Основные направления деятельности

· Оперативная и боевая подготовка сил системы коллективной безопасности ОДКБ

Ежегодно, начиная с 2004 г., проводятся совместные комплексные учения серии «Рубеж».Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР)

КСОР - воинские контингенты и формирования сил специального назначения, выделенные государствами - членами Организации для совместного решения возложенных на них задач по обеспечению коллективной безопасности.

· Миротворческая деятельность

· Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности

· Борьба с международным терроризмом

· Международная антинаркотическая операция «Канал» - эффективный инструмент борьбы с трансграничным наркобизнесом

· Взаимодействие по вопросам реагирования на чрезвычайные ситуации

· Противодействие незаконной миграции и торговле людьми

ГУАМ

Одним из интеграционно-дезинтеграционных сообществ является экономически-политическое объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (ГУАМ). Организация была создана в 1997-м году, и с 1999-го по 2005-й год в нее также входил Узбекистан. Возникновение данной организации связано с недостаточностью центростремительного характера интеграции в рамках СНГ, а также политическими амбициями политического руководства лидеров стран-участников ГУАМ.

Ориентацией ГУАМ является интеграция с европейскими и международными институтами. Через территории стран данной организации проходит множество транспортных путей, и как одно из действенных средств экономической интеграции с Западом ГУАМ использует энергокоридоры, причем в обход России. Такими проектами являются: «новый шелковый путь» TRACECA (ГУАМ: Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина; и другие постсоветские страны: Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан)[139], проект продолжения нефтекоридора Баку-Супсан через Украину, а также проектируемый газопровод NABUCCO из Туркмении и Азербайджана в ЕС.

Изначально ГУАМ создавалась как «развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере»[141]. Все больше политический окрас организация приобрела после выхода в 1999-м году из ДКБ Грузии, Азербайджана и Узбекистана. О том, что в апреле 1999-го года Узбекистан присоединяется к форуму ГУАМ, было объявлено на юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне, где участниками ГУУАМ была принята Вашингтонская декларация, провозглашавшая целью интеграции ГУУАМ в европейские и евроатлантические структуры. Неудивительно, что российские СМИ оценивают данную организацию в качестве антироссийского блока, за спиной которого стоят США[142].

Из интеграционного опыта объединения ГУАМ следует, что основными целями, которые приследуют страны, вступающие в данную организацию, являются экономические цели. Впоследствии при изменении структуры и смысловой направленности сообщества, а также изменения политической конъюнктуры, ставится под сомнение существование организации.

Каковы приоритетные направления сотрудничества России и ЕС?

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

· экономического;

· внутренней безопасности и правосудия;

· внешней безопасности;

· науки и образования.

В 2005 г. был принят пакет «дорожных карт», которые включают в себя ряд мероприятий для соз­дания и развития отмеченных выше четырех общих про­странств, но пока обе стороны медленно движутся по пути реализации этих планов. Можно отметить лишь некоторые позитивные сдвиги.

«Дорожная карта» по общему экономическому про­странству способствовала развитию отраслевых диалогов между российскими министерствами и ведомствами и со­ответствующими профильными гендиректоратами Еврокомиссии. Пока к числу осуществленных мероприятий относится проведение политических исследований, предо­ставление возможности различным министерствам и ве­домствам подавать заявки на краткосрочную мобилизацию экспертов, организация различных конференций и озна­комительных поездок. В области развития общего эконо­мического пространства было решено оказывать активную поддержку приграничным программам и инициативам, со­действовать инвестициям, развивать сотрудничество меж­ду приграничными территориями. Между тем на практике данное сотрудничество сводится лишь к модернизации по­граничных объектов, подготовке сотрудников пограничных постов и улучшению транспортного сообщения.

Европейцы в основу проекта Общего европейского эко­номического пространства (ОЕЭП) России и ЕС заложи­ли гармонизацию правового пространства и выработку единого регулирования. Однако «сближение» российско­го и европейского законодательства не может идти толь­ко в направлении приведения российских правовых норм в соответствие со стандартами ЕС. Необходимо совместное обсуждение конкретных противоречивых аспектов евро­пейского законодательства, которое должно сопровождать­ся изменением некоторых норм и введением новых правил, касающихся конкретных сфер совместного сотрудничества. Многие российские эксперты с тревогой пишут о том, что создание ОЕЭП потребует от России в первую очередь при­знать реальной перспективу утраты части своего суверени­тета, что связано с необходимостью принять массив евро­пейского законодательства, в разработке которого Россия не принимает участия.

В рамках «дорожной карты» внутренней безопасности открываются новые перспективы для облегчения визового режима. Важной вехой здесь стало подписание соглашений об упрощении выдачи виз для взаимных контактов, но пока не намечены конкретные сроки и шаги, которые приближа­ли бы обе стороны к введению безвизового режима. Сохраняется актуальность выполнения Евросоюзом своих обя­зательств по обеспечению надлежащего соблюдения прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии, где про­живает значительное число русских.

В рамках создания общего пространства науки и об­разования создан механизм взаимодействия в научной сфере - Совместный комитет по сотрудничеству в области науки и технологий. Функционирует совместный образо­вательный проект России и ЕС — Европейский учебный институт на базе МГИМО МИД России. Значительные возможности расширения сотрудничества между Россией и ЕС заложены в сфере науки, технологии, безопасности и культуры. Многие европейские аналитики указывают на потенциал космического сектора, где амбициозные ев­ропейские проекты создания глобальной системы навига­ции «Галилей» должны открыть новые перспективы для совместной работы. Планы использования европейского космодрома Куру во Французской Гвиане для запуска кос­мических кораблей «Союз» — важная составляющая этих усилий.

Претензии России к ЕС касаются:

· предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;

· неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

· ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;

· попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве;

Претензии ЕС к России касаются:

· нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;

· сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);

· заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;

· взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

От Рината:

сотрудничество в космической отрасли

по хорошему надо налаживать торговлю

это для вступления в вто

также есть договор по обеспечению комплексной безопасности в европе

где собвственноо мы - одни из главных членов

обсе называется

Основные цели и задачи

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

· «Первая корзина», или политико-военное измерение:

o контроль над распространением вооружений;

o дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

o меры по построению доверительных отношений и безопасности;

· «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

o экономическая и экологическая безопасность.

· «Третья корзина», или человеческое измерение:[5]

o защита прав человека;

o развитие демократических институтов;

o мониторинг выборов;

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера[6], но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

Наши рекомендации