Российско-американские отношения

Российско-американские отношения – главное направление внешней политики.В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно договору к 2003 г. должно было быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Договор вызвал неоднозначную реакцию в обществе и был ратифицирован III Государственной Думой только в 2000 г.

Ослабление военной мощи России привело ее к жесткой зависимости от глобальной политики США и НАТО, ослаблению влияния на страны третьего мира, утрате миротворческой роли в арабо-израильском конфликте, а также позиций на мировом рынке вооружений.

3—5 июня 2000 г. по приглашению Президента Российской Федерации В. В. Путина в Москве с рабочим визитом находился президент США Б. Клинтон. В ходе переговоров был проанализирован весь комплекс российско-американских отношений, включая вопросы международной безопасности и стабильности: международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, международные и региональные проблемы, вопросы развития торгово-экономических связей. Президенты двух стран подписали ряд совместных документов, в том числе: о принципах стратегической стабильности; о создании в Москве совместного центра обмена данными о пусках ракет и космических носителях; об утилизации оружейного плутония; о сотрудничестве в области борьбы с глобальным потеплением.

Важное внимание на переговорах было уделено проблемам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, подчеркивалось, что нарастание террористической активности представляет собой серьезную угрозу не только России и США, но и международной стабильности в целом. Именно в контексте борьбы с международным терроризмом обсуждалась ситуация на Северном Кавказе. Российская сторона выразила готовность к взаимодействию с международными организациями по гуманитарным аспектам ситуации в Чечне.

Некоторые изменения в российско-американских отношениях произошли в результате прихода к власти новой администрации США. На президентских выборах в ноябре 2000 г. 43-м президентом США был избран кандидат от республиканской партии Дж. Буш-младший. В его команду вошли вице-президент Дик Чейни, генерал Колин Пауэл в качестве госсекретаря, Дональд Рамсвельд –министра обороны, Кондолиза Райс – помощника президента по национальной безопасности.

Несмотря на стремление России сохранить достигнутые договоренности, продолжить конструктивный диалог, в феврале 2001 г. отношения США и России осложнились: к уже существовавшим разногласиям (Чечня, свобода в России, договор по ПРО и др.) добавились арест П. Бородина, госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии, и задержание агента ФБР Р. Хансена.

Переломным моментом в отношениях между нашими странами явились трагические события 11 сентября 2001 г., когда в результате террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне погибло свыше 6 тыс. человек. Россия не только первой выразила соболезнования американскому народу и правительству, но и подтвердила готовность быть партнерами в борьбе против международного терроризма.

В результате совершенных террористических актов последовали глобальные изменения в международных отношениях. Проведение военной операции в Афганистане против режима талибов получило поддержку правительств Англии, Франции, Германии, Канады, Австралии, Турции и других стран. Президент России В.В. Путин также осудил теракты в США и поддержал идею создания широкой международной антитеррористической коалиции. Правительство России заявило о предоставлении гуманитарной помощи афганскому народу, поддержало резолюцию Совета Безопасности ООН о борьбе с терроризмом, объявило о начале поставок оружия и военной техники Северному альянсу в Афганистане, воюющему с талибами.

В ноябре 2001 г. российско-американский диалог был продолжен официальным визитом Президента Российской Федерации В.В. Путина в США, где теоретически были открыты новые перспективы поиска взаимопонимания и конструктивного сотрудничества. 24–26 мая 2002 г. в Москве состоялись официальные переговоры Джорджа Буша и Владимира Путина. По их завершении был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), предусматривающий снижение к 2012 г. количества ядерных боеголовок у каждой из сторон с 5–6 тыс. до 1700–2200 ед.; подписана Декларация о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США; принято Совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран и создана Рабочая группа по борьбе с терроризмом; решено начать диалог о расширении экспорта российской нефти в США и участии американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.

В ноябре 2002 г. состоялся четырехдневный визит Путина в Америку, включавший посещение Вашингтона, техасского ранчо Джорджа Буша, развалин Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и штаб-квартиры ООН, знаменовал продолжение начавшегося с 11 сентября процесса сближения между Россией и Америкой.

Особое опасение у мировой общественности вызывает стремление США к лидерству, которое достигается силовым давлением.В марте 2003 г. за последние десять с небольшим лет США провели третью крупномасштабную военную операцию. Какие силы привлекались раньше и насколько успешным оказался удар по Ираку?

1991 г., Ирак, операция «Буря в пустыне». Первое вооруженное столкновение американцев с режимом Саддама Хусейна однозначно воспринималось как акция против агрессора. Ирак напал на Кувейт, и остановить Саддама можно было только силой. В антииракскую коалицию вошли 28 стран.

Военная техника иракцев была в основном советского производства. За шесть недель войны Ирак потерял около половины всего числа танков и самолетов, более двухсот из 500 ракетных установок СКАД были уничтожены авиацией США. Всего на Ирак союзниками было сброшено 88,5 тыс. тонн бомб и ракет. Войска антииракской коалиции поддерживали 100 кораблей (в том числе 6 авианосцев и 2 линкора с крылатыми ракетами «Томагавк»).

Потери США в технике составили 48 самолетов, 4 танка, 25 боевых машин пехоты, 20% американцев погибли от огня своего же оружия.

Конечная цель операции «Буря в пустыне» не была достигнута: режим Хусейна не был свергнут, армия, несмотря на поражение (половина ее была уничтожена или дезертировала), сумела сохранить основные силы и восстановить боеспособность.

2001 г., Афганистан, операция «Несокрушимая свобода». Толчком к нанесению ударов послужили сентябрьские теракты против США. В антиталибскую коалицию вошли США, Франция, Германия, Канада, Бельгия и некоторые другие страны. На начальном этапе операции в ней приняли участие 200 рейнджеров американского спецназа, высадившихся на территорию Афганистана с вертолетов (для проведения спецзаданий и в роли военных советников армии северного альянса).

Всего за год войны на территорию Афганистана авиацией США было сброшено 10 тыс. тонн бомб (в тротиловом эквиваленте. В качестве ударной силы антиталибской коалиции использовались формирования Северного альянса, на 90% вооруженные старой советской техникой. Армия движения «Талибан» была вооружена примерно так же, кроме того, располагала 600 переносными зенитными ракетными комплексами. Американцы потеряли сравнительно немного людей: 57 убитыми и 180 ранеными. Общая численность миротворческого контингента в Афганистане сегодня составляет 14 тыс. человек.

Конечная цель—уничтожение бен Ладена с его штабом и всех талибских вооруженных формирований – не была достигнута. Под контролем миротворческого контингента и армии Афганистана находится лишь 35% территории республики. Усама бен Ладен уничтожен американским спецназом в ходе спецоперации 2 мая 2011 г.

2003 г., операция «Свобода Ирака». Антииракская коалиция сосредоточила в районе Персидского залива внушительные силы и средства. Кулак этой группировки – американские войска (около 200 тыс. человек), английские, испанские и др. – 50–70 тыс. Американцы использовали на иракском фронте свое самое современное оружие: танки «Абраме», боевые машины «Бредли» и «Фукс», системы ПВО «Патриот», бомбардировщики В-2, истребители F-117, модифицированные вертолеты «Апач», ракеты «Томагавк», супербомбу МОАВ (из-за огромной мощности ее прозвали «матерью всех бомб»).

Противостояла этой армаде 400-тысячная регулярная иракская армия при поддержке почти миллионных военизированных формирований: подразделений безопасности и погранвойск. Кроме того, поставлена под ружье огромная армия федаинов (добровольцев Саддама) – до 3 млн человек, включая подростков (вооружены автоматическим оружием, преимущественно автоматами Калашникова). Сухопутные войска Ирака состояли из 23 дивизий (3 бронетанковых, 3 механизированных, 11 пехотных, 6 республиканской гвардии). Самое сильное оружие – 6 пусковых оперативно-тактических ракет и 50 систем тактических ракет.

Еще ни одна крупномасштабная операция США и их союзников не начиналась при таком расколе в НАТО и ООН и при такой волне всемирного протеста против войны в Ираке. Россия в этом конфликте заняла принципиальную позицию – не дала втянуть себя в иракский кризис. Более того, Россия остается заинтересованной в сохранении сотрудничества с США. В политическом плане США и Россия – самые крупные ядерные державы мира, на которых лежит ответственность за поддержание всеобщего международного мира. Россия и США должны совместно решать проблему нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это одна из самых острых проблем XXI в., и, безусловно, без позитивного сотрудничества и взаимодействия между США и Россией эта проблема не может быть решена.

В 2003 году Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 года в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»).

Вначале Путин отказался от военных баз на Кубе и во Вьетнаме. После событий 11 сентября он предлагал Америке более тесное военно-политическое сотрудничество, создание антитеррористического альянса, но практически все его инициативы были отвергнуты. После этого последовала «мюнхенская речь» и другие жесткие заявления».

«Мюнхенская речь» Путина

10 февраля 2007 года – Путин выступает на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире с учётом нынешних реалий и угроз.

Идеи:

· США навязывает свои порядки всему миру

· Однополярный мир неприемлем

· Военная сила должна применяться только ООН

· Гарантии нерасширения НАТО на Восток после роспуска ОВД нарушены

· Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) не соблюдается НАТО, но соблюдается РФ

· РФ будет проводить самостоятельную внешнюю политику

14 июля 2007 г. РФ вышла из Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) (подписан 19 ноября 1990 г.)

Наши рекомендации