Путем навязывания своей воли другим людям.
Вопрос
§ 3. Классификация, функции
Структура:
· индивидуальные черты
· ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
· ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние
Типы:
1. деление всех лидеров на обычных ("реальных") и великих
(как великих "героев", так и великих "злодеев"). Первые, реальные лидеры, не
оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода со-
бытий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и
пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и
политические перемены.
2. отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое.
3. Одна из "классических" типологий лидерства восходит к учению М. Ве-
бера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лиде-
ров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) - их ав-
торитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных,
- это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических - на-
деленных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, не-
обычайной способностью к руководству.
4. Собирательных образа лидера:
· знаменосца (или великого человека),
· служителя,
· торговца
· пожарного.
Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительно-
сти, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы. ( Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. )
Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов сво-
их приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и дейст-
вует от их имени.
Для лидера-торговца характерна способность привлекательно
преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить
"купить" эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.
лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные
проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются кон-
кретной ситуацией
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих
и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских,
буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).
общих функции:
1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию це-
лей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функ-
ций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, са-
моуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, под-
держание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация власти и масс
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной
энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в
тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не мо-
жет найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демо-
кратических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизма-
тических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими спо-
собностями и в большей или меньшей мере обожествляются
Вопрос
Понятие политической культуры
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Функции
· интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
· сохранения и развития основ политической деятельности;
· проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
· проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
· профетическая, прогностическая в отношении развития;
· апробации и верификации политических кадров;
· синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.
В структуру политической культуры входят три блока:
1.политическое сознание- осознание сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. Выступает как совокупность политических знаний и оценок.
2. политическое поведение (участие)- участия личности или социальной общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.
3. культура функционирования политических институтов.
Вопрос
§ 2. Типы политических культур
Запад и восток
Запад
- убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком- отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;- осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий- признание индивида глав-ным субъектом и источником поли-тики,- предпочтение личностьюмножественности форм поли-тической жизни, состязательноготипа иучастия во власти, плюрализмаи демократии;- рациональное отношение кисполнению правящими элитами илидерами своих функций по управ-лению обществом, понимание необ-ходимости контроля за их деятель-ностью и соблюдения правил кон-трактной этики- примат общегосударственных за-конов и установлений (кодифициро-ванного права) над частными нор-мами и правилами поведения, пони-мание различий в моральной и пра-вовой мотивации политических дей-ствий граждан;- достаточно ощутимая идеологизированность политических по-зиций граждан.
Восток
- уверенность в божественном
происхождении власти, не связанном
ни с какими человеческими достоинст-
вами;
- отношение к политике как кподвижнической, недоступной всемдеятельности, подчиненной кодексуповедения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира;- отрицание самодостаточностиличности для осуществления властныхполномочий, потребность в посредникев отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности;- признание главенствующейроли в политике элит и государствапредпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин,сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма;предпочтение личностью ис-полнительских функций в политиче-ской жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготениек авторитарному типу правления, упрощенным формаморганизациивласти,поиску харизматического лидера; обожествление (сакрализация)правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствиеубежденности в необходимости их контроля; приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения;- менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений).
2. Вторая классификация
· Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
· Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности.
· И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.
В России также сложились определенные особенности политической
культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доми-
нировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанциро-
ванностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью
механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на
характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение то-
талитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной
интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов
развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии.
Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских
традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического
образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с
мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному вос-
производству и развитию российской цивилизации.
Вопрос
§ 2. Политическое участие
Политическое участие процессвключения индивида (групп граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов.
Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.
В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная
вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия
людей в политической жизни понимается учеными по-разному. Так, многие по-
следователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в политической
мысли настаивают на необходимости практически поголовного участия граждан
в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил о неизбежности
при социализме "прямого, обеспеченного законами <...> участия всех граждан в
управлении государством".
Причины:
· те или иные состояния сознания человека
· достижение определенного культурно-образовательного уровня;
· доступность информации и ряд других факторов.
В качестве особой причины рассматривается способность государства (по-
литических структур и институтов) к принудительному включению граждан в
Сферу политики.
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от оп-
ределенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религи-
озная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следо-
вательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам
для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуа-
ции.
В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и
Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:
· совершенно пассивные формы политического поведения граждан;
· участие людей только в выборах представительных органов;
· вовлеченность индивидов только в решение местных проблем; политическое поведение активных участников предвыборных кампаний;
· поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;
· участие как форма профессиональной деятельности политика.
Основной и, как показывает опыт, оптимальной формой политического
участия для большинства населения являются выборы в представительные ор-
ганы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства очерчивает яс-
ные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для прояв-
ления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, об-
ладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологиче-
ских нагрузок.
Характеризуя наиболее распространенные формы политического
участия, следует сказать, что они могут быть:
· организованными и неорганизованными,
· систематическими и периодическими,
· сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти.
С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об:
· автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах политического участия (характеризую-
· щих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства
или других политических структур).
В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.
Особым значением для политической системы, действующего режима прав-
ления обладают формы и способы политического участия, выражающие
политический протест населения.
демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, воз-
ражающих против того или иного решения правительства, отдельные акты гра-
жданского неповиновения.
В качестве незаконных, неконвенциональных форм политического про-
теста могут рассматриваться запрещенные властями антиконституционные де-
монстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, поли-
тический терроризм, а также самые разрушительные для общества формы поли-
тического участия – революции.
34вопрос