Исторические типы и формы государства.
Можно выделить ряд подходов к типологии государств:
1. Исторический (классический) подход к типологии государств. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием. Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:
- количество властвующих в государстве;
- преследуемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека;
2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств. Этот подход базируется на категории общественно - экономической формации.
Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции:
- рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов;
- феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства;
- буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров;
- социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
3 Цивилизационный подход к типологии государств. Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид. Данный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения их разнообразных потребностей.
Так западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности:
- демократия;
- автократия.
Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, которое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка,- налицо демократия, если нет – автократия.
Р. Макайвер делил все государства на два типа:
- династические (антидемократические), где общая волна не выражает воли большинства населения;
- демократические, где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.
Р. Дарендорф, подразделяя все государства на демократические и антидемократические, делал вывод о том, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатков в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства. Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:
- форму правления;
- форму государственного устройства;
- тип государственного (политического) режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Существующие на сегодняшний день формы правления делятся по способу организации власти, и прежде всего по ее формальному источнику (т.е. в зависимости от того, кто является высшим источником власти) на монархии и республики.
В монархии главой государства и высшим источником власти является одно лицо (монарх), получившее свою власть по наследству и независимое в своих действиях от избирателей и представительных органов власти.
В современном мире существует несколько основных разновидностей монархической формы правления. Среди них выделяется абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, султанат Бруней), для которой характерны всевластие главы государства располагающего, как правило, огромным личным состоянием и осуществляющего патерналистскую (опекунскую) политику в отношении своих подданных.
Другая разновидность монархической формы правления - конституционная монархия, т.е. государство, в котором полномочия главы государства ограничены конституцией и наличием выборного законодательного органа (парламента). Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен исполнительной властью и лишь частично законодательной (т.е. правом принимать законы), и парламентскую, где монарх формально считается главой государства, но реально осуществляет лишь представительские функции.
Второй основной формой правления, существующей в современном мире, выступает республика, где формальным источником власти является весь народ, а точнее - народное большинство, выражающее свою волю голосованием на свободных выборах. Выделяются три основных разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Рассмотрим подробнее их характерные особенности.
Главными признаками парламентской республики являются следующие:
1) Образование правительства на парламентской основе;
2) Подотчетность правительства парламенту.
Правительство в рамках парламентской республики обладает исполнительной властью и правом законодательной инициативы (т.е. разрабатывает и предлагает парламенту проекты законов), а также правом обращаться к президенту с ходатайством о роспуске парламента в случае его неконструктивных действий (блокировке важных закон, препятствовании деятельности правительства, и т.п.), которое президент обычно удовлетворяет.
При этом, хотя глава правительства формально и не считается главой государства, реально именно он и является первым лицом в стране. Именно он определяет внутри - и внешнеполитический и экономический курс, представляет страну на важнейших международных встречах, ему реально подчинен аппарат исполнительной власти “сверху донизу”, и именно в соответствии с его рекомендациями президент назначает правительственных министров.
Полномочия же президента в парламентской республике соответственно ограничены, хотя формально он является главой государства. При этом он может избираться как парламентом (ФРГ, Италия), так и непосредственно народом (Венгрия и Эстония). Функции президента сводятся к тому, что он представляет страну во второстепенных международных контактах, и выступает арбитром в отношениях между парламентом и правительством.
Примерами парламентских республик являются ФРГ (т.н. модель “канцлерской демократии”), Италия, Израиль, Чехия.
Сильная сторона этой системы - подотчетность правительства избираемому гражданами парламенту, сочетается с очевидным ее недостатком - неспособностью парламента создать устойчивое правительства там, где в нем представлено достаточно большое число конфликтующих друг с другом партий.
Отличной от парламентской формой республиканского правления является президентская республика, типичным образцом которой являются США. Ее отличительной особенностью является то, что здесь президент одновременно является главой государства и главой правительства (например, американская Конституция делегирует президенту всю полноту исполнительной власти); фигура же премьер - министра чаще всего отсутствует, либо он находится в полностью подчиненном президенту положении.
К числу других важнейших особенностей президентской формы правления также относятся следующие:
- президент напрямую избирается народом;
- президент руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил;
- президент полностью самостоятельно либо частично с согласия парламента (в США - с согласия Сената) назначает членов кабинета министров, которые в своей деятельности ответственны лично перед ним;
- в качестве главы исполнительной власти Президент осуществляет руководство единой вертикалью исполнительной власти.
Полномочия парламента в президентской системе ограничены и введены в твердые рамки. Это проявляется в следующих моментах:
- парламент не вправе выразить недоверие правительству и добиться его отставки, президент же в свою очередь не обладает правом роспуска парламента;
- парламент может регулировать действия президента с помощью закона и принятия бюджета, который исполнительная власть обязана соблюдать, а также давая или не давая свое согласие на утверждение части сотрудников президентской администрации;
- президент, в свою очередь, обладает правом вето на решения парламента, которое преодолевается парламентариями повторным голосованием по вопросу квалифицированным большинством голосов;
- наконец, в случае нарушения президентом Конституции и конституционных законов, а также после совершения им преступления в отношении него может быть инициирована процедура импичмента, т.е. досрочного отстранения от власти.
Таким образом, модель взаимоотношений, складывающаяся в рамках президентской республики (независимость и “недосягаемость” ветвей власти друг для друга), объективно побуждает Президента и парламент к сотрудничеству и к поиску компромисса, даже если оба эти института контролируются различными политическими партиями (например, в истории США президентское кресло чаще занимали представители республиканской партии, а большинство в парламенте чаще имели демократы).
В то же время в странах со слабыми демократическими и парламентскими традициями, низким правовым и гражданским самосознанием (т.е. прежде всего в странах т.н. “третьего мира” - Азии, Африки и Латинской Америки), взятая за основу президентская система может трансформироваться в т.н. “суперпрезидентскую республику”. В этом случае глава государства - президент, зачастую пришедший к власти с помощью фальсифицированных псевдовыборов или просто насильственным путем, подавляет всякую оппозицию, и, подмяв под себя парламент и суд, устанавливает пожизненное и бесконтрольное автократическое правление (яркий пример тому - первые президенты получивших в 60-ые гг. независимость стран Африки - Мобуту в Заире, Каунда в Замбии, Ньерере в Танзании, и т.д.).
Наконец, последняя из существующих на сегодняшний день форм республиканского правления - смешанная или полупрезидентская республика. На сегодняшний день она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии, Украине и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за деятельностью правительства. Иначе говоря, ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Классическим примером смешанной полупрезидентской республики на сегодняшний день является Франция, впервые утвердившая подобную модель, отказавшись от порождавшей постоянные кризисы парламентской модели Четвертой республики (1958 г.), при которой лидеры заседавших в парламенте партий никак не могли договориться между собой и создать сильное и устойчивое правительство.
Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками:
- во-первых, унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
- во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;
- в-третьих, составные части унитарного государства (области, департамента, провинции) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным.
Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни;
- в-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают малочисленные национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- в-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- в-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких, ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский. На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения.
Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства, каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимого от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.
Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:
1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения.
2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов.
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.
Мировой опыт показывает, что федеральное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура.
Конфедерации встречаются относительно редко и, как правило, либо предшествуют образованию федерации, как, например, США и Швейцария, либо распадаются, ибо между государствами не удается установить взаимовыгодных и развивающихся связей.
Рассматривая тип государственного (политического) режима адресовать студентов к соответствующей лекции.