Что принесла «перезагрузка» в российско-американские отношения?
Конструктивная, хотя и не лишенная противоречий, позиция администрации позволила в 2009–2010 гг. приостановить ухудшение российско-американских отношений, достигших осенью 2008 г. самой низкой точки за весь период после завершения холодной войны, и добиться существенных сдвигов к лучшему. «Соединенные Штаты предложили России такой тип отношений, который базируется не только на взаимном уважении, но и на взаимной ответственности» (Х. Клинтонсентябрь 2010 г).
В основе политики «перезагрузки» лежит так называемый «подход двух треков». Согласно ему, американское руководство может сотрудничать с Кремлем по конкретным международным проблемам и одновременно работать с российским обществом, общественными организациями и оппозицией, способствуя тем самым постепенным политическим преобразованиям в России. Акцент делается на том, что не следует жестко увязывать сотрудничество с Россией с ее готовностью взаимодействовать (а не соперничать) с США на постсоветском пространстве и осуществлять демократические преобразования.
К первым позитивным итогам «перезагрузки» российско-американских отношений за 2009–2010 гг. относится, во-первых, налаживание постоянного политического диалога на высшем уровне и на уровне министерств и ведомств.
Во-вторых, произошла институционализация российско-американских отношений. У. Бернс подчеркивал, что «необходимо создать структуру, которая будет основываться не только на личности наших руководителей и на отношениях между ними, но и на существовании политико-правовых институтов и практических механизмов на всех уровнях».
В-третьих, существенно оздоровилась политическая и психологическая атмосфера в отношениях между странами.
В-четвертых, достигнуты успехи в борьбе с терроризмом, насильственным экстремизмом и в разрешении региональных конфликтов и кризисов. Расширено взаимодействие разведслужб и правоохранительных органов двух стран в рамках совместной Рабочей группы по борьбе с терроризмом.
Наибольшего прогресса достигли совместные действия России и США в ядерной сфере. Соединенные Штаты и Россия возглавили Глобальную инициативу по борьбе с ядерным терроризмом, получившую поддержку международного саммита по вопросам ядерной безопасности (Вашингтон, апрель 2010).
Весной 2010 г. Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки подписали Договор СНВ-3 (о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений). Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений. Договор СНВ-3 для национальной безопасности России позволяет в течение 10 лет поддерживать ядерный паритет с США на приемлемом для России уровне и не затрагивает тактические ядерные вооружения, где Россия имеет значительное превосходство. Срыв его ратификации имел бы для России негативные последствия и осложнил бы международную обстановку в целом.
Положительные сдвиги в российско-американских отношениях пока не обрели нужную устойчивость. «Перезагрузка» сняла наиболее острые раздражители, но еще не привела к коренному перелому отношений, не охватывает ряд важных сфер, недостаточно затронула жизненно важные, первостепенные интересы России.
Позиция администрации США отражает и американские интересы, в некоторых областях не совпадающими с российскими: стремлением иметь на постсоветском пространстве независимые демократические или демократизирующиеся государства, имеющие возможность экономического (и не только) выбора; сохранением сильного и расширенного Североатлантического союза, располагающего способностями действовать вне зоны своей ответственности; стремлением сохранить существенное превосходство в сфере обычных и ядерных вооружений.
В настоящее время предпосылок для партнерских отношений между США и Россией больше, чем это было в первой половине 90-х гг. или в «нулевые» годы XXI в. С одной стороны, Россия нуждается в расширении взаимодействия с США и Евросоюзом, чтобы осуществить модернизацию страны. С другой – Америка сталкивается с серьезными трудностями финансово-экономического кризиса, войны в Афганистане, отсутствия заметных успехов в решении проблем Ирана и Ближнего Востока. Экономическим конкурентом для Америки постепенно становится Китай. В решении этих проблем без партнерства с Россией трудно обойтись.
«Перезагрузка» стала пока лишь одним из вариантов поиска стратегии в отношениях России и США.