Какие геополитические сценарии сегодня наиболее вероятны на постсоветском пространстве?

Развитие геополитических противоречий на постсовет­ском пространстве может привести к двум основным сце­нариям: либо восторжествует идея реинтеграции постсо­ветского пространства, либо победят центробежные силы, враждебно настроенные по отношению к России. При этом очевидно, что усиление националистических диктатур ста­нет окончательным поражением и пресечением традиций высокого Просвещения, а в долгосрочном плане — это путь войн.

Уже сегодня существует несколько опасных очагов на­пряженности, где пока не ведутся широкомасштабные во­енные действия, однако ситуация остается взрывоопасной, а ее развитие непредсказуемым. На Кавказе сохраняет­ся угроза возобновления «замороженных» конфликтов между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Ка­рабаха, присутствует очаг напряженности на Северном Кавказе, существует опасность военных столкновений по линии грузино-абхазского и грузино-осетинского во­оруженных конфликтов, которые в 2008 г. уже перерастали в российско-грузинскую пятидневную войну.

Конфликты в Центральной Азии провоцируются региональными, эт­ническими и религиозными противоречиями. Гражданская война в Таджикистане, вооруженные столкновения на юге Ферганской долины на границах Узбекистана, Таджики­стана и Киргизии превратили Центральную Азию в «евра­зийские Балканы».

· что касается взаимоотношений россии и китая. у них сейчас недостаток ресурсов, поэтому они могут вторгнуться на дальний восток. тем более что сейчас уже идет активная экспансия населения туда

но в случае чего мы по ним с тихоокеанского флота ядерными ударами пизданем

· китай сегодня наращивает свое военное присутствие в средней азии, вроде как базы строит, газ и нефть скупает, скупает сами компании по добыче ресурсов

так что сама понимаешь чем это может кончиться

· возможна сейчас война между ираном и израилем, что может аукнуться в туркмении, киргизии, ну все южные республики бывшие

беженцы там, рост преступности и проч, а оттуда в рашку

· турция сейчас наращивает военный потенциал, тоже может доставить бед

· грузия до сих пор не признает северную осетию, при поддержке нато(что сомнительно) может попытаться повторить свои выходки четырехлетней давности

· не стоит забывать таможенный союз и союзное государство с белоруссией

· важный момент

сша в данный момент пытается по трем направлениям работать: поддерживает всячески подрыв интеграции государств снг - это раз, пытается проникнуть своим капиталом в экономику стран снг - это два. три - хочет чтобы все страны поскорей вступали в мировые организации, чтобы контроллировать их торговую и внешнюю политику

россии соответственно все это не выгодно

сша очень надо, чтобы нефть и газ шли через турцию в обход россии

Размежевание по интересам в военно - политической области на постсоветском пространстве.

О деятельности ОДКБ и ГУАМ.

· сами государства бывшего союза по себе ни на что не способны

· только россия более менее трепыхается, но это лишь тень былой мощи союза

· сейчас нато пытается по полной выставить свои ракеты вокруг нас

· даже в страну уже к нам проникли - так называемый "перевалочный пункт",

· в ульяновске, который по факту является военной базой

· в узбекистане базы нато постоянного базирования

· казахстан постоянно клянчит денег за байконур и радар

· наши базы в узбекистане закрываются

Военные размежевания

Развитие геополитических противоречий на постсовет­ском пространстве может привести к двум основным сце­нариям: либо восторжествует идея реинтеграции постсо­ветского пространства, либо победят центробежные силы, враждебно настроенные по отношению к России. При этом очевидно, что усиление националистических диктатур ста­нет окончательным поражением и пресечением традиций высокого Просвещения, а в долгосрочном плане — это путь войн.

Уже сегодня существует несколько опасных очагов на­пряженности, где пока не ведутся широкомасштабные во­енные действия, однако ситуация остается взрывоопасной, а ее развитие непредсказуемым. На Кавказе сохраняет­ся угроза возобновления «замороженных» конфликтов между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Ка­рабаха, присутствует очаг напряженности на Северном Кавказе, существует опасность военных столкновений по линии грузино-абхазского и грузино-осетинского во­оруженных конфликтов, которые в 2008 г. уже перерастали в российско-грузинскую пятидневную войну.

Конфликты в Центральной Азии провоцируются региональными, эт­ническими и религиозными противоречиями. Гражданская война в Таджикистане, вооруженные столкновения на юге Ферганской долины на границах Узбекистана, Таджики­стана и Киргизии превратили Центральную Азию в «евра­зийские Балканы».

Между тем в последнее время наметилась еще одна но­вая тенденция в геополитике постсоветского пространства: на территории СНГ началось размежевание по интересам в военно-политической области. С одной стороны активи­зируется военно-политический союз ГУАМ (Грузия, Укра­ина, Азербайджан и Молдавия), с другой — развивается военное сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г., его участниками стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, в 1993 г. договор подписали Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Договор был рассчитан на пять лет с последующей пролонгацией. ДКБ вступил в силу 20 апреля 1994 г. 2 апреля 1999 г. пре­зиденты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджики­стана подписали протокол о продлении срока его действия на следующий пятилетний период; однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 г. было принято решение о пре­образовании ДКБ в полноценную международную организацию — ОДКБ. 7 октября 2002 г. в Кишиневе были подписаны Устав и Соглашение о право­вом статусе ОДКБ, которые вступили в силу 18 сентября 2003 г. 2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

В соответствии с ДКБ государства-участники обеспе­чивают свою безопасность на коллективной основе. В ст. 4 Договора предусмотрено, что в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необхо­димую помощь, включая военную, а также окажут поддерж­ку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответ­ствии со ст. 51 Устава ООН.

Сама суть Договора, заложенные в нем принципы и фор­мы сотрудничества, а также заявленные позиции предопре­делили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии. По своему содержанию ДКБ является, прежде всего, фактором военно-политического сдержива­ния. Государства — члены ОДКБ никого не рассматрива­ют в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. В 2009 г. было принято решение о формировании Коллективных сил опе­ративного реагирования (КСОР), которые должны стать эффективным универсальным инструментом поддержания безопасности на всем пространстве ОДКБ. Причем речь идет и об отражении военной агрессии, и о проведении спецопераций но ликвидации террористов, экстремистов, и о борьбе с организованной преступностью и наркотра­фиком, а также о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на то, что в последние годы деятельность ОДКБ несколько активизировалась, к сожалению, во мно­гих случаях эта организация не является эффективной. Эксперты с тревогой пишут о том, что российские воен­ные постепенно покидают одну страну за другой. Несмотря на наличие большого количества двусторонних договоров, не налажено сотрудничество в постсоветском пространстве ввоенно-экономической и военно-технической сферах, в деле производства и поставок вооружений и военной тех­ники даже в рамках основного Договора о коллективной безопасности.

Между тем геополитическая ситуация на постсовет­ском пространстве остается нестабильной. Обострились разногласия между Россией и государствами Прикаспий­ского бассейна относительно статуса Каспийского моря, контроля над его нефтяными районами, транспортными коридорами и маршрутами доставки энергоносителей, что привело к открытому соперничеству между Россией, Азер­байджаном, Казахстаном и Туркменистаном. В результате вокруг Закавказья и Центральной Азии начала складывать­ся принципиально новая геополитическая ситуация, которую аналитики назвали «второй большой игрой». В южном блоке выступают Турция, Туркменистан и Узбекистан. В северный блок входят Россия, Китай, Иран, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. При таком геополитическом рас­кладе сил России надо либо наращивать свое экономиче­ское и военно-политическое присутствие в постсоветском пространстве, что во многом по экономическим причинам является сегодня непосильной задачей, либо вести актив­ную дипломатическую работу по созданию работоспособ­ной системы коллективной безопасности в СНГ.

Если последнего не произойдет, то страны СНГ в по­исках других миротворцев станут все чаще апеллировать к Западу, ООН, ОБСЕ, что уже отчасти происходит и се­годня. Запад активно поддерживает эти устремления, чтобы сделать конфликты постсоветского пространства объектом геополитического торга с Россией. Манипулирование кон­фликтами становится одним из важных элементов нефтя­ной политики: игры вокруг каспийской нефти имеют скрытый геополитический подтекст, суть которого состоит в противодействии интеграции постсоветского простран­ства. Нельзя не заметить, что существует определенная связь между «картой конфликтов» и «картой маршрутов»: почти все предполагаемые маршруты нефтепроводов про­легают через зоны этнических конфликтов.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая1992 года.

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Наши рекомендации