Путем навязывания своей воли другим людям.

Вопрос

§ 3. Классификация, функции

Структура:

· индивидуальные черты

· ресурсы или инструменты, которыми он располагает;

· ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние

Типы:

1. деление всех лидеров на обычных ("реальных") и великих

(как великих "героев", так и великих "злодеев"). Первые, реальные лидеры, не

оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода со-

бытий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и

пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и

политические перемены.

2. отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое.

3. Одна из "классических" типологий лидерства восходит к учению М. Ве-

бера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лиде-

ров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) - их ав-

торитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных,

- это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических - на-

деленных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, не-

обычайной способностью к руководству.

4. Собирательных образа лидера:

· знаменосца (или великого человека),

· служителя,

· торговца

· пожарного.

Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительно-

сти, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы. ( Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. )

Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов сво-

их приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и дейст-

вует от их имени.

Для лидера-торговца характерна способность привлекательно

преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить

"купить" эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.

лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные

проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются кон-

кретной ситуацией

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих

и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских,

буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).

общих функции:

1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;

3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию це-

лей.

Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функ-

ций лидера, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, са-

моуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, под-

держание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

4. Коммуникация власти и масс

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной

энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в

тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не мо-

жет найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демо-

кратических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизма-

тических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими спо-

собностями и в большей или меньшей мере обожествляются

Вопрос

Понятие политической культуры

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Функции

· интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;

· сохранения и развития основ политической деятельности;

· проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;

· проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;

· профетическая, прогностическая в отношении развития;

· апробации и верификации политических кадров;

· синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

В структуру политической культуры входят три блока:

1.политическое сознание- осознание сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. Выступает как совокупность политических знаний и оценок.

2. политическое поведение (участие)- участия личности или социальной общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.

3. культура функционирования политических институтов.

Вопрос

§ 2. Типы политических культур

Запад и восток

Запад

- убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком- отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;- осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий- признание индивида глав-ным субъектом и источником поли-тики,- предпочтение личностьюмножественности форм поли-тической жизни, состязательноготипа иучастия во власти, плюрализмаи демократии;- рациональное отношение кисполнению правящими элитами илидерами своих функций по управ-лению обществом, понимание необ-ходимости контроля за их деятель-ностью и соблюдения правил кон-трактной этики- примат общегосударственных за-конов и установлений (кодифициро-ванного права) над частными нор-мами и правилами поведения, пони-мание различий в моральной и пра-вовой мотивации политических дей-ствий граждан;- достаточно ощутимая идеологизированность политических по-зиций граждан.

Восток

- уверенность в божественном

происхождении власти, не связанном

ни с какими человеческими достоинст-

вами;

- отношение к политике как кподвижнической, недоступной всемдеятельности, подчиненной кодексуповедения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира;- отрицание самодостаточностиличности для осуществления властныхполномочий, потребность в посредникев отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности;- признание главенствующейроли в политике элит и государствапредпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин,сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма;предпочтение личностью ис-полнительских функций в политиче-ской жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготениек авторитарному типу правления, упрощенным формаморганизациивласти,поиску харизматического лидера; обожествление (сакрализация)правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствиеубежденности в необходимости их контроля; приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения;- менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений).

2. Вторая классификация

· Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

· Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности.

· И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

В России также сложились определенные особенности политической

культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доми-

нировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанциро-

ванностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью

механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на

характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение то-

талитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной

интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов

развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии.

Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских

традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического

образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с

мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному вос-

производству и развитию российской цивилизации.

Вопрос

§ 2. Политическое участие

Политическое участие процессвключения индивида (групп граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов.

Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.

В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная

вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия

людей в политической жизни понимается учеными по-разному. Так, многие по-

следователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в политической

мысли настаивают на необходимости практически поголовного участия граждан

в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил о неизбежности

при социализме "прямого, обеспеченного законами <...> участия всех граждан в

управлении государством".

Причины:

· те или иные состояния сознания человека

· достижение определенного культурно-образовательного уровня;

· доступность информации и ряд других факторов.

В качестве особой причины рассматривается способность государства (по-

литических структур и институтов) к принудительному включению граждан в

Сферу политики.

Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от оп-

ределенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религи-

озная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следо-

вательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам

для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуа-

ции.

В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и

Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:

· совершенно пассивные формы политического поведения граждан;

· участие людей только в выборах представительных органов;

· вовлеченность индивидов только в решение местных проблем; политическое поведение активных участников предвыборных кампаний;

· поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;

· участие как форма профессиональной деятельности политика.

Основной и, как показывает опыт, оптимальной формой политического

участия для большинства населения являются выборы в представительные ор-

ганы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства очерчивает яс-

ные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для прояв-

ления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, об-

ладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологиче-

ских нагрузок.

Характеризуя наиболее распространенные формы политического

участия, следует сказать, что они могут быть:

· организованными и неорганизованными,

· систематическими и периодическими,

· сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти.

С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об:

· автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах политического участия (характеризую-

· щих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства

или других политических структур).

В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.

Особым значением для политической системы, действующего режима прав-

ления обладают формы и способы политического участия, выражающие

политический протест населения.

демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, воз-

ражающих против того или иного решения правительства, отдельные акты гра-

жданского неповиновения.

В качестве незаконных, неконвенциональных форм политического про-

теста могут рассматриваться запрещенные властями антиконституционные де-

монстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, поли-

тический терроризм, а также самые разрушительные для общества формы поли-

тического участия – революции.

34вопрос

Наши рекомендации