовь. Отсутствие родительской заботы выражается в социологии термином депривация. Дети, выросшие в условиях депривации, как правило, отстают от своих сверстников не только в эмоциональном развитии, но и в интеллектуальном, крайней степенью депривации является госпитализм, или изоляция. В условиях изоляции воспитываются дети в детских домах, домах ребенка, ин­тернатах. Здесь они полностью лишены родительской ласки и любви.

Сегодня имеют огромное значение такие средства или агенты социализации, как средства массовой инфор­мации и школа. Пожалуй, именно эти два фактора оказы­ваются наиболее сильными по интенсивности и длитель­ности воздействия.

Что касается показателей социализации, то ими яв­ляются технико-экономические показатели, например, ма­териально-техническая база образования, наличие средств для проведения досуга, наличие материальных возможно­стей для тех или иных видов деятельности, реализации по­требностей личности.

В заключение необходимо сказать, что социализация – процесс, играющий огромную роль в жизни как лично­сти, так и общества. Социализация обеспечиваетсамово­зобновляемость общественной жизни, а с точки зрения личностной – это реализация способностей, задатков чело­века, усвоение культуры.

Наши рекомендации