Исторические типы государства

Понятие исторического типа государства связано с пред­ставлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.

Исторический тип государства— это система суще­ственных черт, свойственных всем государствам, относи­мым к определенной группе.

Существует несколько основных подходов к определе­нию типологии государства: формационный, технократи­ческий и цивилизационный.

С точки зрения формационного подхода главным при­знаком, определяющим исторический тип государства, яв­ляется тип социально-экономических отношений, сложив­шихся в обществе. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производ­ства. Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фрид­рих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производ­ства (социально-экономические отношения) базисом, а го­сударство, право, религию, мораль, искусство — надстроечными, производными от базиса явлениями. Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют ра­бовладельческие социально-экономические отношения, зна­чит, и государство является рабовладельческим и защи­щает преимущественно интересы рабовладельцев.

Маркс выделял такие исторически существовавшие фор­мации (и соответствующие ему типы государства): рабов­ладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.

Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который опреде­ляет тип общества и государства. Сторонники этого под­хода выделяют три уровня развития технологии: аграр­ный, промышленный (индустриальный) и постиндустри­альный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, на­пример, на рабстве, крепостном праве. Этому технологи­ческому уровню отвечает деспотическое государство. Та­ким, например, государством был Древний Египет. Индус­триальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, при­знающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств За­падной Европы в XIX — начале XX вв. Современным информационным технологиям, вовлекающим в производ­ство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.

С позиций цивилизационного подхода(Николай Да­нилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угаса­ния замкнутых, локальных цивилизаций. Цивилизация — это социокультурная общность, сформированная на ос­нове универсальных (всеобщих) ценностей. К ним отно­сят мировые религии, системы права, морали, достижения искусства. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выра­жению Тойнби): своеобразную религию и культуру, наци­ональную психологию. Каждая из цивилизаций имеет характерный для нее тип государства.

Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православ­ную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соот­ветствующий только им исторический тип государства.

Каждый из подходов к типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая раз­ные аспекты сложного пути развития общества, государ­ства и права.


Наши рекомендации